Лабораторный практикум: Типы и виды информации в журналистском тексте

Цель занятий – изучить особенности массово-информационной природы журналистики и сформировать навыки и умения оценки журналистской информации на основе анализа информативности материалов СМИ.

Общие теоретические положения

Основные понятия и категории: информация; журналистская информация; информационный процесс; массовая информация; свойства массовой информации в пространстве публичных коммуникаций; виды информационных процессов в журналистике; типология массовой информации; массовая коммуникация.

Вопросы:

1. Понятие информации. Свойства и основные характеристики информации как сущности.

2. Знак и информация. Информация и сообщение. Правило интерпретации.

3. Информация и коммуникация: сопоставление понятий.

4. Журналистская информация: особенности и специфические характеристики.

1.Понятие информации

Для журналистики центральным понятием является понятие «массовая информация», которое носит многофункциональный характер и может быть рассмотрено как междисциплинарное и межвидовое понятие. Основой этого понятия, в свою очередь, является понятие «информация».

Информация использовалась с момента появления первых форм жизни на земле. При зачаточных формах жизни и сами процессы оперирования информацией были также зачаточными. Развиваясь, живой организм, а впоследствии и человек, как высокоорганизованный, информационно насыщенный организм, осуществлял формирование потоков, в которых могла бы существовать информация, жизненно важная для человека. Это позволяло ему чувствовать себя относительно безопасно и направлять свои силы и знания на дальнейшее социокультурное развитие. Потоки получили название информационных.

Человечество пользовалось информационными потоками всегда. Наряду с электромагнитным и гравитационными полями Земли, информационное поле, ставшее основой информационных потоков, является для человека жизненно важным, обеспечивающим его развитие и жизнь на планете.

Информационные потоки первоначально представляли собой примитивные образования, в которых проявлялась степень организации первого человека. Они были четко локализованы (ограничены), имели строгую направленность, но не могли пересекаться, не могли быть использованы в других областях. Поэтому для каждой новой области знаний приходилось изобретать или формировать новые информационные потоки. На следующем этапе развития человек стал использовать абстрактные формы информационного взаимодействия и сохранять знания об этих формах в своих архивах, что привело к развитию публичной сферы коммуникаций, характеризующейся двумя аспектами:

множественности других (когда общество представляет собой единый механизм, воздействующий в едином порыве и пространстве);

сосредоточение на себе, что выражается в индивидуализации, жизни для себя (сосредоточение путем рассредоточения с другими).

Информация - это содержание сообщения или сигнала, сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте.

Современные исследователи делают акцент на количественном и качественном подходах к оценке и исследованию свойств информации. Количественный подход определяет процесс получения информации как снятие неопределенности, когда степень снятой неопределенности в результате передачи сообщений будет называться количеством информации. Структурная модель процесса передачи информации содержит: каналы связи (техническое устройство, в котором сигналы, содержащие информацию, распространяются от передатчика к приемнику); информационные модели (как идеальные или физические объекты, анализ или наблюдение за которыми позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта – в данном случае – модель, в которой процессы представлены в виде передачи и обработки информации); обработка информации (процесс закономерного изменения представления и содержания информации, осуществляемый в живой, естественной или искусственной системе); информационные языки (как формальные семантические системы, состоящие из некоторого алфавита (списка определенных символов) и правил образования, преобразования и интерпретации).

Интересна и важна с точки зрения публичных коммуникаций семиотическая теория информации. Предметом семиотики являются законы функционирования знаковых систем. Семиотика имеет три основные части: синтактику (рассматривающую знак как формальную наименьшую часть кода, изучает структуру и правила соединения отдельных знаков); семантику (рассматривающую знак как носителя значения, изучает отношение между знаком и тем, что он обозначает); прагматику (рассматривающую текст или дискурс и понимание субъектом знаков).

Основу понимания информации как системы знаков представляет понятие «семиотической ситуации». В структуре семиотической ситуации в классическом варианте расположены три элемента: 1) обозначаемый предмет (как любой фрагмент действительности); 2) его умственный образ любого порядка, носителем которого является субъект; 3) сам медиум или медиатор – знак любого вида и происхождения (Таблица 2.1.). Субъект-носитель может быть рассмотрен как адресат, интерпретатор, респондент, демиург, коммуникант, обладатель умственного образа. Субъект в своем сознании совмещает и связывает образ познаваемого объекта и образ подходящего посредника знака. Так происходит идентификация знака.

Таблица 2.1

Наши рекомендации