Рекомендуемые методики тестирования при отборе

Рекомендуемые методики тестирования при отборе

Должностные обязанности

· Предлагает описание актуальных проблем на примере конкретной личности в художественной или документальной форме, предельно точно воспроизводящей реальные факты.

· Развитие действия очеркист показывает в образной форме; чаще, чем авторы других жанров, "вмешивается" в ход описываемых событий от первого лица.

· Снабжает материал публицистическими рассуждениями, научными обобщениями.

· Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем.

· Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала.

· Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора.

· Оказывает содействие арт-директору СМИ в подборе иллюстраций к лично написанным материалам.

Должен знать

· Законодательство о средствах массовой информации.

· Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития.

· Этику журналистской деятельности.

· Композиционные особенности очерков, виды очерков, способы создания произведений в жанре "очерк".

· Специфику информационной работы.

· Основы газетно-журнального производства.

· Методы редактирования.

· Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

· Грамматику и стилистику русского языка.

· Правила внутреннего трудового распорядка.

· Правила по охране труда.

· Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации

· Высшее образование (журналистское, филологическое).

· Наличие портфолио опубликованных работ.

Компетенции

· Творческое мышление и литературные способности.

· Эрудированность.

· Любознательность.

· Коммуникабельность.

· Аналитический склад ума.

· Стрессоустойчивость.

· Умение работать в команде.

· Объективность.

Эссеисты

Эссеист — автор эссе; писатель, который пишет эссеистические произведения.

Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).

В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо).

В качестве эссеистов выступали, например, в XIX веке Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд, Оскар Уайльд, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

К известным эссеистам XX века можно отнести Б. Шоу, Г. Уэллса, Г. К. Честертона, Дж. Оруэлла, Т. Манна, Р. Роллана, А. Моруа, Ж. П. Сартра, И. А. Бродского, Ч. Милоша.

Фельетонисты

Фельетонист — газетный или журнальный сотрудник, пишущий фельетоны.

Фельетон (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Главным отличием фельетона как жанра является то, что повествование в нём ведётся от лица неживого предмета.

Термин фельетон возник в начале XIX векa. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его к низу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон. Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала.

Иногда фельетон выступал в роли так называемой газетной беллетристики, где художественная манера не всегда достигала высоты подлинного эстетического уровня. Как это ни покажется ныне странным, фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность. Сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время.

9. Профессиональные качества ведущего ТВ-передач.

Должностные обязанности

· Осуществляет сбор информации, подготовку материала к эфиру.

· Озвучивает в прямом эфире утвержденные материалы.

· Осуществляет творческое озвучивание (ситуативное) в прямом эфире.

· Интервьюирует участников программы в прямом эфире.

· Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, ведет поиск новых тем.

Должен знать

· Законодательство о средствах массовой информации.

· Нормативные документы, определяющие требования, предъявляемые к уровню телевизионных программ.

· Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития.

· Этику журналистской деятельности.

· Структуру и задачи редакции.

· Методы подготовки информационного материала к выпуску в эфир.

· Грамматику и стилистику русского языка.

· Стандарты, технические условия, инструкции и другие нормативные документы по подготовке и выпуску информационных программ.

· Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

· Правила внутреннего трудового распорядка.

· Правила по охране труда.

· Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Требования к квалификации

· Высшее образование (журналисткое).

· Опыт создания телерепортажей.

Компетенции

· Способность убедительно излагать свои мысли.

· Грамотная речь, отличная дикция.

· Самообладание, Стрессоустойчивость.

· Мобильность.

· Пунктуальность.

· Умение работать в команде.

· Актерские данные.

· Умение устанавливать контакт с людьми.


10. Журналистская профессия в информационном обществе.

21. Юридические аспекты функционирования журналистики. Авторское право.

Основные законы РФ, касающиеся медиасферы:

· Конституция РФ

· Закон «О СМИ»;

· Закон «Об авторских и смежных правах»;

· Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан»;

· Закон «О рекламе»;

· Закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

· Закон «О связи»;

· Закон «О защите прав потребителей»;

· Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»;

· Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

· Закон «О государственной тайне».

I. Конституция РФ.

Статья 29:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. (Ст.5 Закона «О государственной тайне»: сведения в области внешней политики и экономики; сведения в военной области; сведения в области науки и техники; сведения в области правоохранительной, разведывательной и контрразведывательной деятельности).

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 13 – идеологический плюрализм в России; Статья 14 – религиозный плюрализм (никакая религия не может быть признана государственной или официальной);

Статья 15 – приоритет международного над национальным правом;

Статья 23 – право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь – особая сфера бытовых и интимных отношений человека, не подлежащая контролю со стороны государства и общества;

Статья 41 – ответственность за сокрытие общественно значимой информации;

Статья 44 – свобода творчества и преподавания; интеллектуальная собственность защищена законом;

Статья 55 - право не давать показания против себя и своих близких;

Статья 100 – открытость парламентских заседаний; Статья 123 – открытость судебного производства.

II.Отрасли права, регулирующие деятельность СМИ в России:

Гражданское право (гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс): Статья 139 «Разглашение коммерческой тайны» - штраф; Статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» - штраф; Уголовный кодекс РФ (2001г.): Статья 129 «Клевета» - штраф, арест, лишение свободы до 3 лет; Статья 130 «Оскорбление» - арест 3-6 месяцев.

Порядок запроса информации

На государственные органы и организации, общественные объединения и их должностных лиц возлагается обязанность предоставлять сведения о своей деятельности. Закон перечисляет некоторые способы, которыми данные сведения могут предоставляться, - это:

· ответы на запросы информации;

· создание доступных для каждого информационных ресурсов (документов и их массивов) по вопросам деятельности данного органа и подведомственных ему организаций;

· проведение пресс-конференций;

· рассылка справочных и статистических материалов.

· Возможно использование и иных способов.

Журналисты вправе знакомиться с документами и материалами, за исключением фрагментов, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также копировать и публиковать их при условии соблюдения авторских и иных прав на интеллектуальную собственность.

Нередко случается, что журналиста обязывают обосновывать необходимость запрашиваемой информации. Не должен, если речь идет о государственных информационных ресурсах, не составляющих охраняемой законом тайны, и о случаях, когда негосударственная организация или частный предприниматель обязаны предоставить информацию по требованию гражданина, в остальных случаях - должен.

Может ли взиматься плата за предоставление информации по запросу журналиста? В принципе законодательство допускает возможность предоставления информации за плату. Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации относит информацию к объектам гражданских прав, наряду с имуществом и объектами интеллектуальной деятельности. Статья 6 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" говорит, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Такими исключениями являются случаи реализации гражданами своих конституционных прав и прав, предоставленных законодательством: информация из государственных органов и организаций, информация в сфере охраны окружающей среды, информация о банках и эмитентах ценных бумаг.

Гарантии права на поиск и получение информации

Необоснованный отказ или отсрочка в предоставлении информации, нарушение должностными лицами установленных законом правил отказа и отсрочки, отнесение информации к государственной или иной специально охраняемой тайне могут быть обжалованы в суд.

Однако из практики видно, законы, связанные с работой журналиста и СМИ, должностные лица откровенно игнорируют. В одних случаях – по незнанию, в других – намеренно.

Коммерческая и служебная тайна

Закон относит к коммерческой и служебной тайне сведения, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам, к которым нет доступа на законном основании и по отношению к которым их обладатель принимает меры по охране их конфиденциальности.

Здесь основная проблема журналистов заключается в том, что определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, находится в компетенции их обладателя

Если журналист незаконно собирает или разглашает коммерческую тайну, он может быть привлечен как к гражданской, так и к уголовной ответственности.

Как ограничивается доступ к информации?

Проблема доступа актуализирует сложности взаимоотношений между властью, прессой и обществом. Декларируя свободу массовой информации, сама власть постоянно и настойчиво ее нарушает, пытаясь определять рамки дозволенности и нужной ей степени информирования общества. Хотя, в соответствии с законом, государственные органы, организации, предприятия обязаны осуществлять свою деятельность на принципах открытости, а предоставление информации - обязанность должностных лиц, а не их право.

Излюбленным способом дозирования информации является необоснованное засекречивание документов, не содержащих сведений, не подлежащих разглашению. Более распространенным способом нарушения прав журналистов является лишение возможности посещения и присутствия на объектах, территориях, пресс-конференциях и иных открытых мероприятиях. Особенно бесцеремонны бывают представители властных структур на местах, препятствующие пребыванию журналистов на заседанияхгосударственных органов.

.

14. Журналистские организации и профессиональные издания.

НЕЗАВИСИМЫЙ ПРОФСОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ

"Вестник НПЖ" ориентирован прежде всего на поддержку независимой журналистики, повышение уровня социальной и правовой защищенности работников масс-медиа, разработку механизмов регулирования отношений между работниками СМИ, их основателями и властью, укрепление потенциала и влиятельности независимых изданий.

Сайт размещает разностороннюю информацию и аналитику на языке авторов - прежде всего украинском и русском - и ставит своей целью оказывать практическую помощь журналистам, размещая публикации разных авторов, как известных и влиятельных, так и молодых, которые способные отстаивать свою точку зрения на актуальные проблемы масс-медиа.

"Вестник НПЖ" является профсоюзным, некоммерческим проектом и поддерживается в свободное время, поэтому новости появляются не всегда своевременно. Надеемся, что аналитические публикации будут содействовать лучшему осознанию существующей ситуации в сфере свободы слова, реформированию информационной сферы и определению стратегических направлений развития масс-медиа.

Мы убеждены в неопровержимости постулата: пресса это катализатор процессов формирования гражданского общества, так как достоверная информация способна высветить суть многих незримых процессов и явлений, помочь любому принять собственные ответственные решения.

Вместе с тем должны констатировать: отечественную сферу средств массовой коммуникации заполонили информационные манипуляции. Медиа-магнаты и высокопоставленные члены правительства побуждают работников масс-медиа жонглировать информацией или замалчивать факты, превращая их по сути в объекты манипуляций.

Наша цель - откровенно обсуждать проблемы, объединять усилия ради их решения, неустанно повышать уровень квалификации, правовой осведомленности ради обретения человеческого и гражданского достоинства и отваги. Убеждены, что без этого не обойтись тем, кто производит новости, комментарии, кто причастен к формированию общественной мысли.

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России", является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России. /Пункт 1.1 Устава Союза журналистов России/

Профессионально правильные методы журналистской работы являются наиболее эффективной гарантией от правительственных ограничений и давления... Любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов... Профессиональная независимость и издательско-редакционная свобода должны признаваться во всех средствах. /Софийская декларация ЮНЕСКО/

Международная организация журналистов (МОЖ) (англ. International Organization of Journalists (IOJ)) — добровольное творческое объединение журналистов, которое было основано на Всемирном конгрессе журналистов проходившем в марте 1945 года, а в летом следующего года в столице Дании городе Копенгагене состоялся I учредительный конгресс МОЖ.

Официальные языки МОЖ - английский, арабский, испанский, немецкий, русский, французский. Международная организация журналистов имеет консультативный статус при ЭКОСОС (категория II), ЮНЕСКО (категория В).

Согласно уставу МОЖ, главными задачами МОЖ являются: «защита мира, укрепление дружбы и сотрудничества между народами с помощью свободного, правдивого и честного информирования общественности, защита свободы печати и прав журналистов». В Международной организации журналистов состоят представители более чем ста стран мира. В качестве членов представлены не только журналисты, но и национальные журналистские союзы, профессиональные организации, комитеты, федерации, профсоюзы или другие профессиональные объединения работников Средств массовой информации; вместе с ними МОЖ насчитывает около трёхсот тысяч членов. В частности, среди членов МОЖ, практически с момента образования, состоял Союз журналистов Союза Советских Социалистических Республик.

Союз журналистов России

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России", является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России. /Пункт 1.1 Устава Союза журналистов России/

Профессионально правильные методы журналистской работы являются наиболее эффективной гарантией от правительственных ограничений и давления... Любые попытки установления норм и руководящих принципов должны исходить от самих журналистов... Профессиональная независимость и издательско-редакционная свобода должны признаваться во всех средствах. /Софийская декларация ЮНЕСКО/

Общероссийская организация работников СМИ. Альтернативное профессиональное объединение, созданное по инициативе кремлевской администрации... (

Агентство федеральных расследований

"Кремлеведение", политтехнологии, информационные войны, "черная мантия".

Агентство WPS

Дайджесты прессы, телевидения, радио / Мониторинг СМИ

АКМ

Пресс-клуб

АСМО-пресс

Международная ассоциация журналистов.

БОМЖ

Братское общество молодых журналистов: обмен опытом между редакциями юношеской прессы

Бюро общественных коммуникаций (obkom.ru)

Концептуальные и стратегические, обзорные и специализированные тексты.

Всемирная газетная ассоциация

(WAN) Объединияет 61 национальную газетную ассоциацию, индивидуальных членов - топ-менеджеров газет из 93 стран мира, а также 17 национальных и международных информационных агентств, фонд СМИ, 7 дочерних региональных и всемирных объединений прессы.

Журнал «Журналист»

15. Основные типы журналистской профессии.

16. Специализации в журналистике.

По родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы). Если здесь вспомнить о природных качествах журналиста, то, скажем, внешность не играет никакой роли для сотрудников двух первых родов журналистики, но отнюдь небезразлична для телевизионщика, работающего в кадре. У газетчика могут быть дефекты произношения, но они нежелательны у человека, чье профессиональное оружие – микрофон.

По видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов-международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно-популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Особого подхода требует так называемая расследовательская журналистика.

Многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Так появились профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д. Понятно, что очеркист должен обладать образным мышлением, виртуозно владеть словом, уметь построить захватывающий сюжет и многое другое. А попробуйте представить себе фельетониста без обостренного чувства юмора.

Наконец, то, что мы назвали технологическими операциями коммуникативного процесса тоже ведет к профессиональной дифференциации. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует.

Особый вид профессиональной деятельности – фотожурналистика. На газетной полосе и журнальной странице фотографии не всегда выполняют роль иллюстративного материала. Многие снимки становятся настоящими произведениями искусства и играют самостоятельную роль.

Наиболее общим и распространенным профессиональным названием является литературный работник, литсотрудник. Круг обязанностей литсотрудника не так уж широк – подготовка к печати авторских материалов, работа с письмами читателей, а мера его ответственности ограничивается тщательной проверкой подготовленных к публикации материалов.

В органах электронной прессы традиционное название этой должности – редактор. Правда, у редактора на радио и ТВ и круг обязанностей шире, и мера ответственности иная. На радио и ТВ редактор – организатор всего творческого процесса по подготовке передачи. Здесь редактирование начинается с разработки замысла, включает в себя подбор авторов и участников-исполнителей этого замысла и завершается корректировкой сценария во время прямого эфира либо его фиксированного варианта во время монтажа отснятого (записанного) материала. Редактор не просто принимает участие в работе над передачей на всех ее этапах от заявки до выдачи в эфир, но в большинстве случаев играет при этом руководящую роль либо выступает своеобразным арбитром в творческих спорах других участников бригады, работающих над программой.

В тех случаях, когда журналисту доверяют подготовку собственных материалов, первой ступенькой творческой карьеры становится должность корреспондента. Корреспондент, специализирующийся на подготовке новостей, называется репортером. Действительно, во многих газетах, особенно на Западе, репортеры – люди “безымянные”. Как пчелы носят в улей свои взятки, так газетные репортеры передают в редакции то, что удалось узнать, а уже другие – литературные сотрудники – обрабатывают сообщения, группируют их по рубрикам, так или иначе готовят к публикации.

Еще сложней работа телевизионного репортера, ибо ему нужно зафиксировать само событие, а, стало быть, вовремя оказаться в нужной точке, успеть развернуть аппаратуру, обеспечить качественные изображение и звук, а затем смонтировать пленку предельно лаконично, точно, убедительно.

В отличие от репортера, корреспондент, работающий в отраслевом отделе (соответствующем подразделении, редакции радио или телевидения), готовит более объемные материалы. В арсенале таких корреспондентов и жанры информационной публицистики: развернутые заметки (комментированная информация), отчеты, корреспонденции, репортажи; и жанры аналитической публицистики: проблемные и передовые статьи, аналитические обзоры, проблемные интервью; и даже художественные жанры: очерки, фельетоны, эссе.

Важными разновидностями профессии корреспондента являются собственный и специальный корреспонденты (собкор и спецкор). Собственный корреспондент живет и работает в той или иной местности, удаленной от редакции, и, соответственно, готовит все материалы из данного региона. Эта должность требует высокойквалификации, жанрово-тематического универсализма, а кроме того, строгой самодисциплины, организованности, ибо собкор трудится вдалеке от редакционного коллектива, от руководства редакции, он сам отвечает за режим работы и ее результативность.

Для журналиста-международника, работающего в зарубежном корпункте, важно в совершенстве владеть языком страны пребывания, знать ее специфику. Так же и собкор внутри страны должен хорошо знать особенности, что называется, “подноготную” того региона, за который он отвечает.

И, наконец, высший уровень корреспондентской квалификации – работа специального корреспондента. Спецкор – это не просто журналист, специализирующийся на той или иной тематике. Пожалуй, в этом случае уместно говорить о проблематике, ибо любой материал, подготовленный спецкором и соответствующий жанру специального репортажа, отмечен глубоким проникновением в суть актуальной проблемы.

Иногда в редакциях газет, в информационных агентствах работают журналисты, чье призвание – находить интересных людей или получить доступ к VIP – очень важным персонам – и брать у них интервью. А уж на ТВ и радио интервьюер – весьма распространенная профессия.

Опытные, квалифицированные журналисты, обладающие способностью к аналитическому мышлению, в конце концов становятся комментаторами и обозревателями. В первом случае речь идет об анализе тех или иных явлений общественной жизни. Так важно объяснить аудитории процессы, происходящие в области политики, экономики, образования и науки, культуры и спорта, обнаружить здесь причинно-следственные связи, растолковать особенности нового законодательства.

Во втором случае журналист группирует события и факты одного рода с определенной авторской целью, рассматривает их во взаимодействии, отыскивает в единичном – общее. Обозрение отличается широтой использованного материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие.

Радио, и особенно телевидение, в качестве самой заметной и очень ответственной выдвинули профессию ведущего. Прежде всего, это ведущие информационных программ. Профессия ведущего имеет широкий, по преимуществу жанровый спектр. Здесь и ведущие дискуссионных передач, всевозможных “круглых столов”, студийных пресс-конференций, и ведущие еще более многочисленных телеигр.

В принципе, тележурналистами называются представители всех творческих профессий, занятых при подготовке программ – режиссеры и операторы, звукорежиссеры и микрооператоры, осветители и дикторы.

17. Культура умственной деятельности журналиста.

Менее всего хотелось изложить эти правила дидактически: де-i так и не иначе. Каждый человек уникален. У каждого свой харак-ер, свои обстоятельства жизни и образ мыслей, разные способнос-иособенности психики и духовного уровня. Поэтому выработать [ себя манеру и правила рационального труда должен каждый сам. )дному лучше работается утром или днем, другому — вечером. Один I может творить только в полном одиночестве и тишине, другой со-[чиняет стихи в забитом пассажирами вагоне метро. Поэтому основ-\ нойпринцип — творчество и вариативность, самостоятельная выработка индивидуальных правил рациональной работы.

Но все-таки есть некоторые устоявшиеся, проверенные време-I рем приемы культуры умственного труда. Возможно, они приго-\ дятся при выработке вашей собственной программы. А может быть, I такой программой будет беспрограммность, спонтанность, под­сказываемый каждый раз только обстоятельствами и интуицией Грерный ход вашего поведения. Будьте творцами своей жизни и , лроцесса постижения знаний, процесса созидания! Основной пред­посылкой эффективности вашего учебного процесса будет сильно ^развитая мотивация на овладение профессией, на познание и расши-\рение кругозора, увлеченность самим процессом познания и творче­ства. К. Маркелов («Карьера журналиста») исследовал успешность ^Творческой карьеры разных групп журналистов и пришел к выво-[•ду, что один из основных факторов — сильно развитая творческая доминанта.

А правила? Пусть их будет для ровного счета десять. Правило первое: дайте себе сильный, мотивированный заказ на работу. Развивайте творческую доминанту и ярко выраженную , мотивацию на творчество, на познание, на конечные цели, связанные с овладением профессией. Помните, в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слс было у Бога, и Слово было Бог». Слово — начало деяния. Мы научились еще понимать глубинную сущность и креативные можности слова, мысли, не понимаем порой, какой колосса ной силой оно обладает. Наш мозг и окружающая нас информа онная среда располагают огромным запасом информации, и мы дадим мозгу мысленный заказ на поиски нужного решеь он будет выполнять эту работу и сделает ее более эффективной.

Ученые уже разработали «технику силы ума» (см., например книгу Дж. Скотт «Сила ума»), построенную на пробуждении и* иции, мысленного видения, внутреннего задания. Исследоваь связывают интуитивные функции с работой правого полушарк мозга, которое использует в отличие от логического, рациона ного левого целостное, образное восприятие мира и потому связ но с творчеством, чувствами, образами, символами и синтезе Левополушарное аналитическое мышление связано с логикой письмом и математикой.

К сожалению, в процессе обучения мы в основном развивае| левое полушарие и стараемся запомнить словесную информации Но, не будучи воспринятой образно, эмоционально, она быс «улетучивается» из памяти. Поэтому так важно пользоваться только логическим мышлением, но и образным: стараться отче ливо и ярко представить объект запоминания, вообразить, сдела! объемным и красочным, как бы эмоционально, зрительно пер жить, воспринять во всей многогранности.

Правило второе: делайте любое дело с интересом, развивай положительную установку на труд, будьте творцом.

Интерес, вдохновение, творчество — вот что составляет осне ву всякой эффективной работы. Замечено, когда нравится работ она делается легко и быстро, незаметно летят минуты и даже чась А неинтересная, нудная, однообразная работа утомляет, и врел кажется, тянется вечность.

В. М. Бехтерев так объясняет физиологическое значение реса. Всякий труд возбуждает защитный рефлекс сопротивления-! Поэтому организм, как бы уходя от переутомления, вырабатывает! токсические продукты, которые заставляют его отдыхать, тормо­зят выполнение трудовых операций. В противоположность это* рефлексу возникает другой, который развивается главным o6paf| зом в сердечно-сосудистой сфере. Это эмоциональный фактор —I интерес к работе. Поднимая деятельность сердца, этот рефлексf противодействует утомлению.

Короче, нет скучных видов деятельности, есть рутинное к ним отношение. Ведь даже мытье пола можно сделать увлекательным занятием, если рисовать тряпкой цветы на полу или писать стихи. Ищите в скучных на первый взгляд предметах интересное и полез­ное, если не в содержании, так в форме усвоения знаний. Помни­те, что без них не обойтись в будущей профессии. Придумывайте, играйте, включайте воображение, фантазируйте. Будьте творцами. И тогда дело пойдет легко и продуктивно.

Правило третье: используйте полезные стереотипы в труде, старайтесь по возможности работать всегда в одно и то же вре­мя, на одном месте, в одних условиях.

При следовании этому правилу организм легко включается в

работу.

Мы уже затрагивали столь важную тему, когда говорили о пла­нировании времени. Динамический стереотип — это относительно устойчивая система реакций организма на воздействия внешней среды. Он формируется под влиянием факторов, которые повто­ряются в определенной последовательности. Это физиологическая основа автоматизации навыков, их наилучшего выполнения, сред­ство адаптации организма к среде.

Наша центральная нервная система трудится с очень большой нагрузкой, чтобы выработать такой стереотип. Поэтому всякая его перестройка вызывает большое напряжение коры больших полу­шарий мозга и иногда приводит к нервным срывам. Приведу на этот счет рассуждения А. Б. Залкинда: «Кора не должна думать и заботиться об упорядочении биологических функций — это долж­на делать за нее окружающая среда — правильной своей организа­цией, своей системой ритмических сигналов (часы еды, сна, ра­боты, движений). И если ее — кору, понуждают активно обслужи­вать эти нижние функции — горе ей, горе творчеству»*.

Например, если мы питаемся в определенные часы, то орга­низм автоматически, без принуждения делает всю подготовитель­ную работу (выделяет пищеварительные соки, дает установку на

передвижение пищи, кровообращение тяготеет к брюшной пол сти и т.д.). «Фабрика заряжена» — как образно говорит А. Б. кинд, однако хозяин не явился, не ест, и вся подготовители мудрая работа оказалась напрасной. При питании в разное вре* пищеварительная подготовка требует больших дополнителм затрат со стороны мозга.

То же самое и с работой. Наш организм строит свою дея ность в зависимости от датчиков времени. К началу работы ус» вается активность сердечно-сосудистой сферы, растет возбудимс нервной системы. И чем точнее совпадает начало работы с общ» подъемом тонуса организма, тем она результативнее и тем менечеловек устает. Опять приведу часто упоминаемую специалистам по НОТ цитату Маяковского: «Чтобы работа шла продуктивно» гладко, выполняй правила внутреннего распорядка».

Во время лекций и семинаров полезно сидеть на одном и же месте, если к тому же там хорошо видно и слышно. Не bhoci излишнего разнообразия в условия работы дома.

Правило четвертое: соблюдайте динамику этапов работы.

Человек входит в любой труд постепенно, достигает в нем которого высшего оптимального уровня и затем — спад творче кой активности, после чего нужен отдых.

Назовем эти этапы.

Предстартовый, предрабочий период настройки организма труд, <

Наши рекомендации