Особенности журналистского исследования-расследования

В энциклопедических словарях нет понятия «журналистское исследование». В них говорится лишь об исследовании научном, которое представляет собой про­цесс выработки нового научного знания, один из видов познавательной деятель­ности. Его основные компоненты: постановка задачи, анализ информации, форму­лирование и проверка гипотезы, эксперимент и т. д. [8]. Журналистское исследова­ние роднит с научным общая методология познания социальных явлений — стержень методологической культуры журналиста; применяемые последним об­щенаучные методы: наблюдение, опрос, изучение документов, сравнение, обобще­ние, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование. Однако другие сферы этой культуры достаточно специфичны. Речь идет о журналистской методологии: не только о научном обобщении, но и о художественном осмыслении информации, принципах изложения текста [9]. Фактическую документальность журналист со­единяет с авторским мнением и комментарием, выраженным свободно, раскован­но. Факт, проблема, концепция — важнейшие компоненты логической структуры текста [10]. При этом наибольшая эффективность достигается, если обеспечивает­ся: а) близость журналистского произведения массовой аудитории; б) ситуацион-ность повествования, когда обсуждение проблем, ход аргументации, представле­ние выводов и предложений «вращаются» вокруг конкретных жизненных ситуа­ций; в) драматизм повествования, неизбежный при анализе конфликтов, диалоге, искании истины [11]. В отличие от логической группы творческих факторов эф­фективности, связанных с содержанием произведения, психологические факторы призваны облегчить восприятие информации, добиться большего взаимодействия с аудиторией, привлечь и удержать ее внимание.

Панорама текущей жизни общества (событий, процессов, явлений, проблем, поступков, характеров и т. д.) может получить адекватное отражение именно в жур­налистском исследовании, особенно если рационально-понятийное автор сопряга­ет с эмоционально-образным.

В социальной действительности довольно часто противоречия обостряются настолько, что нерешаемость проблем ведет к предконфликтному напряжению, а затем и к конфликту. В этом случае журналист чаще всего ведет расследование. Согласно словарям русского языка глаголы «исследовать» и «расследовать» име­ют по два значения. Исследовать — 1) подвергнуть научному изучению, рассмот­рению; 2) осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь. Расследовать — 1) под­вергнуть всестороннему изучению, рассмотрению (факты, обстоятельства, дело); 2) расследовать преступление, осуществить следствие. Как видим, смена глагола привела к потере эпитета «научный».

Факты и версии

Исследовательская работа, установление и разработка источников информа­ции, способность распутывать и объяснять сложные материи, строить гипотезы (на основе подсказок или внимательного наблюдения) и проверять их на известных



Глава 6

фактах и мнениях — все это присуще исследованию и расследованию. Но в журна­листском расследовании есть и дополнительное требование к его автору — раскрыть злоупотребления, выявить нарушения законов, установлений, норм поведения или даже правил приличия. Проблема, о которой говорится в аналитическом материа­ле, в расследовательском — персонифицируется, когда устанавливаются виновни­ки злоупотреблений [12].

Журналистское расследование непохоже на другие виды журналистской дея­тельности. Его основные особенности в том, что: журналисты зачастую работают с сырым материалом, проводя множество интервью, либо подбирая факты, цифры и сопоставляя их; а сама выбранная тема предположительно связана с сомнительны­ми делами или халатностью, но доказательств этому нет, их надо найти; но кто-то пытается сохранить информацию в тайне.

Журналистское расследование отличается от того, что ведут правоохранитель­ные органы. Выдвигая вначале несколько версий происшествия, следователи оста­навливаются затем на одной, и эта истинная, доказанная, по их мнению, версия становится основой обвинительного заключения. Журналист, строя вероятност­ные предположения о причинах и виновниках критической или криминальной си­туации, ничего не утверждает окончательно. Его цель — привлечь внимание ауди­тории к описываемому явлению или герою публикации, заставить читателя или телезрителя поразмышлять о случившемся.

Частое появление журналистских версий обусловлено тем, что, во-первых, освобожденная от оков цензуры пресса может безболезненно вести речь о любых событиях и личностях; во-вторых, из-за ограниченного доступа к нужной инфор­мации журналист подчас не может оперативно и в то же время достоверно анали­зировать «кричащие» события, опираясь только на проверенные факты — ограни­чиваясь неполнотой сведений, он строит определенные предположения; в-третьих, версия весьма удобна в политической борьбе, когда, ничего не утверждая оконча­тельно, можно бросить тень на противника, оппонента; в-четвертых, опубликован­ная версия побуждает героя выступить с репликой, опровержением, высветить свою позицию и тем самым пролить свет на новые факты, по мере накопления которых у журналиста появляется хороший повод для возвращения к затронутой теме [13]. Версия дает возможность привлечь внимание аудитории к важным явлениям жиз­ни и отдельным персонам, предоставляет ей материал для размышлений, задает этим размышлениям определенное направление.

Конечно, чаще всего журналист прибегает к версиям из-за чинимых в ходе ав­торского поиска препятствий: осмысливая их причины, он пишет о своих догадках, оставляя выводы незавершенными. Однако причиной увлечения журналиста вер­сиями может быть и его недостаточная компетентность в вопросах, о которых он решил написать. Конечно, бывают и масштабные события, истинные причины ко­торых даже заинтересованным, должностным лицам сразу установить не удается. И здесь слово берет журналист со своими версиями. К примеру, когда в августе 2000 г. потерпела катастрофу атомная подводная лодка «Курск» и погиб весь эки­паж (118 человек), газета «Известия» в номере от 23 августа (через два дня после прекращения спасательных работ) выдвинула одиннадцать версий причин гибели: «Курск» столкнулся с иностранной подводной лодкой; в результате столкновения

Журналистское расследование



с «подводным предметом» появилась течь в районе торпедных аппаратов, что при­вело к взрыву аккумуляторной ямы и детонации боезарядов; лодку протаранило крупнотоннажное судно — траулер, сухогруз, танкер, ледокол; в торпедном аппа­рате взорвалась торпеда; лодка подорвалась на мине-рогатке времен Второй миро­вой войны; «Курск» попал в район бомбометания в ходе учений (хотя последние завершились за день до катастрофы); при маневрировании лодка длиной 154 мет­ра врезалась в твердый грунт; чеченский след — на лодке был мусульманин-ками­кадзе; диверсия (без чеченского следа) с целью заставить российское руководство отказаться от возобновления военно-морского присутствия в Средиземном море и Персидском заливе; конструкторский просчет, приведший к отказу техники и всех систем живучести корабля; затопление произошло в результате чьей-то ошибки.

Что же касается сбора и обработки фактов, то их методика в журналистском расследовании примерно такая же, как и при исследовании, хотя здесь могут быть свои особенности: анонимные источники информации, конфиденциальные сведе­ния, более трудное общение с героями, препятствия на пути установления истины.

К итогам журналистского расследования следует отнести не только сенсаци­онные, скандальные разоблачения, но и более скромные публикации о ситуациях в коллективах, переживающих коллизии. Поводом для подготовки всех этих мате­риалов является конфликт. К примеру, газета пишет о коррупции, а это конфликт человека с законом.

Конфликты и их анализ

Конфликт — это предельный случай обострения противоречия. Возникновение, развертывание, созревание, обострение и разрешение противоречий проявляются в действиях людей, реализующих свои цели, интересы, потребности. На стадии обо­стрения создается конфликтная ситуация. Возникший внутри нее какой-либо ин­цидент может трансформировать ситуацию в столкновение, или конфликт. В струк­туре конфликта следует различать субъекты — противостоящие социальные силы и объект — социальную сферу как предмет интереса этих сил.

Конфликты бывают: по масштабу распространения — глобальными, нацио­нальными, локальными (региональными) и частными; по сферам проявления — экономическими, политическими, экологическими, межнациональными, вооружен­ными, бытовыми; по характеру проявления — обостряющимися, затухающими, за­тяжными, разрастающимися. Довольно часто журналисты сталкиваются с затяж­ными конфликтами настолько острыми и бесконечными, что средствам массовой информации остается лишь вести летопись, хронику нескончаемых противоречий. Среди них можно назвать конфликты между обществом и преступниками, корруп­ционерами: властью и политическими партиями; коллизии, возникающие из-за не­выплаты в срок зарплаты, пенсий и т.д. Журналист может расследовать конфлик­ты социальные, трудовые, моральные, межличностные и внутриличностные. Со­циальные, экономические, духовные противоречия в ходе общественного развития могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально обу­словленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутриличностный конфликт), так и через прямое, публи­цистическое истолкование автором драматического момента, его открытый анализ,



Глава 6

«вторгающийся» в повествование. Журналисту, пишущему о социальных конф­ликтах, важно овладеть методикой социологического анализа как инструментом прогнозирования ситуаций. Но ему необходимо быть и психологом, если он анали­зирует трудовой и особенно моральный конфликт. Стремясь осознать конфликт, нужно выделить главное противоречие, приведшее к столкновению, а на стадии его созревания — заранее распознать «детонаторы» взрыва.

Особенность социального конфликта в нынешних условиях в том, что он про­текает в ситуации тотального кризиса, охватившего все сферы общественного бы­тия и сознания, что обусловливает чрезвычайную остроту столкновения, преобла­дание стихийных форм социального недовольства. Рынок усиливает социальное неравенство в обществе, характерное для этапа первоначального накопления ка­питала, обостряет противоречия между порожденными процессом демократизации социальными ожиданиями (они отражаются в психологическом настроении, эко­номических и политических требованиях населения) и ухудшением реальной эко­номической ситуации. Здесь уместно вспомнить известный в социологической ли­тературе эффект французского философа Алексиса де Токвиля: «Зло, которое пе­реносилось терпеливо, как нечто неизбежное, кажется непереносимым при мысли, что от него можно избавиться».

Социальный конфликт проходит ряд стадий.

1. Норма.

2. Скрытая, невидимая стадия нарастания напряженности, выше нормы, но еще не осознанная участниками событий.

3. Стадия проявления напряженности, роста недовольства и осознания конф­ликтной ситуации, выработки требований.

4. Инцидент, или критическая стадия перехода социальной напряженности в острый конфликт.

5. Стадия ускоренного развития социального конфликта.

6. Пик, кульминация конфликта.

7. Спад социальной напряженности [14].

Сюжет публикации о социальном конфликте можно строить по-разному. Ва­риант первый: начать с описания первых стадий развития напряженности, а закон­чить рассказом об инциденте. Второй вариант: описание столкновения дать в нача­ле материала, после чего проанализировать, что предшествовало переходу нормы в конфликтную ситуацию, а затем и в конфликт. Третий вариант: короткое начало, информация о конфликте, затем неоднозначные, порой взаимоисключающие трак­товки ситуации, предлагаемые представителями противоборствующих сил, а в кон­це — комментарий социолога, политолога или редакции.

Иногда редакция, публикуя острый материал на внутренней полосе, выносит на первую обращение к социальным институтам. Анонсируя статью о том, что в г. Ленинск-Кузнецке стал мэром руководитель преступной группировки, «Извес­тия» опубликовала следующий текст: «Вопрос к законодателю: намерена ли Госу­дарственная Дума в срочном порядке латать дыры в законодательстве, позволяю­щем ныне лицам с преступным прошлым легально проникать на любые государ­ственные должности? Вопрос к Совету безопасности РФ, в чью компетенцию входит

Журналистское расследование



обеспечение безопасности личности, общества и государства: какие меры он наме­рен предпринять для выполнения этой своей главной функции? Вопрос к право­охранительным органам — ФСБ, МВД, Прокуратуре: способны ли они преодолеть паралич перед напором наглеющей организованной преступности вообще и что бу­дет сделано для наведения порядка в конкретно взятом населенном пункте? Вопрос Президенту: кто, если не гарант Конституции, должен объединить усилия по пре­дотвращению криминализации власти?» [15].

Первым на публикацию отреагировал тогдашний президент России Б.Н. Ель­цин. Уже через два дня он дал письменное поручение генеральному прокурору, министру внутренних дел, директору ФСБЮ создать совместную следственную группу для расследования ситуации [16].

Многогранности расследования можно добиться, показывая социальный конф­ликт не в стадиально-хронологическом, а в пространственном разрезе. В середине девяностых годов социальную напряженность в обществе вызвало крушение финан­совых пирамид — таких как МММ, Хопер, Русская недвижимость и т. д., когда мил­лионы вкладчиков потеряли свои деньги. Анализом краха одной из таких пирамид — Русского дома «Селенга» — решила заняться «Общая газета», при этом она намети­ла выяснить, возвращается ли изъятая у финансовых аферистов наличность вклад­чикам или перекочевывает в казну государства. Расследование корреспондент про­вел в трех городах, соответственно и публикация состоит из трех главок.

Нижний Новгород: вооруженные автоматами налоговые полицейские в мас­ках ворвались в филиал компании, вскрыли автогеном двери хранилища и забрали все деньги вкладчиков -" 5,7 млрд рублей (в ценах 1996 г. — В. В.)

Иркутск: налоговая полиция захватила самолет компании, выгрузив 28 меш­ков с деньгами.

Волгоград: налоговая инспекция взыскала штраф — 13 млрд рублей, суд арес­товал самолет компании и пустил с молотка 48 ее автомобилей.

В результате этих акций выплаты денег были прекращены [17].

Как правило, журналисты начинают расследовать конфликт на стадии его куль­минации. Но весьма важной была бы превентивная роль публицистики, когда СМИ на основе анализа противоречий заранее предупреждали бы о нежелательном раз­витии конфликтных ситуаций.

Одним из источников социальной напряженности является сфера общественно­го производства, порождающая такую форму производственных отношений, как тру­довой конфликт. Его причинами могут быть низкий уровень труда и управления, изно­шенность техники, неприспособленность помещений к нормальной работе, низкая квалификация работников, необоснованные нормы выработки, наконец, личная не­приязнь людей в коллективе из-за несовпадения ценностей, установок, интересов. Воз­можны и такие причины, как ограниченность ресурсов, плохие коммуникации, неудов­летворительные социальные условия на предприятии. Это могут быть конфликты меж­ду рядовыми работниками и администрацией, рабочими и инженерно-техническими работниками, работниками различной социально-профессиональной принадлежно­сти, профсоюзом и советом трудового коллектива, рабочими и предпринимателями.

При анализе трудового конфликта как социального феномена журналисту важ­но учитывать психологический аспект, связанный с неоднозначностью поведения



Глава 6

людей в кризисных ситуациях; политическую составляющую, которая рассматри­вает сферу взаимоотношений рабочего класса, политических партий и государства; наконец, правовую компоненту, показывающую, не нарушают ли участники конф­ликта действующие законы. Такой конфликт — неизбежный этап в развитии тру­дового коллектива, важное средство, обеспечивающее баланс противоположных ин­тересов. С одной стороны, он — прямой вызов внутреннему порядку и стабильности в коллективе: его разрушительное воздействие на первых порах очевидно. С другой, очевидна и позитивная роль трудового конфликта: он вынуждает администрацию предприятия реорганизовывать производство, проводить реформу, в коллективе возрастает роль самоуправления.

Немало ожесточенных споров возникло в ходе приватизации собственности и акционирования предприятий (кстати, по этой причине не избежали столкнове­ний и коллективы многих редакций СМИ). По тревожному сигналу спецкор «Из­вестий» А. Пушкарь подготовил публикацию о «приватизационном» конфликте. Рабочим тульской швейной фабрики при акционировании досталось по одной-две акции, а директор и его заместители приобрели по солидному пакету, да еще и со скидкой в цене. «Безропотные ранее швеи» возмутились и отправили в «Извес­тия» коллективное письмо (800 подписей!). Приехав в Тулу, журналист попросил провести собрание коллектива, но руководители всячески оттягивали его начало. И все-таки оно состоялось. Журналист рассказывает о возникшей на нем полеми­ке, приводит высказывания почти дюжины выступивших, дает слово и защитни­кам директора. Отталкиваясь от конкретной проблемы, А. Пушкарь подчеркивает не только социальный, но и нравственный аспект проблемы: «Что — мы не видим, как на окраинах наших дремлющих губернских городов бурно растут трехэтажные особняки промышленных тузов и чиновников? Не знаем, что под предлогом ком­мерческой тайны директора держат в секрете свои заплаты и доходы?... И застре­вает в голове фраза, сказанная одной из швей: "Правды не было и не будет!"» [18].

При подготовке подобных публикаций важно заранее знать возможную реак­цию администрации на конфликт. Журналистская практика выявила различные варианты такой реакции:

• не замечать напряженности в коллективе, пока она не поднимется до опре­деленного порога;

• беззаботное решение с расчетом на «авось»;

• слишком позднее обращение за помощью со стороны;

• обращение к среднему (подчиненному) руководителю с просьбой заняться разрешением коллизии;

• бескомпромиссное решение об исчерпанности конфликта;

• проведение собраний;

• заигрывание с рабочими;

• не докапываться до сути конфликта;

• раскол в среде руководителей в связи с их неоднозначным отношением к си­туации (за и против).

В статье, корреспонденции или актуальном комментарии о конфликтной си­туации в коллективе журналисту важно призывать руководителей видеть людей

Журналистское расследование



за технологическими цепочками, своевременно ставить диагноз возникающей на­пряженности, вести профилактическую работу по предупреждению коллизий. Однако «терапевтический» эффект публикации может быть достигнут, если газета вмешается в развитие конфликтной ситуации до инцидента — на скрытой или пер­вой открытой стадии социальной напряженности. Этого можно добиться при усло­вии четко налаженной обратной связи (читатель-газета) или в случае, когда журна­лист отлично осведомлен о тенденциях развития обстановки на том или ином пред­приятии. Для местной (например, районной) прессы поддержание таких связей является относительно простой задачей. В областной печати с этой целью неплохо было бы вводить специализацию корреспондентов не только по проблематике, но и по груп­пам предприятий. Если за журналистом будут закреплены не более 15-20 предприя­тий города или области, то он будет лучше знать обстановку и держать руку на пуль­се производственной жизни. Аналогичные методы применяются при расследовании трудового конфликта и в разного рода учреждениях и организациях.

В жизни любого человека значительное место занимают его взаимоотношения в семье, с коллегами на работе, товарищами вне работы. Это общение порой приво­дит к моральному, или нравственному конфликту. В его основе лежат «различного рода реальные и иллюзорные, объективные и субъективные и в разной степени осоз­нанные противоречия между общающимися личностями при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных состояний» [19]. Чтобы четко определить суть нравственного конфликта и адекватно отразить его, журналисту следует позабо­титься об открытом и искреннем общении с конфликтующими сторонами. А это не так просто, поскольку участники конфликта часто подозрительно относятся к ви­зиту прессы в расколотый коллектив. Корреспонденту-расследователю помогло бы знание психологии морального конфликта. В частности, участники столкновения иногда неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, как и позиции и поступки своих оппонентов. К типичным искажениям восприятия можно отнести следующие:

• «иллюзии собственного благородства», когда человек считает себя жертвой противника, чьи моральные принципы, по его мнению, сомнительны;

• «поиск соломинки в глазу другого», при котором каждый их противников ви­дит недостатки другого, но не осознает таких же недостатков у себя;

• «двойная этика», когда противники понимают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, но независимо от этого собственные действия считают допустимыми и законными, а действия оппонента — нече­стными и непозволительными;

• «все ясно», когда каждый из партнеров чрезмерно упрощает конфликтную ситуацию, оценивая свои действия как правильные, а действия партнера — наоборот [20].

Особый интерес для публициста представляет подготовка очерка о герое, ко­торый переживает нравственный внутриличностный конфликт. Он не менее ва­жен и впечатляющ, чем прямое столкновение хорошего и дурного, консервативно­го и передового. Ведь самая трудная победа человека — это победа над собой, над обстоятельствами, над судьбой. Жизнь человека по самой своей сути проблематич-



Глава 6

на, даже трагична. Нередко жизненные проблемы требуют предельного напряже­ния сил, а иногда они и вовсе неразрешимы, и перед человеком даже может встать вопрос, который, по мнению Альбера Камю, является главным философским во­просом: стоит ли жизнь того, чтобы жить [21].

Подняться во весь рост, вопреки трудностям и невзгодам утвердить себя, рас­крыть свое дарование — это и есть проявление высокой нравственности челове­ка — хозяина своей судьбы. Вот что пишет «Комсомольская правда» о современни­ках: Николай Космин учился в двух вузах, играл за сборную России; ему было 28, когда по доносу товарища его арестовали в 1981 г. за слишком вольные разговоры о Ленине и советской власти. В тюрьме после девятой голодовки он пережил трех­минутную клиническую смерть. После «смерти» стал другим человеком — писате­лем, опубликовавшем две повести, роман, пьесы, рассказы [22]. Художник Федор Конюхов за 70 суток в одиночку дошел до Северного полюса, за 224 дня совершил кругосветку. В публикации раскрывается конфликт «человек-природа», через ана­лиз внутриличностного конфликта показываются возможности личности. Убеди­телен и дневник, который Конюхов вел в ходе плавания [23].

Конечно, показать испытание человека повседневностью, преодоление им буд­ничности своего труда, своих слабостей, воспитание привычки, стремления требо­вать от себя постоянно больше, чем от других, значительно сложнее, чем описать самоотверженный труд, порыв героя или перипетии конфликта в коллективе. К при­меру, авторы порой рассказывают, как в том или ином коллективе человек вступа­ет в конфликт с руководителем, не соблюдающим общепринятых норм. Человека незаконно увольняют с работы, и проходит немало времени, прежде чем справед­ливость будет восстановлена, а порок наказан. Но ведь в этих коллективах есть люди, у которых проявляются и характер, и принципиальность, однако часто они остают­ся пассивными созерцателями практических действий своего товарища, не реша­ясь поступить также. Что их сдерживает? Иной человек осознал необходимость действия, но эмоции, некогда придававшие ему силу, угасли, пропал интерес, по­низился уровень психической напряженности, и способности кажутся утерянны­ми. В подобных случаях говорят о необходимости сделать волевое усилие, но оно должно иметь какой-то психический механизм, которым личность обязана владеть. Этот механизм можно представить себе как поиск и привлечение личностью дру­гих мотивов, которые бы усиливали, дополняли или полностью замещали действие мотива угасающего [24]. Журналисту важно помочь найти такие мотивы.

Раскрыть личность, диалектику поступков героя лучше всего через психоло­гический анализ, применяемый как инструмент, помогающий создать рельефный образ современника, отобразить сложный социально-нравственный мир человека. Приемы анализа следующие: 1) действия, мысли, чувства героя показываются в их непрерывности и последовательности; 2) внутренний мир человека раскрывается изменяющимся под воздействием окружающей действительности: он либо совер­шенствуется с улучшением социальной среды, либо, наоборот, личность утрачива­ет свои положительные качества; 3) средствами очерка исследуется профессиональ­ная психология человека; 4) рисуется влияние на характер личности внутренних противоречий; 5) дается анализ выбора героем цели, решения, поступка и т.д. [25].

Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуаций, заключаю­щий в себе остроту конфликта социального, трудового или морального — публика-

Журналистское расследование



ции об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновений, умение разобраться в них в значительной мере определяют уровень компетентности журналиста. При этом он должен владеть инструментарием — ис­кусством общения, сбора и использования информации, чтобы подготовить аргу­ментированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане.

Источники информации, к которым обращается журналист-расследователь — индивидуальный (человек) и коллективный желательно дополнить еще одним, са­мым надежным с точки зрения доказательности — документом. Им может быть оригинал или копия деловой бумаги, магнитофонная пленка или видеокассета, фотография или публикация из подшивки вчерашних газет.

Барьеры на пути к журналистским расследованиям связаны, в основном, с до­ступом к информации (сложно получить письменные документы, найти людей, которые будут говорить о злоупотреблениях открыто или оставаясь в тени); незна­нием существа предмета (действующих лиц, принятых норм, способов их наруше­ния и т.д.); юридическими проблемами (постоянными угрозами судебного пресле­дования за вторжение в частую жизнь, пасквиль, клевету, а публикация опровер­жения роняет авторитет автора и издания).

Наедине с листом бумаги

Как только собрано достаточное количество фактов, журналист, полный впе­чатлений от увиденного и услышанного, садится за письменный стол. Настало вре­мя задать себе вопрос: «Что же я обнаружил? Что будет стержнем, квинтэссенцией моей статьи, корреспонденции, очерка?» Нужно отсортировать основные факты от второстепенных, лишних и выстроить сюжет так, чтобы показать читателям глав­ное направление мысли. Тезис (идея), который автор выдвигает при анализе пробле­мы, расследовании конфликта, должен отличаться логической определенностью, ясностью, точностью и быть неизменным на протяжении всего публицистического произведения. Если, сформулировав основную мысль, журналист переходит к дру­гой проблеме, а затем — часто по ассоциации — затрагивает третью, от нее перехо­дит к четвертому положению, то тем самым совершает ошибку, которую можно назвать потерей тезиса. Попытка аргументировать каждую идею не спасает пуб­ликацию: она получается многотемной, малоубедительной.

Иногда публицист видоизменяет первоначальный тезис: усиливает или рас­ширяет для облегчения критики. Происходит частичная подмена тезиса, смеще­ние акцентов в освещении проблемы. К примеру, журналист, услышав на собра­нии, как руководитель коллектива верно говорит о необходимости укрепления дис­циплины, пишет не об этой актуальной проблеме, а изображает директора любителем «закручивания гаек», жестким администратором.

В газетной практике применяются разные способы доказательства истинности тезиса. Среди них — прямое, когда конкретную проблему оценивают, ссылаясь на теоретическое положение или общепринятую норму оценки (норму права или нрав­ственности и т.д.). Цепь рассуждений обычно начинается с аргументов и с логичес­кой необходимостью приводит к обоснованию правоты журналиста. Так, анализи­руя социально-политическую обстановку России, публицист ссылается на расста­новку властных и оппозиционных структур, борьбу партий, состояние производства,



Глава 6

финансов, межнациональные отношения и т.д. При другом способе — косвенном — истинность тезиса доказывается через ложность противоречащего ему высказыва­ния — антитезиса. При разделительном способе дискутируются несколько несов­местимых предложений, касающихся одного и того же вопроса. В этом случае рас­суждают по методу исключения: показывают несостоятельность положений каж­дого из оппонентов, что само по себе служит подтверждением правильности оставшегося тезиса.

В критических публикациях журналист часто прибегает к операции опровер­жения тезиса противника, которое бывает также прямым и косвенным. При пря­мом опровержении условно допускают, что положение, выдвинутое противной сто­роной, является истинным. Затем выводят следствия, вытекающие из этого, и срав­нивают с уже известными утверждениями: фактами, нормами и также заявлениями, публикациями, автором которых был оппонент ранее. Обнаруженное противоре­чие между следствиями и утверждениями позволяет заключить, что условное до­пущение оказалось неверным, как и сам тезис. При косвенном опровержении тезиса противника журналист все внимание уделяет тщательному и всестороннему обо­снованию собственного положения. Если он докажет его правильность, то из этого становится очевидным ложность тезиса противника. Этот способ применим тогда, когда тезис и антитезис регулируются принципом tertium non datur «третьего не дано». Если журналист в своем выступлении сочетает доказательство и опровер­жение, то этот прием называется комплексным [26].

Отстаивая свою идею, журналист оперирует доводами, которые могут быть сильными, слабыми и несостоятельными. К числу сильных, которые невозможно опровергнуть, относятся суждения на основе точно установленных фактов, поло­жения законов, уставов, других нормативных документов, выводы, подтвержден­ные экспериментальной проверкой, заключения экспертов, мнения признанных авторитетов, показания свидетелей и очевидцев событий, статистические сообще­ния и т.д. Слабые аргументы уязвимы для критики, легко опровергаемы. Среди них можно указать на выводы из недостаточных данных статистики, ссылки на мало­известные читателям авторитеты, версии, тенденциозно подобранные отступления, софистические уловки и суждения, построенные на алогизмах. А к несостоятель­ным (поддающимся критике с полным разоблачением журналистского обмана и дискредитацией издания, опубликовавшего материал) следует отнести суждения на основе подтасовки фактов, ссылки на сомнительные, непроверенные источни­ки, потерявшие силу решения, домыслы, догадки, предположения, демагогические увертки, измышления, выдержки из фиктивных документов, ложные заявления и показания, выдаваемые авансом обещания и посулы, расчет на невежество и пред­рассудки, подлоги, фальсификацию.

Итак, в конкретной публикации в качестве аргумента можно использовать лишь достоверно установленные доводы, истинность которых не вызывает сомнений, причем достоверность их устанавливается автономно по отношению к тезису; ар­гументы не должны противоречить друг другу, и, наконец, в совокупности их дол­жно быть достаточно для обоснования тезиса. Нарушение этих правил приводит к логическим ошибкам. Если в качестве аргумента использован ложный факт, указа­ния на несуществующих очевидцев, ссылка на событие, которого не было, то воз-

Журналистское расследование



никает основное заблуждение: подрывается основа, главный принцип доказатель­ства — убедить в правильности такого тезиса, который покоится на твердом фун­даменте из достоверно установленных положений.

Порой журналист не собрал достаточного количества аргументов, тогда он вынужден их не доказывать, а как бы предвосхищает истинность своего тезиса (ошибка, называемая «предвосхищением основания»)', если истинность аргументов не будет установлена независимо от тезиса, то есть автономно, то возникает другая ошибка — «круг в обосновании»: истинность тезиса обосновывается ссылкой на со­ответствующие аргументы, а достоверность последних явно или неявно выводится из тезиса. Порой журналист, действуя по принципу «чем больше, тем лучше», вклю­чает в число аргументов несовместимые или явно противоречащие друг другу по­ложения, совершая тем самым логическую ошибку «чрезмерного доказательства».

Логика аргументации нарушается и в том случае, когда из малочисленных до­водов пытаются вывести широкие обобщения, которые логически из них не следу­ют. Причина такой ошибки кроется чаще всего в поверхностном анализе материа­ла, когда не умеют или не затрудняют себя тем, чтобы из многих положений ото­брать достоверные, наиболее очевидно связанные с основной идеей публикации. Оптимальным является правило — лучше меньше, да лучше. Все относящиеся к тезису факты и положения должны быть тщательно взвешены, чтобы получить не простое их множество, а надежную и убедительную систему доводов. Не случайно говорят, что изолированный факт в отдельности может весить как перышко, а не­сколько взаимосвязанных фактов давят с тяжестью жернова. Систему гармонически взаимосвязанных и переплетающихся аргументов можно сравнить с туго сплетен­ным из множества волокон канатом, который во много раз прочнее каждого волок­на в отдельности или какого-то их пучка.

Достоверность, автономное обоснование, непротиворечивость, достаточность — таковы требования к аргументам, только в этом случае публикация будет убеди­тельной. И конечно, важно, выясняя истину, избегать личных выпадов в адрес ге­роев публикаций, сохранять достоинство, соблюдать этические требования.

Но как логически перейти от аргументов к тезису? С помощью демонстрации, которая представляет собой способ доказательства, внутреннюю структуру рассуж­дения. Продемонстрировать — значит доказать, что тезис логически следует или вытекает из принятых аргументов. При этом журналист прибегает к одной из сле­дующих форм умозаключений: дедукции, индукции или аналогии.

Дедукция (от лат. выведение) — логическое умозаключение от общего к част­ному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Дедуктивный метод — способ исследования, при котором частные положения логически выво­дятся из общих положений — например, из аксиом, постулатов, правил, законов.

В отличие от дедукции индуктивное рассуждение строится, опирается не на общие положения и аксиомы, а на конкретные эмпирические данные с целью обоб­щения, установления причин или правильной их оценки. То есть индукция (от лат. наведение, побуждение) — логическое умозаключение от частных, единичных слу­чаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Индуктивный метод — способ исследования, изложения, при помощи которого от наблюдения частных фактов и явлений переходят к установлению общих

Наши рекомендации