Выпишите номера ответов, которые соответствуют верным суждениям экспертного заключения по данной работе.

1. Речь экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения. Связность обеспечивается использованием различных лексических и грамматических языковых средств. Логика не нарушена.

2. Грамматических ошибок нет.

3. Допущено 2 орфографические ошибки.

4. Экзаменуемый сформулировал одну из проблем исходного текста – проблему «бережного отношения к книге, к духовной жизни общества».

5. Допущены фактические ошибки в фоновом материале.

Ответ:_________________________________________________

6

Прочитайте исходный текст.

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)

Прочитайте фрагмент сочинения учащегося по данному тексту.

Выпишите номера ответов, которые соответствуют верным суждениям экспертного заключения по данной работе. - student2.ru

Выпишите номера ответов, которые соответствуют верным суждениям экспертного заключения по данной работе.

1. Экзаменуемый сформулировал одну из проблем исходного текста – проблему духовности в первом абзаце своей работы с искажением («проблема силы духа»), то есть допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием и формулировкой проблемы.

2. В работе допущены пунктуационные ошибки: 1) строка 2 (отсутствует тире между подлежащим и сказуемым), 2) строка 8 (запятая между придаточными предложениями), 3) строка 10 (отсутствует запятая перед придаточным предложением и есть запятая перед союзом И) .

3. В работе допущены 2 грамматические ошибки: 1) ошибка в образовании деепричастия (3 абзац), 2) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом (4 абзац).

4. Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

5. Орфографических ошибок в работе нет.

Ответ:_________________________________________________

7

Прочитайте исходный текст.

(1)Вопрос о чистоте русского языка в современной России стоит исключительно остро. (2)Культура речи во многом потеряна не только в бытовом общении, но даже в языке литературы, официальных публичных выступлений, не говоря уже о журналистике и СМИ. (3)Последние играют, к сожалению, далеко не положительную роль. (4)Ещё никогда в истории русского языка он не подвергался такому целенаправленному и массированному воздействию.

(5)Наиболее опасна эта ситуация для подрастающего поколения. (6)Оно уже с трудом воспринимает творения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Паустовского, общается на таком исковерканном, примитивном, можно даже сказать, серьёзно больном языке, что становится страшно не только за будущее этих молодых людей, но и за будущее России как нормальной страны. (7)Не случайно на Всероссийском совещании по проблемам русского языка, состоявшемся в 2002 г., говорилось: «Если мы утратим русский язык, то потеряем национальное достояние нашей страны». (8)Прозвучал призыв выработать программу «неотложных мер по спасению русского языка», обращённый к представителям публичных профессий — учителям, политикам, актёрам, государственным деятелям, литераторам.

(9)Об исключительной роли языка в духовном становлении личности писал выдающийся отечественный филолог Ф.И. Буслаев. (10)Знаменитый педагог К.Д. Ушинский указывал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка».

(11)Но для сохранения русского языка, для его дальнейшего развития жизненно необходима популяризация знаний о нём, пропаганда (в хорошем смысле этого слова) в СМИ. (12)Вспомним: коренной петербуржец писатель Л.В. Успенский посвятил свое творчество именно популяризации родного языка. (13)Его книги читаются легко, написаны с юмором и, что немаловажно, великолепным русским языком! (14)Но эти книги сейчас почти не переиздаются!

(15)Некогда у нас существовал даже Государственный институт речевой культуры (в 1920—1930-х гг.)! (16)Теперь она нам жизненно необходима — но дело не в отсутствии института, а в нас самих... (17)Правда, есть и обнадеживающие вести: в Белгородской и Омской областях, например, за сквернословие в общественных местах стали взимать крупные штрафы. (18)В феврале 2007 г. прошел уже VI Всероссийский семинар «Русский язык. Культура речи», который ежегодно проводится Российским обществом преподавателей русского языка при поддержке Министерства образования и науки РФ на базе Санкт-Петербургского государственного университета.

(19)Сегодня необходимо издавать как можно больше книг о русском языке. (20)Разных — энциклопедий, популярных и познавательных очерков, толковых словарей...

(21)Поэт А.Я. Яшин так выразил своё волнение за судьбу родного языка:

(22)Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства,

И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

(23)Но как отстоять его,

Не потерять,

И есть ли такие средства?

(24) Эти строки, написанные в прошлом веке, звучат сегодня актуально, как никогда.

(По Д. Бакуну)

Наши рекомендации