Социальные интернет-медиа. 2006

В разгар всемирного вебдванольного бума, через год после появления Flickr и YouTube, появляются принципиально новые русские медиа: Habrahabr пишет об интернете, Sports.ru — о спорте, Look At Me — о молодежной культуре, но на каждом из этих сайтов значительную часть контента обеспечивают сами пользователи, причем безвозмездно.

Денис Крючков

Создатель habrahabr.ru

«Хабрахабр» — самое большое в Европе сообщество гиков. Проект был создан как попытка создать медиа, в котором каждый читатель мог бы быть репортером. До «Хабра» я занимался традиционной журналистикой, где движение одностороннее — от журналиста к читателю. «Хабрахабр» это опровергает: любой пользователь может быть источником информации. Создавался проект тяжело и трудно. Сначала это был микс традиционного СМИ и коллективного. У нас была редакция с журналистами, которые публиковали заметки, пользователи их читали, комментировали и публиковали свои — в специальном разделе сайта. Потом мы объединили сущности, и у всех пользователей появилась возможность публиковать тексты наравне с журналистами. Так мы пришли к нынешней модели.

В какой-то момент, когда «Хабрахабр» стал популярным, мы столкнулись с наплывом пользователей, которые не совсем понимали, о чем этот сайт. Мы ужесточили модерацию и стали прикладывать усилия в удержании изначальной тематической направленности. Нам и аудитории «Хабра» было не очень-то приятно читать посты о вышивании крестиком и покраске офисов. В основе сайта лежит карма — механизм, с помощью которого пользователи регулируют возможности друг друга. Карма позволяет выявлять наиболее интересных авторов и тех, кто создает шум. Редакторов в традиционным смысле на «Хабре» нет, вместо них работает автоматическая система, которая объясняет правила оформления текстов, изложения мыслей, орфографии, пунктуации. Недавно мы запустили ППА — программу поощрения авторов. Теперь, если пост набрал необходимое количество баллов, автор получает вознаграждение. Чем больше рейтинг поста — тем больше вознаграждение. С запуска программы 1 апреля мы выплатили авторам несколько сот тысяч рублей.

Дмитрий Навоша

Руководитель проекта Sports.ru

С 1998 года сайт жил в растительном виде, это было хобби нескольких человек. В апреле 2007 года случился перезапуск, и тогда не предполагалось, что столько всего получится и случится. Мы, как люди, не до конца вырвавшиеся из бумажных стен, решили сделать интерактивную газету, потому что продолжали мыслить теми шаблонами. Тогда еще не подразумевалось сообщество — это была история про то, как люди смотрели на интернет до социальных сетей.

«Трибуна» скорее была придумана пользователями, чем нами. Мой способ строить интернет — смотреть, что делают пользователи, и подстраиваться. У нас с момента перезапуска образовалась группа пользо­вателей, которые выкладывали тексты, и однажды они вдруг стали сообществом: начали свою жизнь выстраивать, группы. Социальный функционал мы начали делать в начале 2009 года. К тому моменту мы поняли, что сайт — не одностороннее вещание, а история про общение на тему спорта, потому что спорт — это эмоции, его круто с кем-то обсуждать. У нас на сайте 50 тысяч единиц пользовательского контента каждый день генерируется: комменты, микроблоги, посты. Пользователи взаимодействуют, фильтруют, лайкают, минусуют. Сейчас мы уже путаемся, где редакционное, а где пользовательское. Наше ноу-хау заключается в том, что мы поверили, что если смотреть за аудиторией, анализировать, вступать в общение — получается почти бесплатная фокус-группа.

Весь спорт не охватить редакционными усилиями — слишком большой объем информации. Мы никогда бы не смогли иметь своего корреспондента в Ангарске, которому важно рассказать о том, что там происходит с его любимым клубом «Ермак», — хоть это и интересно читать 500 людям.

Василий Эсманов

Создатель lookatme.ru

Мы никогда не могли строиться от личности автора, потому что их был либо миллион, как пользователей на сайте, либо они были не самые лучшие. Ни один редактор не выдержал бы темпа, а те, кто выдержал бы, не разбирались в теме. Мы выбрали людей, которые что-то понимают, а писать — как-нибудь научим. У нас было много друзей, которым было не фиг делать. Которые не могли никуда писать, потому что они не подходили как стабильные журналисты, а говорить им хотелось. Для них мы сделали платформу. Первоначально это все функционировало как редакция, это был довольно близкий круг. Сайт начинал расти, туда начинали переть какие-то левые люди. Чтобы показывать пример, показывать направление, мы создали редакцию.

Мы работаем с фактами, у нас есть активные параметры: вышло что-то новое, что-то произошло. Мы пишем, что произо­шло, как произошло, как на это реагируют другие люди. Так устроена деловая журналистика. Люди не пишут, нравится им, что Вексельберг откроет музей, или не нравится. В этом наше кардинальное отличие от глянцевой прессы.

Мы писали про модную моду, модную музыку, про модный дизайн и арт. Мы не писали про то, что не модно. Театр — не модный, никогда не будет модным в ближайшие пятнадцать лет. Появилась хип-хопера «Копы в огне», мы про нее написали. Это наша тема. Разница между смыслом жизни и стилем жизни: мы про стиль жизни пишем, а не про смысл. Смысл жизни люди сами себе находят.

«Сноб». Октябрь 2008

Создатель «Коммерсанта» Владимир ­Яковлев на деньги Михаила Прохорова запускает новый проект. «Сноб» действует по яковлевским методам середины 90-х, предлагая журналистам зарплаты в несколько раз выше, чем в других редакциях. Яковлев вводит в русский язык термин global russians и обещает уничтожить русские медиа. «Сноб» становится самым скан­дальным медийным проектом нулевых.

Маша Гессен

Наши рекомендации