Особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран

Инфраструктура (лат. infra — под, structural — строение) — неотъемлемая часть материально-технической базы общества, при помощи которой создаются условия для эффективного развития и функционирования общественного производства. Инфраструктура включает дороги, различные виды связи, коммуникации, матери­ально-технического снабжения и т. д., представляя собой систему органического вза­имодействия всех сфер общественного производства. Термин «инфраструктура» по­явился в конце 40-х гг. XX в. и был заимствован из военного лексикона, где им обозначался комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В настоящее время он широко используется в экономической географии (при анализе проблем размещения производительных сил), в социоло­гии, что является отражением возросшего значения инфраструктуры для эффек­тивного функционирования социального организма.

С точки зрения теории и практики массовой информации можно рассматри­вать четыре виды инфраструктуры: компьютерную, информационную, интернетов­скую, социальную.

Компьютерная инфраструктура: количество персональных компьютеров на душу населения; количество домашних компьютеров в расчете на семью; соотно­шение числа ПК, установленных в государственном секторе и числе ПК, установ­ленных в коммерческих структурах; количество ПК для обучения студентов и для учебных заведений; процент персональных компьютеров, объединенных в сети; расходы на компьютерное оборудование и программное обеспечение.

Информационная инфраструктура: количество телефонных линий на семью; количество сбоев на линию; стоимость переговоров на местных телефонных лини-

Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики45

ях; количество телевизоров на душу населения; количество факсов на душу насе­ления; количество сотовых телефонов на душу населения; число абонентов кабель­ного телевидения.

Интернетовская инфраструктура: объем электронной торговли; количество домашних пользователей Интернета; количество пользователей Интернет в биз­нес-целях; количество пользователей Интернета для обучения.

Социальная инфраструктура: число учащихся средних школ; число учащихся школ третьей ступени; число читателей прессы; свобода печати, гражданские свободы.

С учетом этих показателей в каждой конкретной стране разработан индекс ин­формационного общества ИИО в баллах. По этому индексу 55 основных стран мира подразделяются на четыре группы: «лидеры» (skaters), «догоняющие лидеров» (striders), «движущиеся рывками» (sprinters), «бредущие» (strollers).

Лидеры (Skaters)

Место Страна Балл 2000г. Балл 1999 г.
1. Швеция
2. США
3. Финляндия
4. Норвегия
5. Дания
6. Канада
7. Голландия
8. Швейцария
9. Австралия
10. Япония
11. Сингапур
12. Великобритания
13. Германия

Догоняющие лидеров (Striders)

Место Страна Балл 2000г. Балл 1999 г.
14. Гонконг
15. Бельгия
16. Австрия
17. Новая Зеландия
18. Тайвань
19. Ирландия
20. Израиль
21. Франция
22. Корея
23. Италия
24. Испания
25. ОАЭ
26. Португалия
26. Чехия
28. Венгрия
29. Греция


Глава 1

Движущиеся рывками (Sprinters)

Место Страна Балл 2000 г. Балл 1999г.
30. Польша
31. Румыния
32. Чили
33. Аргентина
34. Коста-Рика
35. Малайзия
36. Болгария
37. Панама
38. Южная Африка
39. Венесуэла
40. Россия
41. Саудовская Аравия
42. Бразилия
43. Эквадор
44. Мексика
45. Турция
46. Колумбия
47. Филиппины
48. Таиланд

Бредущие» (Strollers)

Место Страна Балл 2000 г. Балл 1999г.

Ж Иордания 942 916

50. Египет 931 853

51. Китай 915 776

52. Индонезия 888 776

53. Перу 877 983

54. Индия 871 793

55. Пакистан 719 657

Источник: Уэлч У. Цифровая эра. Приливная волна прогресса // Новое время. 2000. № 13.

Одним из показателей социальной инфраструктуры является число читате­лей прессы, а следовательно, и объем газетных изданий. В 1986 г. вышел краткий справочник «Зарубежная печать», в котором были представлены 3840 газет и жур­налов из 204 государств. Из справочника можно было легко вычислить и список газет-ветеранов, продолжающих выходить триста и более лет — с XVII в. Их остава­лось мало — всего 23 издания, что свидетельствует о сложном и тернистом пути ми­ровой журналистики. В то же время отмечалось, что в таких странах, как Вануату, Тонга, Папуа-Новая Гвинея и некоторых других, нет ежедневных газет. С той поры прошло 15 лет, конечно, многое изменилось в мире, но информационное воздействие прессы в разных странах по-прежнему неодинаково. По данным газеты «Монд», в 1996 г. на 1000 жителей Швеции приходилось 600 экземпляров газет, Японии — 567, Швеции и Финляндии - по 464, Швейцарии - 365, Сингапура - 345, Люксембур-




Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики 47

га — 338, Австрии и Великобритании — по 317, Германии — 314, США — 225 (15 мес­то), Франции — 156 экземпляров (22 место), а по продаже ежедневных газет пер­вое место занимала Япония — 72 млн экземпляров, далее шли Россия — 30 млн, Германия — 25,4, Индия — 23,8, Великобритания — 18,3, Франция — 8,9, Брази­лия — 6,5, Италия — 6,2 млн экземпляров [52].

Наши рекомендации