Информация как познавательно-психологический феномен. Механизмы восприятия информации.

Пон. инф. известно с Петр. времен. Она поним-ся как объкт. явление, результат отражения объкт.реальности. И пердача, и восприятие текста происходит по опред. законам. Восприятие-это работа созн.,напр-ая на усвоение поступ. к чел.инф.импульсов. как правило, при этом созн.не фиксир. Сам процесс, но тем ни менее сущ.мех-мы в соз., к-рые отдел. инф. менее необх. от самой необх. На опред. комплекс инф.импульсов чел.реагирует интуитивно. В случае с соц.инф. при ее получении происх.ее перераб. В соз. И выраб.опр.линия поведения. При этом дейст.мех. важн.- установка восприятия(готовность чел реагир. опред.обр.на предлаг.инф.) Установка раб.поэтапно: 1) поисковые операции( в соот.с жизн.цен. выбир-ся ист.инф., возник. предвар оценка инф.импульсов); 2) собст.восприятие (тбор важ.сведений с т.зр.значимости – затем отклад.в созн.для запомин(краткосроч. и долгосроч.память). На этом этапе действ.ряд принципов восприятия(настороженности – страх,резонанса, защиты-отторжения); 3) завершение восприятия (переработка инф., ее вклюя.в сист.созн. и выоаб.-ка формы поведения) В процессе восприятия действ.также общепсих.закономер-ти внимания(от значим-ти инф, сенсация), понимания, запоминания.

Понятие информаниции занимает ведущее место в мире. Ею пронизана вся жизнь людей. Любое воздействие на органы чувств, на сознание рассматривается, как информационное воздействие. Информацию выделяют физическую ( импульсы, идущие от природы) и социальную (идущие от человека). Принимая информацию, человек обязательно реагирует на неё тем или иным образом. В сфере журналистики создаётся социальная информация. Существуют различные виды информации: 1. сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём либо, передоваемые людьми; 2 сообщение, неразрывно связанное с управлением, 3 предача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах. Для журналистики наиболее популярным долгое время считалось понимание информации как сведений (до 1960-х гг.). Возникла новая наука – кибернетика. Её теория и практика сосредоточивали внимание на том, как измерить информационный объём. Возникла теория информации. Первоначально 1948 г. – математическая теория, затем распространяется на др. области знаний. Основным в информационной теории является то, что под информацией понимались не любые сообщения, которыми обменивались люди, а лишь такие, которые снимают неопределённость у получателя информации. Состояние неопределённости возникает тогда, когда из-за неполноты информации, или слишком большого объёма информации необходим выбор одной из 2-х или большего числа возможностей. В обыденной жизни выбор, как правило, осуществляется неосознанно. Журналистика работает, постоянно снимая неопределённость. Для журналистики это очень серьёзная проблема: 1 в принципе недостижима публичная передача сообщений в полном обсалютном объёме; 2 пропускная возможность информационных каналов очень ограничена; 3 существует идеологическая и концептуальная (редакционная) установка на принципы ортбора информации. Отбирая одни факты создавая предпочтения какаим либо информационным сообщениям, создаётся информационная модель мира. Они сильно отличаются друг от друга (математическая теория). Существует ряд др. теорий: семантическая и прогматическая. В прогматической исследуется ценностная сторона информации. В 70-е гг. появилось много работ, в которых были предприняты попытки обосновать связь информации и управления. Была создана информациооная теория управления. (Петоров). Она состоит в том, что всякий информ. импульс вызывает ответную реакцию. Поэтому, зная особенности того, кто принимает иформ-ю, т. е. получателя, можно создать инфомационные импульсы, воздействующие на слабые точки с наибольшей силой. Сегодня понятие информации стало общенаучным, т. е. общим, а информационный подход – общенаучное средство исследования. Информация лежит в основе всех познавательных процессов, т. е. в основе познания. Познание происходит в форме отражения человеком, его сознанием фрагментов действительноси. Отражение есть восприятие информационных сигналов, импульсов, идущих от действительности. Человек по-разному реагирует на эти импульсы. Реагирование связано с личным опытом человека, с особенностями его мышления, психики. Развитие понятия информации в современной философии и науке связано с существованием её мировоззренческой и филосовской интерпретацией. Существует концепция: 1 объективно-идеалистическая, которая утверждает нематериальную сверхъестественную природу информации; 2 Субъективно-идеалистическую, здесь информация расматриывется как свойства личности. Различают информацию физическую и социальную. Социальная – инф., создаваемая людьми, передаваемая людьми и предназначенная людьми. Соц. Инф. обеспечивает жизнь людей в обществе. В современном обществе обмен иформации происходит не только в непосредственном общении, но очень большое количество информации люди чепаают из книг, газет, телевидения. Большой объём источников социальной информации предопредил социологическое понимание информации. Социология занимается изучением общества. В социологии информация понимается как социальное явление связанное с деятельностью тех или иных социальных групп или социальных индивидов. Деятельность социальных групп или единиц может принимать различный вид, образуя жизненный цикл информации. Виды деятельности: 1 создание информации, т. е. формирование различных суждений, свдений, и закрепление их в соответствующих текстах. 2 перевод информации, т. е. перенесение значений текста из одной знаковой системы в др. 3 размножение, т. е. воспроизведение текста в определённом количестве экземпляров. 4 передача или распространение, т. е. трансляция или ретронсляция текста с помощью технических средств или без них. 5 потребление, т. е. приём, усвоение текста. 6 использование, т. е. манипулирование текстами с целью создания новой информации или получения результатов, на которые орентируется информация. 7 хранение инф-ии, т. е. обеспечение возможности её неодногранного воспроизводства. 8 разрушение., т. е. физическое или моральное уничтожение текста, создание на пути его распространения препятствий. Эти виды деятельности составляют жизненный цикл информации. Информационная деятельность может быть специализирована (производство инф-ии в науке) и неспециализирована, т. е. стихийной, не связанной с предварительным обучением добыванию инф-ии. Элементы социалььной инф-ии выявл. С помощью ответа на 3 вопроса: 1 о чём сообщается? 2 как сообщается 3 что сообщается. Различные информационные импульсымогут восприниматься и на неосознанном, и на осознанном уровне. Социальная инф-я воспринимается на осознанном уровне. К социальной информации можно отнести всю совокупность сообщений, сделанных человеком. В узком смысле к социальной инфомации относится сообщения, касающиеся социальной действительности и переданной в знаковой системе естественного языка. Виды социальной инф-ии: 1 межличностная или индивидуализированная, 2 специальная или специализированная, 3 масовая. Массовая информация направлена на неограниченную аудиторию, специлизированная – на определённый круг людей, межличностная на очень узкий круг. Одно и то же сообщение может иметь различн. Познавательный статус и необходимо учитывать возможность перехода, превращения информации из одного познавательного состояния в другое.





Наши рекомендации