Типологическая структура современной системы СМИ Волгоградской области

Тип издания - это универсальная модель схожих между собой (т.е. однотипных) газет, журналов, передач, образующих специфическую группу (вечерние газеты, литературно-художественные журналы, информационные агентства и др.). Основные типоформирующими признаками, по которым издания объединяются в отдельные группы являются следующие:

характер аудитории;

целевое назначение издания;

характер передаваемой информации.

По характеру аудитории выделяются:

- издания (программы), в потенциальную аудиторию которых могут входить все субъекты информационных отношений РФ (общероссийские СМИ) («Российская газета», «Известия», «Труд», «Независимая газета», «Новая газета», «АиФ», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и многие другие.;

- издания, программы территориальных, общностей: областные «Волгоградская правда», «Областные вести», городские - «Городские вести», «Вечерний Волгоград», «Волжская правда», «Наш город», районные - «Диалог» (Камышин), «Донской вестник» (Иловля), «Придонские вести» (р.п. Октябрьский), «Заволжье» (Николаевск), выделяемые по районам города («Красный октябрь», «Зацарицынский вестник», «Новости Сарепты» и др.

- издания, программы, адресуемые этническим общностям: нациям, народностям, этнографическим, этно-конфессиональным и другим группам, например «Лусаворич» (учредитель «Армянская Апостольская церковь Св. Георгия»), «Шофар Поволжья» (учредитель Волгоградская еврейская религиозная община, «Казачий круг»);

- адресуемые определенным общественным группам, Это не только профессиональные группы (людей, занятых в промышленности («Вестник химпрома», «Волжский шинник», сельском хозяйстве «Крестьянская жизнь», транспорте («Транс-инфо), науке («Вестник ВолГУ», образовании («Учитель», «Школьный компас», армии, управлении и т.д.), но и группы умственного и физического, организаторского или исполнителъского труда. Сюда же относится и деловая пресса, адресуемая предпринимателям, менеджерам, социально активным людям «Новые деловые вести», «Южный деловой вестник», «Мы и налоги»;

- Выделяются издания для отдельных групп (политических партий и движений («Сталинградская трибуна» (КПРФ), «Колокол» (издатель – Союз русского народа), издания общественных организаций профсозных («Волгоградские профсоюзы», молодежных, благотворительных и т.д., клубов по интересам («Сад-огород», «Степная роза», Спорт-ревю Поволжье», землячеств «Лусаворич», «звартноц» (Армянская диаспора) и т.д.).

- издания, телерадиопрограммы для различных возрастных групп: детей («Мурзилка», «Мастерилка», у нас – «Простокваша», подростков «До 16 и старше», у нас была «Новая улица», молодежи «Зона риска», была газета «Молодой», «Свежее решение», для пожилых людей;

- для малых групп (семья, клуб «Кошкин дом» и мн. др.);

- для женщин («Космополитен», «Лиза», «Я сама») и мужчин («GQ», «Мужской взгляд», «Медведь»;

- для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.) («Православное слово» (издатель – Волгоградская епархия Русской Православной церкви), «Духовная сокровищница» (издатель – Свято-Никольский приход г. Калач-на- Дону, «Свет веры» ( и «Светлячок» (Свято-Никольский приход г. Михайловка» ) ;

- для групп населения, выделяемым по другим признакам.

Говоря о целевом назначении изданий, определяемом учредителями, издателями, редакциями, можно структурировать систему СМИ следующим образом:

- издания, программы, реализующие цели субъектов политики: органов государственного управления, партий, профсоюзов, других политических организаций, движений, а также других субъектов политических отношений, организационно не оформленных, но тяготеющих к тем или иным политическим ценностям. Среди них функционируют издания, являющиеся официальными органами тех или иных структур («Российская газета», «Труд», издания местных администраций, у нас «Волгоградская правда», «Городские вести», «Волжская правда»), а также те, которые объявляют себя независимыми от различных политических структур («Аргументы и факты», «Известия», «Сегодня», у нас – «Областные вести», «Интер»). По отношению к политике правительства выделяются издания: поддерживающие эту политику («Вечерний Волгоград», «Родной город»; имеющие нейтральный, объективистский подход («Новые деловые вести», «Отчий край»; являющиеся оппозиционными («Сталинградская трибуна» (КПРФ), «Колокол» (издатель – Союз русского народа);

-- издания, программы, реализующие цели субъектов экономической деятельности («Коммерсант», «Ведомости», «РБК-дейли» «Эксперт», и др. У нас – «Новые деловые вести», «Южный деловой вестник», «Мы и налоги».);

- органы печати, программы, целевая направленность которых определяется субъектами литературной, художественной («Отчий край», «Парнас»), научной (Вестник Волгоградского университета) и иных видов деятельности, связанных с духовным производством. Это различного рода литературные, художественные, научные организации и объединения, а также просветительские, культурологические и иные фонды, центры и др.;

- издания, реализующие цели субъектов религиозной деятельности, например, издания русской православной церкви «Православное слово» (издатель – Волгоградская епархия Русской Православной церкви, «Духовная сокровищница» (издатель – Свято-Никольский приход г. Калач-на- Дону) ;

- по другим целям социальных субъектов.

По характеру информации формируются:

- универсальные издания(«Вечерний Волгоград», «Родной город»; «Областные вести», «Интер»).

- специализированные по темам, отдельным видам деятельности: промышленность («Красный октябрь», Нефтяник», «Волжский шинник» и др.), , «Градостроитель» и др.), транспорт («Транс-инфо»), сельское хозяйство («Крестьянская жизнь», «Моя земля» «Мичуринец» и др.), здравоохранение («Ваше здоровье» и др.), образование («Учитель», «Школьный компас» и др.), экология («Здоровье и экология» и др.), првоохранительная деятельность («Юринфо», «По сводкам УВД»). Выделяются издания, посвященные искусству («Отчий край», «Парнас», литературе («Камертон»), спорту («Спорт- ревю. Поволжье»), религии («Свет веры»), .); художественно-публицистического; информационно-развлекательные массовые издания («КП Волгоград», «МК Волгоград», «АиФ Волгоград», «Неделя города».

- средства массовой информации, содержащие аудиовизуальную информацию (телевизионные программы), аудиоинформацию (радиопрограммы), текстовую, фотографическую информацию (газеты, журналы); мультимедийные издания

- издания, содержащие по преимуществу событийную информацию (газеты) или по преимуществу выступающие в жанрах аналитических и художественно-публицистичеких (журнальный тип изданий). Аналогичная ситуация существует и в телерадиопублицистике.

Существуют и другие типологические признаки:

- издатель;

- периодичность (ежедневная газета, два-три-четыре раза в неделю, еженедельник, ежемесячник и др.);

- время выхода (утренние, вечерние, ночные, круглосуточные программы);

- объем информации (например, газеты двухполосные, четырехполосные и т.д.);

- формат издания (газеты, журнала). Для газет: А-2, А-4 и др.

Типология районных газет

деловые («Деловой Камышин»), рекламно-информационные («Новое время» в Михайловке), рекламно-развлекательные («Легкий день» в Камышине), специализированные (например, «Подкова» в Клетском районе, «Камертон» в Камышине), политико-агитационные издания. В районах появились частные газеты альтернативной общественно-политической направленности, издания, учредителями которых явлется коллектив редакции («Звезда Краснослободска»), развивается православная печать, некоторые приходские издания зарегистрировали даже приложения для детей («Светлячок» с 2000-го года издается приходом Свято-Никольской церкви в Михайловке).

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЕЧАТЬ

Деловые газеты

По тематике выделяют пять видов деловой прессы: универсальную («Новые деловые вести»), специализированную («Мы и налоги»), узкоспециализированную, профессиональную («Волжский шинник») и точечную. В качестве подвидов специализированной деловой прессы принято рассматривать отраслевую («Волга и Дон»)и корпоративную прессу («Нефтяник»).

Корпоративные издания

1. Внутрикорпоративные издания предназначены для информирования персонала или отдельных категорий служащих по тем или иным вопросам развития корпорации, о важных событиях внутри компании и вне ее. Как правило, эти издания не распространяются за пределам корпорации. Среди них выделяют два подвида:

- издания для всего персонала;

- издания для руководства корпорации.

2. Корпоративные издания, распространяемые и внутри корпорации, и вне ее.

3. «Инструменты сбытового маркетинга» ориентированы только на клиентов корпорации и нацелены на рост продаж товаров и услуг, это фактически рекламные издания.

Рекламная пресса

. Эта пресса – инструмент маркетинга, продвижения товаров на рынок. Она не стремится к отражению мира и не отвечает за свое содержание, если соблюдены все правила, принятые законом. Но рекламная пресса является специфической бизнес-коммуникацией и поэтому идентифицируется специалистами как особый тип деловой прессы. Выделяются универсальные и специализированные рекламные издания, среди специализированных особое место занимает рекруитерская пресса (информирующая о найме на работу), газеты бесплатных объявлений, газеты и журналы по оптовой торговле.

Религиозная печать

Религиозные издания печатаются небольшими тиражами, адресуются верующим людям, распространяются в основном через храмы. Среди православной периодики выделяют теоретические издания, призванные повысить уровень богословской культуры и образования священнослужителей. Стабильно развивается епархиальная периодика, иногда в епархии выходит несколько изданий, учредителями выступают епархиальные управления.

Среди неофициальных православных изданий выделяются журналы и газеты «для семейного чтения». Значительное место занимают литературно-художественные, философские журналы, журналы, сосредоточившиеся на проблемах церковного искусства, православные издания для детей и юношества, религиозно-политические издания.

Детская и юношеская пресса

Его цель – приобщить подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, стать каналом передачи информации от старшего поколения к младшего и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С помощью этих изданий аудитория познает мир.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, молодежная пресса активно взаимодействует с различными специальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе. Учредителями газеты «За синей птицей» являются Межрегиональная общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек» и центр «Вдохновение; газеты «Новая улица - Волгоградская общественная организация «Федерация детских организаций»; газеты «Молодой. Свежее решение» - Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; городская молодежная газета «Юность Волгограда» выходит при поддержке Комитета по дела молодежи Администрации Волгограда. Большинство районных газет имеют или молодежные приложения или вкладки, или тематические полосы.

Наши рекомендации