Президент Московской независимой вещательной корпорации (1992–1996)

Тогда кто угодно мог выиграть неожиданно лицензию, просто — на страсти. Очень много было нового и любопытного. Я никогда не забуду человека по имени Иосиф Гольдин. Большинство из тех, с кем он сталкивался, считали его городским сумасшедшим, но тем не менее ему удавалось прорываться на достаточно высокий уровень. А надо сказать, что человек этот был невероятно, как сейчас говорят, креативный и невероятно раскрепощенный. У него были блистательные идеи, и он сумел заразить этими идеями нескольких серьезных людей. Скажем, развитие телемостов, которое возникло в то время, в чем-то обязано и этому человеку. У него были глобальные идеи с помощью телемостов связывать страны и континенты, в одно и то же время поводить какие-то позитивные объединительные акции, которые могли работать на какие-то божественные задачи. Например, чтобы все люди разных конфессий в одно время собирались у экранов телевизоров и молились за спа­сение человечества, за доброту и любовь. И в то время, время романтизма в России, такого рода идеи находили спрос.

Мы стали делать канал с американцами. Сначала это была мечта идиота, а потом я понял, что за все придется платить. А самое главное разочарование было в том, что американские партнеры, за исключением самого Теда Тернера и нескольких человек, относились к нам как к папуасам: нам предлагали бусы за то, чтобы освоить потенциально очень богатый российский рынок. Сказывалось это в мелочах. Приезжает человек и говорит — вот, привез «Улицу Сезам». И я так понял, что он привез этот сериал, чтоб мы его могли показать в России. Оказывается, он нам привез ноу-хау, то, что сегодня называется «формат», и то, что сегодня все покупают. А тогда я оскорбился на то, что он нам привез формат, чтобы наши люди посмотрели и научились, как это надо делать. Для меня тогда это было оскорбительно, потому что я понимал, что есть «Что? Где? Когда?», «КВН», «От всей души», еще что-то и нам нужны деньги, чтобы делать программы, а не программы, чтобы мы научились, как их делать.

Михаил Шац

Ведущий юмористической передачи «О.С.П.-студия»

На канале «ТВ-6 Москва» мы появились, когда продюсеру Александру Акопову пришла в голову собрать со всей страны поколение кавээнщиков, начинавших перерастать формат КВН. Первым большим проектом этих людей стала программа «Раз в неделю», предтеча «О.С.П.-студии». А в 1996-м мы собственными силами запустили «Назло рекордам!?», «О.С.П.-студию» и «33 квадратных метра».

Идеи приходили по-разному. Демидов в свое время позвал Васю Антонова и Сережу Белоголовцева и сказал, что у него есть энное количество часов смешной спортивной хроники: «Сможете придумать, как это использовать?» Так возникла «Назло рекордам!?» — передача, которая, на мой взгляд, вообще не имеет никаких аналогов, нигде. С «О.С.П.-студией» приблизительно такая же история. Нас никто не просил использовать какой-то реальный материал, «перевести» иностранные шоу — это просто был такой наш взгляд на телевидение, на жизнь. По сути, это можно назвать российским вариантом «Saturday Night Live».

На политические реалии времени мы особого внимания не обращали. Я до сих пор помню, что, допустим, в «черный вторник» у нас спокойно шли съемки. Потому что «черный вторник» был черным для тех, у кого были деньги какие-то. А мы очень мало это все понимали — мы были молоды, абсолютно безответственны. И мы развле­кали людей, говоря обо всем — и о Ельцине, и о Сосковце, и о многом еще. И, пожалуй что, без страха и упрека. В этом смысле мы явно находились в более выгодном положении, чем современное российское развлекательное телевидение.

Спустя 15 лет, работая на другом канале, который тоже считает себя развлекательным, я понимаю: канал «ТВ-6 Москва» был чрезвычайно творческим. Там было огромное количество талантливых людей, которые делали что-то новое. Каналом руководили не финансисты, а творческие люди. Не было продюсеров, которые приходили и говорили: «Это, может быть, и ничего, но что-то очень рейтинг низкий». Говорили: «Вот это смешно, это круто — а вот это не очень». И это очень, очень большая разница между тем телевидением и этим.

«Сегодня». 23 февраля 1993

Бывшие журналисты «Независимой газеты» выпускают первый номер газеты «Сегодня» — первый медийный опыт олигарха Владимира Гусинского. Успех «Коммерсанта» команде повторить не удастся, зато культурный отдел «Сегодня» станет одним из лучших за всю историю российских медиа. Газета просуществует до 2001 года и закроется во время разгрома «Медиа-Моста».

Дмитрий Остальский

Наши рекомендации