Французская печать периода освобождения: конец либеральной эпохи.
Период Освобождения (1944-1946) принес глубокие перемены в социально-политическую жизнь Франции. В эти дни слово «революция» буквально носилось в воздухе. К власти в стране пришли партии и силы, сыгравшие решающую роль в движении Сопротивления и в ходе освобождения страны от гитлеровской оккупации, — коммунисты, социалисты и католики. На парламентских выборах 1945 г. коммунисты получили в Палате депутатов 152 места, социалисты—133, а католики—140.
В 1945 г. коммунисты издавали 52 ежедневные газеты (перед второй мировой войной — 5), социалисты—34 (6), демохристиане — 27 (3).
Поддержанный всеми левыми силами президент Национальной Федерации французской прессы, радикал Альбер Байе добился национализации радио и ликвидации на территории страны рекламных передатчиков (между прочим, Байе настаивал даже на запрещении законом публикации платной рекламы в прессе вообще).
Участники трехпартийной коалиции настояли на преследовании пособников оккупантов и их печати. В результате проведенной в 1944-1946 гг. ォчисткиサ в системе журналистики наряду с конфискацией типографий периодических изданий, запятнавших себя коллаборационизмом, были расстреляны Жорж Сюарез, директор газеты ォОжурдюиサ (ォСегодняサ), и .Робер Бразийак из ォЖе сюи партуサ. Были закрыты ォАксьон франсезサ, ォТанサ, ォЭко де Париサ, ォПари суарサ, ォМатенサ, ォЖурнальサ, ォЖурналь де дебаサ и ォПети Паризьенサ. Законодательно было запрещено дальнейшее использование названий газет и журналов, выходивших во время оккупации (исключения были сделаны лишь для двух газет — ォФигароサ и ォКруаサ, которым покровительствовали демохристиане из партии Народно-республиканское движение, участвовавшие в Сопротивлении). Были поставлены вне закона даже литературные журналы кол-
лаборационистской ориентации «Нувель ревю франсез», «Ревю де дё монд», «Ревю юниверсель».
Первейшим стремлением демократов было также покончить с тенденцией к чрезмерной монополии в области информации
и индустрии печати и ослабить давление на них частных интересов. В соответствии с ордонансом де Го л ля 1944 г. один
собственник не мог владеть более чем двумя газетами. Зато уже при Временном режиме (1944-1946 гг.) было разрешено издание всех газет и журналов, появившихся в Сопротивлении и основанных его участниками уже после войны, которым отдавался несомненный приоритет. Появляется множество новых газет и журналов, чаще всего эфемерных. Только в 1946 г.
в столице Франции заявляют о себе 28 новых ежедневных газет, а в провинции—175. Всего в Париже возникло 68 новых газет, совокупность которых позже получила название «новой» прессы (в противоположность довоенной, именовавшейся «бывшей» либо «старой»).
В 1945-1955 гг. число ежедневных газет в столице Франции уменьшилось почти втрое (11 вместо 30), а глобальный разовый тираж парижской прессы сократился с 18 до 9,6 млн. экз. Одновременно с резким сокращением количества ежедневных периодических изданий заметно ухудшалось их качество.
Одновременно с возобновившимся и заметно усилившимся процессом коммерциализации прессы ощутимо происходила американизация журналистских методов и форм. Объем газет увеличивался, главным образом, за счет
возрастания места «нередакционной площади» в контексте общей печатной площади газеты. Верх окончательно одержала «информационная пресса». Двумя главными элементами такой газеты являлись информация в графической форме, т.е. как фотоновость по преимуществу, и рекламное объявление. Существовали также весьма жесткие ограничения с бумагой. В ходе обратного процесса — сокращения количества периодических изданий в первую очередь исчезали нерентабельные газеты, лишь в первом квартале 1948 г. перестала выходить каждая седьмая из них, во многом вследствие поглощения более слабых более сильными, ужесточения монополизации. Стабильный читательский интерес к «Монд» — это с самого начала и прежде всего интерес к ней как к независимому экономически
и партийно-политически изданию. Многие ведущие парижские газеты к концу 1950-х годов достигли апогея тиражности. ォФигароサ, ォПаризьен либереサ и ォОрорサ добились полумиллионного тиража, а тираж ォФранс-суарサ, имевшей в 1952 г. 750 тыс. экз., перевалил за 1 млн. экз. в 1957 г., и она стала рекордсменом Франции в этой сфере.
Если правоконсервативная ォФигароサ распространялась в основном по подписке, а большую часть тиража поглощала
провинция (ее традиционная читательская аудитория —промышленники, префекты, рантье, учительство, чиновники), то ォФранс-суарサ распространялась, главным образом, в розницу, а тираж ее реализовывался преимущественно в столице страны и ее пригородах, что делало из нее издание скорее городское, нежели национальное.
Сходной во всех главных отношениях концепцией газетного журнализма руководствовалась другая крупная утренняя газета ォОрорサ, имевшая также правоконсервативную ориентацию, тираж которой в 1950-е годы составлял 400-500 тыс. экз. В начале 1960-х годов ォОрорサ наряду с ォПаризьен либереサ относилась к числу самых воинствующих рупоров террористической Организации секретной армии (ОАС) во всей французской ежедневной прессе.
Весьма заметное место в системе парижской ежедневной прессы периода IV Республики занимала газета ォЛиберасьонサ (ォОсвобождениеサ), несомненно являвшаяся одной из лучших газет страны. В этой газете, основанной в Сопротивлении видным сподвижником де Голля Эмманюэлем д'Астье де ла Вижери и сделавшейся органом широкой ォнекоммунистической левойサ (хотя в составе ее редакции были и коммунисты), сотрудничали видные деятели эпохи Р. Лакост, Л. Мартен-Шоффье, М.Шуман, Р. Маневи. Имевшая сразу после Освобождения тираж
около 200 тыс. экз., ォЛиберасьонサ в дальнейшем не переставала терять своих читателей, вплоть до своей гибели от финансового удушья осенью 1964 г. К концу 1950-х годов во Франции в своих главных контурах сложилась современная система журнальной периодики. Она уже отличалась чрезвычайным разнообразием и многотипностью периодических публикаций. Рассчитанная на множество читательских адресатов, она распадалась, с одной стороны, на издания ォсмешанного содержанияサ, или ォобщего интересаサ, и, с другой — на специализированные журналы. Причем ее положение характеризовалось все большим возрастанием места и роли в ее системе специализированной периодики. Тон среди изданий журнального типа задавали публикации, открещивавшиеся от политики и, по сути, являвшиеся журнальным аналогом изданий газетной, так называемой ォинформационнойサ прессы.
Важную роль, и не только в культурной, но и в политической жизни IV Республики играли общественно-литературные издания. Среди них выделялись как по содержательности, так и по широте охвата читательской аудитории еженедельники ォНувелль литтерерサ(ォЛитературные новостиサ), ォЛеттр франсезサ и ォФигаро литтерерサ. постоянно удерживали внимание широких кругов общественности ежемесячные журналы: ォНувель ревю франсезサ, издание которого возобновилось в 1953 г., персоналистский орган ォЭсприサ (ォДухサ), экзистенциалистский журнал ォТан модернサ (ォНынешние временаサ), который оказывал наибольшее влияние на интеллигенцию и молодежь, выдержанный в духе академических традиций ォРевю де Париサ и созданный в 1948 г. Франсуа Мориаком ежемесячник ォТабль рондサ (ォКруглый столサ).