Деловая пресса в современной России: общие характеристики
Развитие деловой прессы в современной России можно разделить на три периода, которые сопоставимы с периодами становления бизнес-среды и рыночной инфраструктуры. Почему так? Потому что ранее, по сути, на такую прессу в нашей стране не было спроса. Появление рынка, института частной собственности и людей, которые называли себя предпринимателями с соответствующими интересами пришлось на начало 90-х годов(на момент развала СССР). Деловые издания появлялись по мере развития рынка. Именно в это время на рынке закрепляются такие издания как «КоммерсантЪ» и «Финансовые известия»(совместный проект «Известий» и «FinancialTimes, который оказался достаточно успешным. В итоге «Финансовые известия» стали самой влиятельной деловой газетой в стране, а доходы газеты достигали до 4 миллионов долларов в год до налогообложения).
Первый период (1992 – 1997):
Появились также и другие издания, позиционирующие себя как деловые. Именно в это время выходят первые глянцевые журналы для потребителей с высокими доходами («Эксперт», «Профиль»), Они были задуманы как универсальные издания с широким диапазоном. В том же ряду стоят «Деловой мир», «МН-бизнес», «Век», «КоммерсантЪ-Weeklу».
В период с 1992 по 1997 г. в России сложилась система деловой прессы, в структуру которой вошли кроме периодических изданий и информационные агентства, специально занимающиеся сбором и распространением экономической информации: межреспубликанское информационное агентство, агентство экономических новостей, ПАЛ-Информ-Москва, региональные и межрегиональные агентства.
Второй период (1997 – август 1998):
Рынок деловой прессы переживает время, которое характеризуется активным сотрудничеством крупного российского капитала и СМИ в целях укрепления бизнеса и влияния на конкурентов.
Вместе с развитием рыночных структур и стремлением их к более цивилизованным методам работы, первоначальный спрос на деловую информацию начал трансформироваться в осмысленную потребность. Постепенно на российский рынок стало приходить все больше иностранных компаний, которые в российском сознании автоматически причислялись к элите бизнеса вследствие своего более стабильного существования, развитого состояния бизнеса, отличного от нашего. С другой стороны, российские компании, история существования которых насчитывала пять-семь лет, также пытались причислить себя к этой категории. Таким образом, наступил период, когда начала создаваться и формироваться элита российского бизнеса, а значит, возникла потребность в изданиях, способных обслуживать данную категорию людей. К этому следует добавить то, что возникла и необходимость в более четком формировании изданий, предназначенных для так называемого «среднего класса» — свободных предпринимателей, среднего управленческого персонала и т.д.
В связи с этим больше внимания стало уделяться аналитическим материалам.Функции деловой прессы заключаются сегодня не только в том, чтобы рассказать о рынке, но и в том, чтобы его обслуживать. Речь, таким образом, идет о поставке информации, способствующей принятию предпринимателями продуманных решений, таким образом, информация, предлагаемая деловыми изданиями читательской аудитории, должна быть достоверной, лаконичной и вполне применимой на практике.
Почему второй период до августа 1998? Потому что в августе 1998 года случился дефолт.
Третий период (август 1998 – настоящее время):
После кризиса 1998 г. российские «олигархи» прекратили «накачивание» сектора деловых печатных СМИ деньгами. Количество деловых изданий в начале третьего этапа становления системы деловой периодики резко сократилось. Оставшиеся и вновь появляющиеся издания пытались проводить политику независимости от большого бизнеса(Как уже было написано выше, до кризиса, олигархи вкладывали деньги в деловые СМИ для укрепления бизнеса и влияние на конкурентов. Теперь же олигархи столько денег не вкладывают и появилась возможность быть независимым от большого бизнеса). Наиболее ярким примером такой политики является газета «Ведомости», она стала выходить в сентябре 1999 г.
Физически «Ведомости», следуя западным традициям качественных изданий, сформированы из двух «тетрадей»: первая печатается на белой бумаге и посвящена проблемам макроэкономики и политэкономии; вторая — на розовой бумаге (элемент фирменного стиля «FT») и освещает вопросы рынков, отраслей и положения компаний в них.
В 90-х гг, прошлого века российская журналистика претерпела серьезные изменения. В ее структуре выделились особые типы изданий, ключевой темой для которых стала экономика, а главным действующим лицом— предприниматель: промышленник, банкир, коммерсант. Название «деловая пресса» объединило десятки печатных изданий самых разных оттенков — от рекламного листка до иллюстрированного журнала. Резко отличаясь друг от друга по форме и содержанию, новые издания преследуют общую цель — помочь деловому человеку в его бизнесе.
Существующая система деловой прессы занимает особое место в структуре отечественной периодической печати. В газетно-журнальном мире России она представлена разветвленной сетью изданий, различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной направленности, способу финансирования. В структуре деловой прессы — газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.
Нельзя преуменьшать значение деловой прессы в развитии СМИ вообще, так как в данный момент она занимает наиболее твердые позиции на рынке прессы в силу своей включенности в бизнес. Это ощущается по содержанию многих периодических изданий: практически во всех них содержится информация делового характера.
Очевидна огромная позитивная роль деловой прессы, прежде всего, формирование общественного мнения, рыночного сознания у аудитории, способствование становлению нормальных, развитых рыночных отношений. Период, в котором сейчас пребывает Россия, полон противоречий, и особенно важным и актуальным является создание надежного фундамента, базы для появления нового, цивилизованного общества со своими законами, развитыми рыночными отношениями и, безусловно, наличием соответствующего информационного пространства, способного обслуживать это общество.