Современные сми зарубежных стран

Рассмотрим состояние зарубежной журналистики в двадцатом веке.

А. Журналистика Европы

Массовая (или популярная) печать Великобританииориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» (The Sun —

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке______________________ 63

«Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror — «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» (Daily Express — «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail — «Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дей­ли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего клас­са. Тираж ее достигал 5,5 млн экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн. Таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дей­ли мейл» и «Сан». Пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» ма­териалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстано­вила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массо­вой газеты «Тудей» («Today» — «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. До­рогостоящая технология, т.е. компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т.д., привела к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», кото­рый не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобаль­ной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн фунтов стер­лингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем дру­гих четырех своих газет (особенно «Сан» и «Тайме») [7].

Качественная газета «Индепендент» («Независимый») начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в рас­пространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, рас­клад содержания по рубрикам — «одна полоса-одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста [8].

Деление изданий на массовые и качественные существует и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди тайме» (The Sunday Times — «Воскресное время», 1822), «Санди телеграф» (Sunday Telegraph — «Воскрес­ный телеграф», 1961), «Обсервер» (The Observer — «Наблюдатель», 1791), а к массо­вым (таблоидным) — «Ньюс оф уорлд» (News of rhe World — «Новости мира», 1843), «Мейл он санди» (The Mail on Sunday — «Воскресная почта», 1982), «Санди миррор» (Sunday Mirror — «Воскресное зеркало», 1915), «Пипл» (People — «Люди», 1881).

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консер­вативную партию поддерживают «Тайме» и «Санди тайме», «Дейли телеграф» и «Санди телеграф», «Ньюс оф уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгля­ды лейбористской — «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», «Пипл».

В 2000 году тиражи всех массовых британских газет, отражая многолетнюю тенденцию, продолжали падать, в то время как ориентированные на интеллиген­цию и «средний класс» качественные издания несли лишь незначительные потери. Больше всех прибавила в тираже (с 300 тыс. до 500 тыс. экз.) самая качественная газета Великобритании — «Файнэншл тайме», имеющая устойчивую аудиторию среди представителей деловых кругов, политиков и просто образованных людей



Глава 2

Великобритании и других стран мира. В 2000 г. она пробилась на германский ры­нок и стала выходить на немецком языке под названием «Файнэншл тайме Дойч-ланд» тиражом в 60 тыс. экз. Из воскресных газет тираж увеличила лишь «Обсервер» (с 410 до 440 тыс. экз.) и «Санди тайме» (с 1 млн 375 тыс. до 1 млн 440 тыс.). Все остальные воскресные газеты потеряли в тираже.

Крупнейшей ежедневной качественной газетой остается «Дейли телеграф» (тираж чуть более 1 млн экз.). Тираж «Санди телеграф» — около 800 тыс. экз., а «Тайме» — 712 тыс. экз. по сравнению с 720 тыс. в 1999 г.

Из «бульварных» газет в 2000 г. увеличила тираж только «Дейли стар» (с 810 тыс. в 1999 г. до 830 тыс.). Тираж самой массовой воскресной газеты «Ньюс оф зе уорлд» впервые упал ниже 4 млн экз. Крупнейшей массовой ежедневной газетой остается «Сан» с тиражом в 3,5 млн экз. [9].

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет радиопередачи в цифровом варианте [10]. Создан­ная в 1922 г. Британская радиовещательная компания (Би-би-си), имеющая статус общественной организации, с 1936 г. начала осуществлять и телепередачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобри­тании коммерческое телевидение.

Во Франции выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал в 1903 г. составлять 1,8 млн экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый круп­ный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Чело­вечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, сре­ди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного фронта (1934-1938), в созда­нии разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на тех­нические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, оби­лием иллюстраций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бур­ное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde — «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation — «Ос­вобождение», 1973) и др.; специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos — «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste — «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные: преобладают иллюстрированные еже­недельники типа «Пари матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и еже­месячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке________________ 65

де Пари» (Le Quotidien de Paris — «Парижская ежедневная газета», 1974). Для пе­чати Франции характерно наличие влиятельных церковных изданий, среди кото­рых следует выделить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie — «Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии : «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980 г.) [И].

Чтобы удержаться на газетном рынке в период экономического кризиса и но­вой технологической революции, многие ежедневные газеты идут на существен­ное обновление содержания и формы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет пер­вый номер обновленной газеты «Монд». Издание, впервые созданное полвека на­зад, теперь отличалось многим. Читателей привлекли богатая, выверенная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по семи разделам («Междуна­родный», «Франция», «Общество», «Предприятия», «Сегодня», «Горизонты», Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.п. В том же номере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 жур­налистов. Газета в продажу в Париже стала поступать уже в 14.00 — раньше, чем преж­де (был выигран один час в редакционной подготовке издания) [12]. Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличение объема ее продажи.

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 г. была введена вторая программа, а передачи стали цветными, в 1972-ом — третья, в 1984-м — четвертая государственная и первая частная, разрушившая государственную монополию на французском ТВ. В 1986 г. начали функционировать сразу две новые частные на­циональные программы. А в 1987 г. произошло разгосударствление первого кана­ла — ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно так же, кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-кюльтют, Франс-мюзик, Радио-блё, 50 мест­ных радиостанций), развивается и частное местное радиовещание. Тем более; что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.

В 2000 году уже в 14-й раз были опубликованы результаты социологического опроса об отношении французов к своим средствам массовой информации. Иссле­дования показали снижение доверия читателей к прессе на 8 %, а к телевидению — на 11 % по сравнению с 1999 г. Самый высокий уровень доверия — 55 % — имеет радио, хотя по сравнению с 1999 г. оно упало на 8 %. Наиболее значительно сниже­ние доверия французов к телевидению [13].

Германии довелось пережить и двенадцатилетний период радикальной жур­налистики фашистского толка, лидером которой были правительственное радио и газета «Фелькишер беобахтер» («Народный наблюдатель»), когда противникам нацизма приходилось выпускать издания в подполье.

А сегодняшние особенности немецкой прессы — преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95 % периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX в. Добавим, что акцент на региональную

3 Зак. 649



Глава 2

информацию наблюдается и у центральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, са­мая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращениями [ 14]. Кстати, нечто подобное происходит сегодня и с российскими центральными изданиями, которые организуют региональные вкладыши. Падение Берлинской стены и объединение двух германских государств привели к существенным переменам на газетно-жур-нальном рынке. Так, на начало 1994 г. в стране выходило 1601 издание общим ра­зовым тиражом 25 млн экз. [15]. В СМИ любого государства есть издания, пред­ставляющие не только печать страны, но и нацию в целом. Таковы, например, «Тайме» в Великобритании, «Монд» во Франции, а в Германии — это прежде всего «Франкфуртер альгемайне цайтунг», «Шпигель» и «Цайт». Еженедельная газета «Цайт» была основана в феврале 1946 г. и в тот год выходила на 8 страницах. Сегодня объем издания составляет 85-100 страниц. Ориентированный на образо­ванного и общественно активного читателя, этот качественный еженедельник не просто информирует о событиях, но и знакомит аудиторию с основательными ком­ментариями на актуальные темы, стремится к серьезному анализу и независимости суждений.

В 2000 году в Германии выходило 389 ежедневных газет общим разовым тира­жом 28,5 млн экз., 25 еженедельников тиражом 2 млн экз., 852 «публичных» журна­ла тиражом 130,7 млн экз., 1090 специализированных изданий тиражом 17,7 млн экз. В стране зарегистрировано 39,16 млн радиоприемников и 34,72 млн телевизо­ров. Лидером на газетном рынке по-прежнему остается концерн А. Шпрингера, ко­торому принадлежит каждая четвертая продаваемая ежедневная газета. Лидирует концерн и в сегменте бульварных газет [16]. Если в 1987 г. западногерманские теле­зрители ежедневно затрачивали на просмотр программ в среднем 139 мин., а жители тогдашней ГДР — около 130 мин., то в 1997 г. «среднестатистический» немец в объе­диненной Германии проводил ежедневно перед телеэкраном более 180 мин. [17].

Сама же история радиотелепередач началась сравнительно рано: впервые бер­линцы слушали радио в октябре 1923 г., а к 1926 г. в стране был уже миллион ра­диослушателей. В марте 1935 г. в Берлине был открыт пункт для публичного про­смотра телевидения, а с января 1936 г. программы передавались ежедневно с 20 до 22 часов. В 1944 г. передачи в Германии прекратились. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда частные радио- и телеканалы, основной источник функциониро­вания которых — реклама, соседствуют с общественно-правовыми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецент­ры), финансируемыми преимущественно за счет ежемесячной абонементной пла­ты телезрителей и радиослушателей. Интересно, что многие частные телекомпа­нии ФРГ объявили в 1998 г. о том, что они намерены начать регулярно транслиро­вать программы цифрового телевидения высокой четкости, что сулит подлинную «революцию в квартире» [18].

Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870 г. (до этого была раздроблена на 9 отдельных государств) и оставалась монархией до 1946 г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров [19]. Сегодня среди информационных газет лидируют «Коррьере делла сера» (Corriere della Sera — «Вечерний вестник», 1876 г., 680 тыс.

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке 67

экз.) и «Репубблика (La Repubblika, 1976, 380 тыс.); среди журналов достаточно уверенно чувствует себя «Оджи» (Oggi — «Сегодня», 1945,900 тыс. экз.) [20]. В це­лом же итальянские ежедневные газеты имеют невысокие тиражи. Но зато разо­вый тираж журналов существенно превышает газетный. Многие средства массо­вой информации находятся в собственности политических партий и профсоюзов. Радиовещание в Италии существует с 1924 г., а телевидение — с 1954 г. После от­мены государственной монополии на телевидение Сильвио Берлускони в 1977 г. вложил 1 млрд лир в местную кабельную станцию «Телемилано», используя ее как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрел еще три крупнейшие коммер­ческие телесети страны — «Канале-5», «Италиа-1» и «Рете-4» («Сеть-4») и стал основным конкурентом государственной службы РАИ-ТВ (Объединенное итальян­ское радиовещание и телевидение). В 80-90-е гг. XX в. в политическом процессе и в развитии СМИ Италии произошли существенные качественные изменения. В 80-х включилось в политическую коммуникацию коммерческое ТВ, в 90-х рухнула си­стема идеологических партий. А в конце века одновременно и журналисты, и поли­тики, и вместе с ними их аудитория получили выход почти что в коммуникацион­ный космос — Интернет. На ниве коммуникационного бизнеса появляются яркие фигуры, среди которых выделяется Сильвио Берлускони. Принадлежащие ему три коммерческих телеканала «Медмасет» вместе с тремя государственными канала­ми обслуживают почти 90 % телеаудитории страны [21].

В последнее время пресса Испанииблагодаря постоянству цен и росту потока рек­ламных вложений весьма стабильна, хотя в распространении периодики отмечается оп­ределенный застой. Поданным 51-го конгресса международной ассоциации газет, про­шедшего в 1998 г., Испания по тиражу ежедневной периодики в 4,26 млн экз. занимает 13-е место в мире. Несмотря на все усилия, предпринимаемые издателями периодики, индекс ее потребления остается одним из самых низких в Европейском сообществе: 115-120 читателей на 1000 человек, в то время как в сообществе он составляет порядка 600. Столь огромный разрыв испанцы объясняют тем, что «появление телевидения в стране произошло в эпоху, когда грамотность еще не стала универсальным феноменом» [22]. Потребление газет составляет 104,8 экз. на 1000 человек, и по этому показателю Испа­ния существенно отстает от развитых европейских стран, хотя и опережает Италию, Грецию и Португалию. В июле 1998 г., проведя анкетирование среди 900 испанских руководителей, журнал «Актуалидал экономика» выявил, что для опрошенных глав­ным авторитетным источником информации является радио, прессе же отводится вто­рое место, а телевидение вообще считается малоинформативным [23]. Иную карти­ну дают данные Центра социологических исследований Испании. Из анализа отве­тов 2500 молодых людей от 15 до 20 лет явствует, что на третье место своих ценностей (после квартиры и автомобиля) они ставят телевизор, который, по их мнению, важнее одежды, музыкальных центров, мотоциклов, путешествий за границу и т.д. Шестеро из десяти не имеют обыкновения покупать регулярно газеты и журналы [24].

Современные испанские газеты можно разделить на три группы: «независи­мые» частные, партийные и государственные. Самыми крупными изданиями яв­ляются «Вангуардиа» (La Vanguardia — «Авангард», 1881 г. основания), «Диарио де Барселона» (Diario de Barcelona — «Барселонская газета», 1792), «Интервью» (1976). Телевидение в Испании появилось в 1956 г.



Глава 2

современные сми зарубежных стран - student2.ru В Австриивелико влияние прессы Германии, а все ведущие газеты, в том чис­ле и «Венская газета», основанная в 1703 г., собраны в Риме. В последние годы здесь усиливается концентрация печати и, как следствие, с усилением концентра­ции печати качественные газеты стали уступать массовым, которым нужны сенса­ции вместо анализа. Австрия стала первой европейской страной, начавшей в 1980 г. регулярные передачи «телетекста», с помощью которого можно узнать новости, курс акций на бирже, познакомиться с программой радио и телевидения.

В Швейцариинаиболее крупное качественное издание — «Нойе цюрхер цай-тунг» (Neue Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»), этом мощном аналити­ческом центре работают свыше 950 сотрудников. В «Организационном статусе ре­дакции» от И сентября 1915 г. и в ныне действующем «редакционном статусе» от 1974 г. провозглашается независимость редакции от любых внешних влияний, преж­де всего в сфере информационной политики, общей позиции, а также формирова­ния структуры газеты [25]. Швейцарское радио- и телекомпания распространяет программы на четырех языках — немецком, французском, итальянском и ретроро-манском.. Первые газеты в Грециипоявилась во второй половине XIX в. Две из них издаются и сегодня: «Акрополис» (Acropolis» — «Акрополь», 1881 год создания) и «Эстия» (Estia» — «Очаг», 1898). В шестидесятые годы XX столетия в стране вы­ходило более 1100 газет и журналов. Рост их численности сопровождается созда­нием газетных групп. Так, группе семьи Ламбракис принадлежат два газеты (ве­черняя и воскресная) и три еженедельника (экономический, политико-обществен­ный и спортивный). В Греции — три радиотелевизионные компании,

В Португалиииздается около 70 ежедневных газет. Самая влиятельная из них — «Диариу ди нотисиаш» (Diario de Noticias» — «Газета новостей», 1864). В Лиссабоне сконцентрированы 60 % всех зарегистрированных изданий, 10 % приходится на го­род Порту.

К странам Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норве­гию, Данию, Исландию.Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеоб­щая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации. В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. - Швеция (1632); Дания (1749).

В Бенилюкс входят Бельгия, Нидерланды и Люксембург.Первая газета по­явилась в Бельгии 17 мая 1605 г., в Нидерландах — в 1656 г., а в Люксембурге — значительно позднее. Телевидение всех трех стран тесно связано со структурами государственной власти. Широкой известностью пользуются программы «Радио Люксембурга», имеющей филиалы во Франции и Великобритании.

В последние годы журналистика стран Восточной Европы, к которым относят­ся Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Югославия, Алба­ния,прошла через серьезные испытания, связанные с трансформацией обществен­ного строя, крушением социалистических идеалов. Так, в начале 1990-х гг. за два-три года в Польше обновилась большая часть периодической печати и 75 % газетно-журнального рынка составили издания новой генерации [26]. В середине 90-х часть мелких изданий в связи с общим удорожанием жизни, повышением цен на бумагу, не найдя инвесторов, не выдержала конкуренции. Сократились тиражи известных и влиятельных газет из-за утраты интереса к «серьезной» прессе, натис-

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке 69

ка продукции «массового» потребления. Зато процветают и крепнут издания буль­варного характера.

В 50-е годы XIX века в той части Польше, которая входила в состав Российс­кой империи, произошла реформа прессы, в результате чего издательское дело было перестроено на началах капиталистического предприятия. После возрождения не­зависимости Польши в 1916 г. в стране продолжалось развитие печати, характерное для буржуазного государства. К 1 сентября 1939 г., началу Второй мировой войны и вторжения фашистской Германии в Польшу, в стране выходило почти 2700 перио-> дических изданий [27]. Нынче же еженедельная пресса всепольского и региональ­ного значений в Польше — это 188 изданий общим тиражом 11 млн экз., а ежеднев­ная печать представлена 83 изданиями тиражом 4 млн экз. [28]. Польское обще­ственное телевидение располагает двумя общепольскими каналами и 10 станциями регионального значения, кроме того, в регионах имеются еще 14 коммерческих те­лестанций. Помимо общественного радио, три коммерческие радиостанции — РФМ, ФМ, Радио Зет и католическое — Радио Мария вещают круглосуточно на всю стра­ну. В Польше сегодня насчитывается около 140 частных независимых радиостан­ций. В других странах Восточной Европы журналистика шла путем, напоминающим польский. В Болгарии радиовещание появилось сравнительно поздно — в 1929 г.

Б. Журналистика Америки

В СШАна стыке двух веков заметным явлением в журналистике было движе­ние социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекер-ства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журна­ла «Колльерс» 10 февраля 1906 г. а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений и коррупции в различных сферах жизни США [29].

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации. В 1910 г. в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий. Газе­ты крупных городов имели мощные типографии. Так, в типографии «Нью-Йорк тайме» работало 1800 рабочих, в редакции 516 сотрудников, в конторе 953 челове­ка, в правлении — 84, всего 3453 человека [30].

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип деше­вой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фо­тографией во всю первую полосу (удобен читающим в баре, трамвае, автобусе). Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее поло­жение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качествен­ные газеты — «Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианского учения») и др. также значительно расшири­ли свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедельник «Тайм» («Время»).



Глава 2

современные сми зарубежных стран - student2.ru Организаторы журнала, молодые выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хад­ден, стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второй из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забав­лять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные изда­ния — другие журналы новостей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнай­тед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед Первой мировой войной в США появились первые пробные радиостан­ции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («На­циональная вещательная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне [31]. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы Второй мировой войны: в 1942 г. в США насчиты­валось свыше 28 млн радиоточек, которыми было охвачено 82,8 % населения стра­ны [32].

Динамичное развитие американской периодической печати продолжалось и после 1945 г. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, регио­нальной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62,5 % номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц (7 ап­реля 1963 г. «Нью-Йорк тайме» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг.) [33]. Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запуги­вание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложили отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно занимались деформацией новостей о Советском Союзе.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 дол­ларов за тонну в 1972 г. до 470 долларов в 1980 г. привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк тайме» с 50 до 85 центов и к увеличению объема рекламы (газета полу­чила от нее 10 миллиардов долларов в 1976 г., а в 1978 г. — 12 миллиардов) [34]. Одновременно и углублялся процесс концентрации и монополизации средств мас­совой информации. В 1975 г., например, сменили владельца 49 американских га­зет. В этот период 20 крупнейших корпораций контролировали более половины из 61 млн экземпляров ежедневных газет и более половины доходов от 11 тысяч жур­налов [35]. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенациональ­ных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основала газету «Ю-Эс-Эй ту-дей» (USA today — «США сегодня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заго-

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке 71

ловками, броской версткой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с при­вычным экранным видеорядом. Она имеет приложения (справочное, книжное, школьное).

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и литературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы при­влекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих амери­канских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в конформи­стской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изоб­разить свое время можно с помощью художественного вымысла [36].

В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевидение. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 г. В том же году из Вашингтона в Филадельфию был передан портрет президента Гардинга, а в 1925-ом — по радиоволнам было по­слано первое живое изображение. В 1931г. появились экспериментальные телевизи­онные станции, а в 1939-ом — началось регулярное телевизионное вещание. В 1950г. в 64 городах работало 106 телевизионных станций, а число телевизоров у населения превысило 6 млн [37].

Тем временем идет становление гигантских радиотелевещательных корпора­ций. К Эн-би-си (Нэшил бродкастинг компани) и Си-би-эс (Коламбиа бродкас-тинг систем) в 1943 г. присоединилась Эй-би-си (Америкен бродкастинг компа­ни — Американская вещательная компания). Эти «три сестры» сегодня — основа современной системы аудиовизуальных средств массовой информации.

В современных США к числе самых престижных и распространяемых еже­дневных газет можно отнести «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», «Лос-Анд-желос тайме». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк тайме») или к республиканцам («Лос-Анджелос тайме»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон тайме», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они кон­курируют между собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Силь­ные позиции занимают специализированные издания, прежде всего деловая и фи­нансовая пресса (в частности, общенациональная ежедневная политико-экономи­ческая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бумагу, что привело к за­крытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция сокращения чис­ленности прессы: за последние 35 лет или закрылись, или слились с утренними, или перешли на утренний выпуск более 500 вечерних газет [38]. К примеру, исчезла «Бал­тимор ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась вечерняя газета «Хьюстон пост», в итоге четвертый по численности населения город США остался с одной ежедневной газетой — херстовской «Хьюстон кроникл». Рост издательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и компьютерных служб (фактор Билла Гейтса, бывшего до 2000 г. главой «Майкрософт», производящего программное обеспечение для компьютеров) привел к падению тира­жей и к повышению цены за газетный экземпляр в среднем на 35-50 центов [39].



Глава 2

1996 г. отмечен успешным внедрением новых информационных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем вдвое — со 175 до 360) [40].

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в освеще­нии избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатаются часто не на полосах мнений, а на инфор­мационных, что является нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления счита­ется рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников пре­стижных университетов среди них. Критики направления предупреждают о воз­можности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусст­венных построений, не отражающих реальности. Однако в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению» [41].

2000 год для журналистики США был годом заключения крупнейших сделок по купле-продаже ежедневных газет. Так, К.Томсон, решив сосредоточиться на элек­тронном бизнесе, продал все 49 принадлежавших ему в США газет, а также почти все печатные издания в Канаде. 22 газеты купила у него «Ганнет компани». С приоб­ретением у других владельцев еще нескольких газет эта компания стала лидером по числу и тиражу ежедневных изданий: 99 газет с тиражом 6,7 млн экз. В журналь­ной отрасли одним из самых значительных событий (причем негативным) стало закрытие «Лайфа». Непосредственным поводом для этого послужили снижение объема рекламы и сокращение тиража с 1,8 млн до 1,5 млн экз. А в информацион­ном агентстве ЮПИ произошла очередная смена его владельца. Агентство лихора­дит последние 30 лет, оно несет убытки, теряет клиентов. ЮПИ принадлежало и американцам, и иностранцам; в середине 80-х его контролировал мексиканский медиамагнат Марио Васкес Ранья. С 1992 г. ЮПИ находилось в руках арабских владельцев из Саудовской Аравии, которые тщетно пытались вывести его из кри­зисного состояния. А 15 мая 2000 г. было объявлено, что агентство куплено компа­нией «Ньюс уорлд коммьюникейшнз», издающей, в частности, газету Вашингтон тайме» и контролируемой выходцем из Южной Кореи, главой Унификационной церкви Муном, что вызвало критику в журналистской среде [42].

Заметим, когда мы напоминаем, что ведущие газеты и журналы мира имеют свои представительства и бюро в различных странах, то мы прежде всего имеем в виду прессу США. Так, в Москве размещаются московские бюро американских газет «Business Week» (тираж 4 млн экз.), «Wall Street Journal» (тираж около 2 млн экз.), «New York Times» (тираж 1,2 млн экз.), «Washington Post» (тираж 850 тыс. экз.) и др.

Пресса Канадыначиналась с «Галифакс газетт» (1752) и «Квебек газетт» (1764) — первых газет, набранных типографским способом. В 1789 г. появились и журналы. Сегодня по своей структуре канадская пресса во многом повторяет пе­чать США. Более 77 % тиража выходящих в стране газет монополизировано газет-

Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке 73

но-журнальными трестами. Хотя по действующему в Канаде закону ни одна ком­пания не может владеть более 20 % ежедневного тиража газет, правительству труд­но обязать магнатов соблюдать этот закон, нацеленный на сдерживание концент­рации и монополизацию печати. В результате по своему политическому содержа­нию газеты как крупных промышленных центров, так и канадской «глубинки» весьма схожи. Они представляют интересы как крупных канадских компаний, так и транснациональных монополий, прежде всего американских. Крупнейшие газе­ты страны — «Торонто стар» (1892), «Торонто сан» (1971), «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail — «Почта со всего света», 1844г.), франкоязычная «Пресс», популя­рен общественно-политический журнал «Маклинз» (1905).

Широко развита периодическая печать в Аргентине,где выходят.свыше 250 еже­дневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Ли­дерами по тиражам являются общенациональные газеты «Кларин» (Clarin — «Горнист», 1945 г. 500 тыс.) и «Насьон» (La Nacion — «Нация», 1870 г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы. Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по политической направленности, издаются в Мексике:газеты «Уно мае уно» («Один плюс один», 1977), «Аси эс» (Asi Es — «Так и есть», 1982)); журналы «Просесо» («Процесс», 1976), «Сьемпре!» (Siempre — «Всегда!», 1953) и т.д. По тира­жу лидирует ежедневная спортивная газета «Эсто» (Esto — «Это», 1941 г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные названия: «Решение», «Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незнакомая Мексика», «По­этому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

В Бразилии90 % всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках шести объединений. Ведущие газеты — «Глобу» (О Globo — «Земной шар», 1925 г., 200 тыс.); «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (OEstado re Sao Paulo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo — «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.) отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов.

В. Журналистика Азии

Печать стран Азии многолика, как и этот обширный континент. В то время как ведущие газеты Японии и Индии по качеству полиграфии, свои тиражам и мастер­ству журналистов не уступают крупнейшим газетам США и Европы, большинство газет азиатского региона продолжают отставать в этом о

Наши рекомендации