Достижение СМИ Сев Европы конца 20 начала 21 века. Страны по выбору.

Журналистика стран Восточной Европы. Общая характеристика или страна

По выбору(см. ксерокопия)

Трансформация СМИ в странах Центральной и Восточной Европы шла в трудных

условиях перестройки экономических и политических отношений в обществе.

Возьмем для примера СМИ Словакии и СМИ Польши.

В Словакии в марте 1990 года регистрация заменила разрешение издательства , &акон 175/90 Сборника), а в 1993 году вступил в действие закон об обязательных ЧгЭкземплярах (закон 93/93 Сборника).

С 1989 г. начался количественный рост наименований периодической печати. Тогда в свет выходило 326 центральных, региональных и местных издания, а в 1995 г. их количество выросло на 167%.

Ежедневные газеты читает около половины жителей страны старше 14 лет. Если в 1989 году печаталось 12 ежедневных газет, то в 1993 году их было уже 20. Из существующих газет с 1989 года выходят только семь. Четыре возникли на базе ^анее существовавших газет. Девять словацких газет появилось после 1990 года. За «ять лет с 1990 по 1995 годы возникло и прекратшю свое существование 10 газет, 4»днако число читателей не увеличилось, т.е. сократились тиражи. Средний «жедневный тираж одной газеты в 1989 году достигал 155 тыс. экз., в 1990 - 104 тыс., в 1992 - 89 тыс., в 1995 - 79 тыс. экз. Одшцго по данным Института по изученшо журналистики, ежедневный тираж газет на 20% меньше, если учесть непроданные экземпляры.

Региональная и местная печать юменялась следующим образом. По данным на 1989 год издавалось 122 региональные и местные газеты, а в 1995 их было уже 353. Часто эти годания выходят нерегулярно, на невысоком профессиональном уровне, по сути дела являются информационными бюллетенями. Появились «листки объявлений». Число районных и заводских газет увеличилось с 1990 по 1995 годы в два раза, зато их тиражи значительно упали.

Радио и телевидение в Словакии - общественно-правовые. Телевидение ведет передачи на двух каналах - СТВ-1 и СТВ-2. На основе лицензии идут передачи на эту третьем канале - ВТВ (Ваше телевизионное вещание), передачи которого транслируются через спутник. Совет по радио и телевидению выдал 60 лицензий регаональным и местным компаниям. Комгания Маркиза покроет 60% Словакии с помощью распространения кабельных программ.

Словацкое радио вещает на пяти программах. Первая программа - информационно-публицистическая. Вторая программа ведет передачи о литературе и искусстве, а также посвящена региональному вещанию и ввщанию на иностранных языках, молодежному вещанию в сотрудничестве с Обществом Яос1с-РМ и Радио СО1, которое является словацкой программой на немецком языке для австрийских радиослушателей.

В период социально-экономической трансформации в Польше (1989-1999 годы) пресса претерпела бурные преобразования. Так же, как и в Словакии, увеличилось количество наименований газет, активтаировались дифференциация и специализация. Наибольшие изменения претерпела женская печать[6]. Увеличилось не только количество женских изданий, но и их тиражи. В социалистической Полыпе насчитывалось 48 женских изданий. К числу самых старых польских журналов, юдаваемых после 1945 года, относится «Кобета и жиче». Женская пресса в ПНР, как и везде, кроме информационных материалов содержала разделы и рубрики, посвященные моде, домашнему хозяйству, воспитанию детей, проблемам семьи и т.п. Другой чертой социалистической прессы было стремление расширять практические навыки и повышать культурный уровень женщин, а также привлекать их к участию в общественной жизни. Помимо этого, женская пресса должна была информировать, воспитывать, советовать и учить.

Женская аудитория в 1945-1989 годы недооценивалась. Исследования показывают, что количество изданий, предлагаемых женской аудитории, было в два раза меньше фактического запроса на нее, Динамика развития женской прессы в Польше приостановилась в 1990 году. Из 16 женских журналов, юдаваемых после 1959 года, к началу 1997 года конкуренцию выдержали всего 10. Только два из них -«Проблемы семьи» и «Домашнее хозяйство» - издавались благодаря помощи правительства символическим тиражом - 1-2 тыс. экз. Самое старое женское издание польской прессы «Кобета и жиче» решением Ликвидационной комиссии РИК от 21 апреля 1991 года было передано кооперативу журналистов. Прочие женские издания также переходили в другие руки.

Смена издателей привела к расширению числа качественных женских журналов и, прежде всего, к значительной трансформации содержания. Эти преобразования произошли под влиянием прессинга иностранных инвесторов, которые после 1989 года вышли на польский рынок и начали годавать собственные издания. Они представляли собой, как правило, версии немецких и американских журналов, практически не имеющих ничего общего с оригинальными польскими юданиями. Среди журналов, финансируемых иностранными инвесторами, первое место занимает «Клаудиа», владеет которой немецкая фирма «Грунер унд Яр». Этому же кощерну принадлежали недорогие журналы «Най», «Пани Дому», «Сандра», «Секреты кухни». Другие издательства, функционирующие на польском рынке: немецкие - «Генрих Бауэр» (журналы «Тина», «Хвиля для себе», «Свет кобеты»), «Анна-Бурда» («Бурда», «Мисс Бэ», «Верена», «Вера»), «Феникс Интермедиа» («Дивчша», «Эла»), «Аксель Шпрингер» («Пани дому») и др; норвежское издательство «Оркла Медиа» («Филипинка», «Пшекрой»), швейцарское шдательство «Юрг Маркард» делит паи с «Феникс Интермедиа» («Дивчина»).

Ежемесячник «Фамилия. Семья католическая» был создан по образцу западноевропейских изданий. Печатались жития святых, общественные фельетоны, авторами которых были лица духовные, корреспонденции о визитах пап£* римского. Единственно чисто польским издательством, возникшим после 1989 года и бросившим вызов иностранным инвесторам, был концерн «Прушински Лимитад», издававший популярный ежемесячник «Домашний советник» - журнал, который хотя был адресован всей семье, но чаще всего раскупался женщинами. В 1994 году тираж этого издания достиг 3 млн. экз. Другим польским изданием, достигшим успеха на рынке, был ежемесячник «Твой стиль» тиражом 450 тыс. экз. Самое большое количество польских изданий для женщин (37) возникло в 1991 году, в 1990 году - 14, а в 1992 и 1993 годах - по 17.

Огромный успех женской прессы в Польше имел несколько причин. Предложение соответствовало спросу. Женские издания были адресованы всем возрастным, социальным и профессиональным группам. Они различались не только по профилю, но и по цене. Тип и адресат определяли содержание издания.

До начала трансформации польскоегосударственное радио и телевидение существовали по тэинципу самофинансирования, имея также право на дотации из государственного бюджета[/]>?--введением-в--яяваре 1990 года рычагов рыночной экономики радио и телевидение фактически были лишены дотаций со стороны государства. Резко снизились поступления от абонентной платы в связи со стремительным падением уровня доходов населения.

Польское телевидение вынуждено было пойти по пути коммерциализации. Неэффективная рекламная политика, низкая абонентная плата не могли покрыть всех расходов, необходимых для существования самого телевидения. Необходимость финансирования расходов для выполнения общественно-политических задач подтолкнуло руководство польского радио и телевидения к поиску других путей, в том числе и к привлечению иностранного капитала. В сфере электронных СМИ участие иностранного капитала с самого начала их перестройки в Польше было ограничено. Это ограничение впоследствии оформилось законодательно: ст. 33 нового Устава о радиовещании и телевидении допускает участие иностранного капитала в электронных СМИ не более 33%. По мнению польских аналитиков, это ограничение в конце концов будет сломлено, поскольку развитие РТВ требует гигантских инвестиций.

Трансформация польского ТВ сопровождалась экспансией спутникового телевидения, зарождением и становлением каналов 'Частного телевидения, в том числе с привлечением иностранного капитала, что 1шло обусловлено законодательным переходом^—государственной модели телевидения к общественной.

Первое негосударственное ТВ возникло в Польше в 1990 году, а к началу выдачи лицензий на вещание (в соответствии с Положением о радиовещании и телевидении, принятом в начале 1994 году) насчитывалось уже 19 частных телевещательных центров, функционирующих «пиратским» образом.

32.-

России??

Колумнист(англ. column — колонка) — общемировой термин, обозначающий

обозревателя или журналиста, который пишет постоянные колонки, высказывая

свою точку зрения. Колумнисты могут писать статьи в газеты, журналы или

публиковать их в Интернете, например, в блогах. Колумнисты пишут в жанре

«колумнистика».

Рирайтер- литературный редактор, переписывает тексты так, чтобы было

понятнее.

Конкретно они состоят.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЖУРНАЛИСТА

Принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года.

Международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.

Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.

Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:
-плагиат;

-умышленное искажение фактов;

-клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

-получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом
добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках
законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных
вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае
вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.

СМИ ЮАР

Достижение СМИ Сев Европы конца 20 начала 21 века. Страны по выбору.

Журналистика скандинавских стран и стран Северной Европы - Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции - достигла высокого уровня развития недавно. Их печать находится в периоде расцвета, а радио и телевидение являются важной просветительской и культурной силой общества. Несмотря на существенные национальные различия между системами СМИ каждой страны, есть немалые черты сходства, а также важные особвнности, позволяющие говорить об их близости мировому процессу развития СМИ. Как и в других промышленно развитых странах, деятельность СМИ определяется принципом свободы печати, закрепленном в конституциях и специалъных законодательных актах. Как и в других странах печать, радио и телевидвние функционируют в условиях рыночной экономики и подчиняются ее законам. Многие тенденции развития, "группы влияния" и идеалы северных СМИ выявляют их неразрывную общность со средствами массовой информации развитых стран Европы и США.

Тем не менее пресса и вещание стран Северной Европы имеют ряд особенностей и выделяются на богатом фоне современных средств массовой информации. Это и то, что жители этих стран больше других читают газеты и предпочитают национальные телевизионные программы зарубежным сериалам. СМИ этих стран занимают особое положение в общественно-политических системах, имеют не всегда привычные и традиционные для рыночных демократий взаимоотношения с двумя важнейшими силами общества - государством и рынком. Северные страны в послевоенное время развивались медленнее других западных стран, их в меньшей степени коснулись новые веяния в области СМИ - падение интереса к в печати, бурное развитие частного вещания, внедрение спутникового телевидения, коммерциализация СМИ. До начала 80-х гг. СМИ европейского Севера Европы сохраняли некоторые архаичные черты, но в середине 90-х они стали стремительно развиваться и обрели современное состояние. Однако следует говорить о возникновении некой "северной модели" СМИ. И тому есть несколько причин. Формальная - наличие Северного Союза, в который входят все скандинавские страны. Вторая - наличие "зашведных" условий существования партийных или экономически слабых изданий ("вторых газет"), противостоящих газетам крупных монополий. Наличие таких изданий важно для северных государств как неотъемлемая часть демократии, и их поддержка положена в основу государственной политики по отношеншо к прессе. "Вторая газета" - вторая по тиражу на географическом рынке, по мнению северян, препятствует монополюации газетного рынка крушшми компаниями. Главное различие "первой" и "второй" газет состоит в непропорциональном разрыве между разницей в тираже и доходах от рекламы. Разрыв в тираже может быть не слишком велик, а объем доходов от рекламы значителыю выше у "первой". В скандииавских странах много независимых - "надпартийных" - ежедневных газет, которые стремятся обращаться ко всему обществу, ко всем слоям населения, ко всем партиям и экономическим си-лам. Непринятие масскультуры привело к появленшо особогатйпа развлекательных издания - квалоидов. Это качественные вечерние таблоиды, массовые газеты. Они дополняют свои развлекательные материалы служением общертаенным интересам, используя серьезные аналитические материалы.

Третья особенность - верность радио и телевидения принципам и задачам общественного вещания. Даже коммерческие станции придерживаются таког» же подхода. Одна из причин этого - в отсутствии тоталитарных традиций в политаческой жгани, а также неприятие идеи бесконтрольного рынка. Обществу зтих стран свойственно стремление к сосушествованию идеалов общественных и рыночных идеалов в прессе и вещании. Это удержало СМИ скандинавских стран от абсолютной коммерциализации. История печати северных стран не очень давняя. Первые газеты появились в середине 17 в., но повсеместное их регулярное распространение достигнуто лшнь на рубеже 18-19 вв. Однако в истории мировой печати некоторые события истории северных стран оказали серьезное влияние. Например, принятие шведским королем Густавом III в 1766 г. закона о свободе пе-чати, который стал частью принятой в 1772 г. Конституции.Хотя действовал он всего иесколько лет, это был первый законодательный акт, который отменил цензуру, гарантировал свободу выражения мнений и открыл шведским гражданам доступ к официальным документам. Действие закона распространялось в на финнов, которые входили в состав шведского королевства.

Любовь жителей северных стран к чтеншо газет вывело Норвегшо на первое место в мире по этому показателю. На 1000 человек здесь приходится 600 газет. Другие страны тоже числятся в числе "передовиков" - более 400 газет на 1000 жителей. И хотя тиражи газет сокращаются и в северных странах, положение прессы здесь одно из наиболее стабильных в Европе. По данным Европейской ассоциации газетных издателей, тираж крупнейшей северной газеты "Хельсингин саиомат" (около полумиллиона) равен общему тиражу всей португальской ежедневной прессы. Постоянные исследования читательского спроса выявляют наиболее популяриые типы изданий в разных странах Севера. У шведов это общеполитические газеты. Интерес к ним даже выше, чем к развлекателъным газетам. Причем, по данным опросов, газеты особенно популярны в провинции, столичные жители отдают предпочтение журналам. Газеты выполняют информационную функцию, в ТВ и видео - развлекательную, Снижение тиражей в Финляндии связано с неблагоприятным развитием экономики, а не с падением интереса к прессе. Растет популярность ТВ, особенно у молодежи. Изменению спроса на газеты способствует и изменившаяся форма их доставки. Теперь их меньше выписывают, больше покупают в розницу.

В странах Северной Европы с населением в 23 млн. чел. в 90-е г. издавалось 700 газет. Это общенациональные, региональные, областные (окружные) и местные (коимунальные, муниципальные) газеты. В общенациональных газетах публикуется много общенациональных и международных новостей — зсго шведская "Дагенс нюхетер", финская "Хельсинган саномат", норвежская "Афтенпостен", которые издаются в столицах. В различных областях, совпадающих с экономическими регионами стран распространяются региональные шдания, в которых соблюдается баланс национального и регионального. К ним относятся финская "Аамулехти" ("Утренняя газета", орган Национальной коалиционной партии, основана в 1881 г., тираж 140 тыс. экз.), шведская "Гетеборгс постен" ("Гетеборгская почта", отражает позиции Народной партии, издается с 1858 г., тираж 269 ТЫС.ЭКЗ.), норвежская "Берген тидевде" ("Бергенская газета", основана в 1868 г., тираж 93 тыс.экз.), датская "Юландс-постен" ("Ютландская почта", самая

консервативная газета сфаны, основана в 1871 г., тираж 250 тыс.экз. - наиболыний в стране). В местных газетах местная информация преобладает, в их названиях фигурирует название местности, в которой она распространяется. У этих газет в последнее время наблюдается стабильный рост тиражей. Как показывают исследования, интерес к местным новостям является источником устойчивости этих изданий. Они остаются для читателей наиболее достоверными и надежными средствами информации по широкому спектру проблем. Эта тенденция возрастания роли местной прессы оказывает влияние и на общенациональные юдания, которые расходятся в основном среди столичных подписчиков и обретают черты местной прессы. Подтверждением устойчивости местаой прессы в скандинавских странах служит факт, что из всех изданий, созданных в последние 50 лет, выжили только те, что не претендовали на общенациональный статус. Отчасти это объясняется отсутствием конкуренции у местных газет с другими СМИ, ибо создание меетаых радиостанций стало возможным лишь на рубеже 1980-1990 гг. Местные газеты сегодня составляют серьезную конкуренцию регионапьным изданиям. При выборе между двумя газетами предпочтение отдается наиболее мвстной из них. Этим объясняется значительное сокращение тиражей газет вне городов их издания. Например, тираж газеты второго по величине города Швеции "Гетеборгс постен" за пределами города сократился за 30 лет вдвое. А выходящие здесь местные газеты увеличили периодичность, перешли на утренний выпуск, расширили спектр предлагаемой информации, улучшили полиграфическое оформление. Это удовлетворяло запросы подписчиков и заставляло их делать выбор в пользу местной прессы Твеции, но в ущерб регионалыюй. Этим объясняется общее падение тиражей ежедневных газет в Швеции. Кроме того, чтеше местной прессы приобщает скандинавов к местной политической жизни, является формой их гражданской активности, что типично для ранних стадий развития демократии, но становится архаичным в развитых странах с рыночной экономикой. Такой влюралюм традиций - характерная особенность северной модели СМИ. Единственные столичные газеты, которым удается увеличивать тиражи - это вечерние таблоиды - массовые развлекательные газеты.

У газет каждой из стран Скандинавии есть свои особенности. Например, в Дании наибольшей популярностью пользуется нестоличная газета "Ютланд-постен", выходящая в Ютландии, имеющая самый большой тираж среди утренних газет. Она единственная из региональных газет вышла за пределы своего регио-нального рынка, наладив систему общенационального распространения.

В Финляндии столичная "Хельсингин саномат", имеющая самый высокий тираж среди ежедневных газет северных стран, успешно конкурирует с региональными газетами. Во всех 5 губерниях она занимает 2-3 позицюо на региональных газетных рынках, вытесняя "вторые" газеты.

В Норвегии газета "Афтенпостен" одновременно является и региональной, и общенациональной. Но эти функции разделены между утренним и вечерним выпусками. Соответственно различаются и тиражи утром и вечером. Общенациональный угреиний выпуск лвдирует в списке крупнейших газет, а вечерний региональный находится на обычном уровне тиражей региональных газет.

В десятку наиболее крупных газет стран Северной Европы сегодня входят: в Швеции - Экспрессрн" (вечерняя, тираж 415 тыс.экз., годается АО "Тидгинс Мариенберг", семьей Бонньеров), "Дагенс нюхетер" (утренняя, тираж 475 тыс. экз., издается там же), "Афтобладет" (вечерняя, тираж 362 тыс.экз., издается АО "ЛО МЕдиа" профсоюзным движением), "Гетеборг постен" (утренняя, тираж 210 тыс. экз., юдается АО "Свенска дагбладет" финансовой группой Валленбергов); в Норвегии - "Верленс ганг" (вечерняя, тираж 371 тыс.экз., издается АО "Верленс ганг" семьей Шибстед), "Афтенпостен" (вечерняя, тираж 362 тыс.экз., издается АО "Верленс ганг" семьей Шибстед), "Дагбладет" (вечерняя, тираж 210 тыс.экз., юдается АО "Дагбладет" концерном "Оркла"); в Финляндии - "Хельсингин саномат" (утренняя, тираж 470 тыс.экз., издается АО "Санома" семьей Эркко), "Илта саномат" (вечерняя, тираж 214 тыс.экз, юдается АО "Санома" семьей Эркко). Отличительной чертой тшюлогического деления прессы долгое время был партийный принцип. Пресса стран Северной Европы развивалась как пресса политических партий. Многопартийность этих стран вызвала к жизни многообразные издания ежедневной прессы, но ограничивала влияние независимых шданий. В 50-е гг., когда на арену СМИ вышло телевидение, в Дании существовала "система четырех газет": 4 основных политических партий (социал-демократическая, консервативная народная, аграрно-либералъная и радикально-либеральная) имели свои печатные органы во всех значимых населенных пунктах. Такая же система действовала в Норвегии. Важнейшим изменением последних десятилетий стало усиление влияния независимых, неприсоединившихся газет. Они формировались из изданий, которые отказались от четкой партийной ориентации, в Швеции - это "Свенска дагбладет" и "Дагенс нюхетер", в Финляндии -"Аамулехти"). Создание новых газет "общего интереса". Кроме того, часть партийных газет, не выдержав конкуренции исчезла, освободив место для новых изданий. Причем столичные утренние газеты имели общеполитическую направлен-ность, вечерние - удовлетворяли "общечеловеческие" интересы.

Регаональные и местные газеты пошли по пути соединения двух типов содержания. Их стали называть в Дании "омнибусными" газетами. Они стали популярны - своеобразная смесь качественной и массовой газеты. Это общее явление газетного рынка большинства скандинавских стран.

Отличительные черты газетных систем стран Северной Европы:

1. Общенациональное распространение партийных газет и региональный характер неприсоединившихся изданий;

2. Сокращение доли партийных газет и рост доли неприсоединившихся в общенациональном газетном тираже;

3. Более быстрое сокращение сектора печати буржуазных партий по сравнению с социалистическими.

На смену общенациональным газетам политических партий стали приходить религиозные и финансово-экономические. Это необычно, но объяснимо. Церковь в этих странах - государственный институт и формально процент верующих очень высок. Наиболее влиятельная религиозная газета в Финляндии "Котимаа" уделяет больше внимания общеполитическим вопросам, чем религиозным.

Развитие деловой прессы отражает общемировую тенденцию. Шведская газета "Даген индустри" (основана в 1985 г. медиаконцерном Бонньеров, тираж 100 тыс-экз.), действуя по модели британской "Файнэншл таймс", стала крупнейшей деловой газетой региона. Она ориентируется на "болыыой бизнес" регаона. Стала развиваться по горюонтали, выпускает шесть аналогичных газет в Литве, Латвии, Эстонии, России, Австрии. В Финляндииподобная газета "Кауппалехти" ориентируется на среднего бизнесмена. Это прибыльная и наиболее читаемая из аналогичных северных изданий. Норвежская"Дагенс нэрингслив" и датская "Берсен" имеют меньшие тиражи.

В последние годы на газетном рынке северных стран происходят большие перемены. В 90-е гг. появилась воскресная пресса,выпуск которой был затруднен в 1919 г., когда профсоюз печатников добился нерабочих суббот и воскресений для своих членов. Выпуск воскресных газет был вызван борьбой на прибыли от рекламы и конкуренцией с другими СМИ. Две вечерние шведские газеты "Верленс ганг"и "Дагбладет" стали выпускать номера по воскресеньям. Но газеты были дороги, их распространение было затруднено отсутствием системы воскресной доставки. Это были первые ласточки. Но предприятие сочли выгодным.

Стали выходить тематические приложенияк ежедневным газетам. Они рассчитаны на молодежь и призваны формировать у нее интерес к прессе. Редакции, например шведской "Дагенс нюхетер", начинают готовить для школьников специалыше приложения, где все события излагаются на языке, приближенном к языку улицы, новости кратки, упрощены, графично представлены, дополнены иллюстрациями. Другие газеты - "Афтонбладет" и норвежская "Верденс ганг" -ссйдали "медиацентр" для школьников, где можно научиться в считанные часы готовить на компьютере газетные полосы и выпускать собственные приложения. Такой подход газеты рассматривают как важный элемент маркетинговой стратегии. Газета "Хельсингин саномат" выпустила приложение "Нют", адресованное молодым, бросившим вызов ТВ, вечерним и бесплатным газетам, видео и Интернету.

Незаметными конкурентами ежедневных газет стали на рубеже 80-90 гг. бесплатные рекламные газеты, которые отняли у ежедневных газет некоторые рекламные ниши - программу ТВ, кинозалов, театров и прочее. В 1995 г. появилась и начала распространяться в шведском метро новая вечерняя бесплатная газета "Метро". За два года ее тираж достиг 250 тыс. экз. В ней печатались последние и некомментированные новости информационных агентств, сенсации дня, о которых на следующий день сообщают другие газеты. Здесь же печаталась на 2-х полосах информация о рабочих местах и другая информация. Характер газеты блгоок к информационной ежедневной газете, чем к развлекательной. Адресована на наиболее проигрышные группы читателей - молодежь, беженцев, безработных, которые не покупают вечернюю прессу.

Пресса северных стран зависит от рекламы, ибо подписная цена имеет небольшое значение в бюджетах редакций. До середины 80-х гг. газеты были важнейшим средством распространения информации для рекламодателей. Но и после разрешения показа рекламы по ТВ ее доля в прессе значительна - до 30 процентов всей рекламы. Это дает ей неплохой доход. В странах северной Европынесколько крупных газетно-издательских компаний сосредоточшш в своих руках основные тиражи периодических изданий. В Дании их 4, они владеют третью ежедневных газет, выпускают более половины национального тиража газет; в Финляндии- 9, в их руках около половины газет и две трети тиражей; в Норвегии- 7 компаний владеют более чем половиной газет и обеспечивают выход 90% общенационального тиража; в Швеции- 17 компаний владеют 80*/о газет и их тиражей. В странах существуют успешно действующие газетные цепи: например, "Аамулехти", в нее, кроме нестоличной "Аамулехти", входит 12 местных газет. Это экономическая форма влияния на шдания, когда приобретенный пакет акций позволяет диктовать свою финансовую и шформационную политику, позволяет обеспечить эффективное управление. Однако для северной прессы характерно получ'ение средств не только от своих доходов, но и от своих партий и государства через систему дотаций. Как правило в цепь партийных газет входят центральное столичное годание, региональные и местные газеты.

Сегодня самой многочисленной газетной цепью является цепь социал-демократических газет Фннляндии:в нее входят 14 газет на финском и шведском языках. Второй по величине цепью в Швецииявлялась социал-демократическая группа "А-прессен" - 7 газет, находящихся в совместной собственности социал-де-мократической партии и конфедерации шведских профсоюзов. Потом оно пережило финансовые трудности, реорганизовалось и сегодня вновь контролирует более 5% национальных тиражей газет. Число газетных цепей в разных скандинавских странах различно. Как и в других странах запада на Севере Европы идет процесс взаимопроникновения капиталов прессы, радио и телевидения. Деятельность национальных концернов выходит на международный рынок. Такая концентрация СМИ в руках небольшой группы дельцов вызывает озабоченность у общественности. Идея контроля государства, защищающего интересы общества, за процессами этой концентрации вызывает все больший интерес у людей. Возникают разговоры о возможности принятия антимонопольного закона в области СМИ в скандинавских странах, но их разработка пока не ведется. В Норвегии и Швецииработали общественные комиссии, призванные проанализировать состояние СМИ, сохранения их плюралюма и разносторонности. Одна из них предложила меры по регулированшо отаошений собственности в СМИ. Она рекомендовала принять закон о печати, гарантирующий соблюдения принципа свободы печати и ограничивающий концентрацию собственности в руках отдельных групп - не более 30%. Временно действовавшее в Норвегиианалогичное положение предлагают сделать постоянным.

Государствов северных странах оказывает постоянную финансовую поддержкупартийным и экономически неблагополучным шданиям. Эта мера считается эффективной. Но эти субсидии составляют лишь 2% от общих доходов газетаой индустрии. В последнее время в этой области стала проявляться новая тен-денция - поддерживать "вторые" газеты, которые составляют конкуренцию газетам крупных корпораций.

В последние годы особое значение приобретают электронные СМИ.В северных странах Европы развивается так называемое общественное телевидение(европейский вариант по типу Би-Би-Си), но имеющее и сущест-венные отличия. Важнейшими принципами его являются: универсальный доступ; программная политика, сочетающая удовлетворение общих интересов с вниманием к интересам меньшинств; развитие национального самосознания; отстраненность от откровенных политических интересов; приемлемый для всех размер лицензионной платы. Общественное телевидение имеет четкую социальную и культурную направленность, служит просвещению, в отличие от прессы, деятельность которой во многом подчинялась коммерческим интересам. Концепция общественного телевидения исюпочает частную собственность в аудиовизуальной сфере. Даже появление рекламы на радио в 20-е гг. считалось в Швецин"дурным тоном", ибо распространение культуры и просвещения не могло находиться под влиянием продавцов товаров и услуг. В Швеции в 60-е гг. - время индустриализации - перед телевидением и радио была поставлена государством задача - создавать единую национальную культуру. Тогда и государство, и политические партии выступали единой силой, которая и формировала единые нормы и ценности для строящегося общества. Аналогичными соображениями о защите национальной культуры от американшации руководствовалось и исландское государство при создании нацио-нального телевидения.

В Норвегии,где телевидение возникло одним ш последних на европейском континенте, коммерческие принципы финансирования телевидения тоже были отвергнуты. Несмотря на усилия норвежских промышленников в конце 60-х гг., влияние которых на ТВ было значительным, государственный регулирующий орган - вещательный совет - высказался против показа рекламы по национальному ТВ. Главной задачей радио- и телевещания по-прежнему оставалось образование нации. Таким образом, скандинавский вариант концепции общественного вещания до второй половины 80-х гг. существенно отличался от британской, взятой за основу, и финской моделей (она допускает участие частного капитала), в основном в вопросах собственности. Для них обязательными условиями были государственная или общественная собстввнность, а также финансирование за счет лицензионной платы и специальных налогов. Это предполагало полную "закрытость" радио и ТВ для частного кашггала.

Принципы деятельности и ценности программной политики северных радио- и телекомпанийтаковы:

разнообразие программ для всех слоев и групп населения;

значнтельная часть программ собственного производства;

поошрение и преимущественное использование в программах прошведений

национальных мастеров искусств;

независимость от государства, политических тртий, экономических сил;

возможность универсального и технически простого доступа к программам

всего населения.

Общие черты ТВ скандинавских стран:

доминирование национальных, в основном документальных, программ, причем

большая часть производится самими вещательными компаниями - во всех

странах около 55-60%;

преобладание отечественных каналов: отечественные фильмы и телевизионные

программы поступают к зрителям через общетациональные каналы

государственных общественных вещательных компаний;

замкнутость национальных рынков телепрограмм: телепрограммы,

производимые в северных странах редко экспортируются в другие страны.

Самое "слабое" место в программной политики ТВ скандинавских стран -художественные фильмы и развлекательные программы. Лишь треть транслируемых программ - собственного проговодства национальных телекомпаний. Главная причина - в их дороговизне.

Только в Финляндиидопускается частный капитал на обшественное телевидение. Там мирно "сосуществуют" на одном каналв программы общественного и коммерческого телевидения.

Этот опыт, наряду с опытом европейского телевидения, привел к существенным переменам на ТВ скандинавских стран. С появлением в Норвегии, Данин, Швециикоммерческих каналов, существующих на доходы от рекламы и другие вложений частного капитала, представление об однозначной связи между общественной собственностью и общественным телевидением стало исчезать. В конце 80-х гг. прошошла частичная приватизация общественного сектора ТВ и радиовещания. Были приняты законы, обязующие негосударственные (частные) каналы придерживаться принщшов общественного вещания. Все это расширило традиционно замкнутую сферу общественного вещания.

Сегодня телевидение скандинавских стран переживает те же процессы, что и во всем мире. Растет конкуренция между общественным и коммерческими каналами. Кабельное и спутниковое телевидение привлекает все большее количество зрителей. Идут процессы технологического и информациошого обновления электронных средств массовой информации.

Наши рекомендации