Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садят­ся за стол очень близко друг кдругу, затем связыва­ют правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время нарисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завя­зать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли полу­чить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариямипо поводу необ­ходимости договора в паре для достижения лучшего ре­зультата.После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессерисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Давай поговорим (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игрусловами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязываетсябеседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя даватьоценок его желанию и нельзя наста­ивать на ответе, если он не хочет по каким-либопри­чинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться за­давать вопросы или вступать вигру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен нахо­диться на одном уровне с ребенком, а в случае трудно­стей — ниже него.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотавна палец нитку, бро­сает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (кактебя зовут, что ты любишь, чего ты боишь­ся). Ребенок ловит клубочек, наматываетнитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующемуигроку. Если ребенок затрудняет­ся с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, авзрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она бу­дет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группахмалознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрос­лый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие долж­ныповторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенокстановится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е.должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем детидоговариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дыйпридумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все детиокажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

Газета (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре­одоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное че­тырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе­ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч­ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Наши рекомендации