Под редакцией: иерея Святослава Шевченко

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по

Элективному курсу

«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЖУРНАЛИСТИКИ И БЛОГГИНГА»

Под редакцией: иерея Святослава Шевченко,

Иерея Александра Ермолина,

Юлии Шутовой,

Любови Габеевой

Благовещенск, Хабаровск, Москва, Казань, 2016 год

Пояснительная записка

Элективный курс появился в рамках проекта «Студия нравственной журналистики», который был направлен на подготовку авторов, пишущих на духовно-нравственную тематику, для епархиальных, приходских и других церковных и светских СМИ, а также ведущих официальные и неофициальные блоги, сообщества в социальных сетях и на других платформах.

Проект «Студия нравственной журналистики» был осуществлен при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива».

Форма реализации проекта: проведение четырех вебинаров на базе инструментов видеохостинга «YouTube»: «Основы нравственной журналистики», «Организация нравственного интернет-ресурса», «Основы нравственного блоггинга», «Нравственный поступок как информационный повод».

Кроме этого, был проведен ряд очных мероприятий: тематических встреч, мастер-классов, круглых столов по основам нравственной журналистики и блоггинга.

Весь полученный опыт за время реализации проекта был суммирован в данный элективный курс.

Вебинар 1: «Основы нравственной журналистики»

Ведущий: священник Святослав Шевченко, главный редактор портала «Протоинфо».

Занятие 1: введение

Феномен гражданской журналистики. Гражданская журналистика - это вид народной журналистики, получивший развитие с возникновением интернета. Гражданские журналисты - блогеры, пользователи социальных сетей и авторы различных платформ формата веб 2.0. Народная журналистика выполняет важные функции в обществе: информирует о проблемах, инициирует поиск способа их решений. Например, публикация в блогосфере уже является сигналом для правоохранителей и прочих учреждений. Значит, это хороший повод обратить внимание на проблемы в обществе.

Нравственная журналистика – это мировоззренческий выбор автора, который берётся за написание публичных материалов. А это значит, что очень многое зависит от его глубинных мотивов.

Мотивация авторов и проблематика

Каждому автору перед началом деятельности нужно определиться с мотивацией, ответив на один важный вопрос: для чего я пишу?

Это может быть желание высказать мнение по волнующей теме, обозначить социальную проблему, поделиться полезными советами. Причина для того, чтоб взяться за перо, авторучку, клавиатуру, диктофон – не должна быть бесплодной, праздной. Таковыми, например, являются жажда популярности, лайков, рейтинга, чувство мести или намеренное провоцирование аудитории.

Главная проблема многих авторов зачастую связана с тем, что их творчество изначально эгоцентрично. Инструменты сети интернет помогают этому ощущению, когда твои публикации активно комментируют, ставят положительные оценки. Всё это искусственно завышает самооценку автора, который зациклен на себе.

Из этого вытекает вторая проблема – бесчувственность авторов. Они перестают чувствовать своих читателей. Они пишут, не ощущая, что аудиторию составляют живые личности. А это значит автор не почувствует момент, когда может сделать кому-то больно.

Третья проблема, связанная с неправильной мотивацией автора - искушение начать писать то, чего не существует или никогда не происходило. То есть, по сути, заниматься придумыванием историй, реплик и прочего. Либо прибегать к методу литературной гиперболизации – преувеличивать масштабы событий, количество участников и так далее.

Когда мотивом для публикации является плохое настроение – это четвёртая проблема. Искажение действительности начинается, когда автором движет чувства мести, обиды, гнева. Пятой проблемой можно обозначить - торопливость. Этот тот самый момент, когда автору хочется мобильности, стать первым. Подобное отношение влечёт за собой соблазн опубликовать не проверенную информацию или стать распространителем, так называемых, фейков. В ряде последствий можно перечислить однобокость освещения темы, не взвешенные и скоропалительные выводы.

Занятие 1: что, как, зачем?

Что?

Блогерство – относительно новое, но при этом очень распространенное явление. Первые блоги возникли в 1992 году, в 1999 году был официально зарегистрирован «Живой журнал». Блогер-свободный журналист, человек, выражающий свое мнение по тому или иному вопросу.

Блогерство сейчас – это и средство самовыражения, и один из важных элементов информационной жизни общества.

Виды блогов:

Существует большое количество вариантов периодизации блогов. Условно можно выделить следующие виды ( и не только эти):

1. По тематике: блоги о политике, литературе, культуре, путешествиях и т.д.

2. По авторству: личный блог, блог компании, сообщества и т.д.

3. По площадке, на которой ведется блог: «Facebook», «Живой журнал», «Твиттер» и т.д.

4. По содержанию: блог с видео, с картинками, текстами и т.д.

Как?

Как вести блог, чтобы он был читаемым? Общие принципы ведения блога:

1. Писать «от души», говорить о том, что реально актуально для Вас самих, а не гнаться за модными увлечениями. Избегать фальши, быть искренним.

2. Регулярно обновлять блог.

3. Использовать «белые» методы продвижения (Подробно см. вторую лекцию о продвижении).

Зачем?

Ведение блога для православного христианина – это средство самореализации и миссии.

Каждый православный призван быть «светом миру». В Евангелии есть такие слова Спасителя: «Вы-свет миру» (Мф. 5:14) и мы призваны быть этим светом везде, в том числе и в социальных сетях.

Занятие 3: язык блога

Православное понимание значения слова и языка заключается в словах Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37). Отсюда православный человек должен дорожить своим языком и вести блог на хорошем русском языке.

Искажения языка в наше время:

1. Мат. С религиозной точки зрения, мат – это антимолитва, молитва бесам.

2. Современный Интернет-язык, так называемый «блогояз».

На каком языке должен писать нравственный блогер?

1. На литературном русском языке

2. На языке без архаизмов, чтобы быть понятным современному человеку.

3. Не увлекаясь чрезмерным упрощением.

Занятие 7: итоги

Перспективы и задачси развития православной журналистики:

• не упустить Христа – главная задача православного журналиста.

• Осознать принципиальное различие между церковной и светской журналистикой: у религиозной журналистики есть то, чего никогда, ни при каких условиях не будет у светской - способность оценивать происходящее в мире и в жизни каждого человека с точки зрения Истины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по

Элективному курсу

«ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЖУРНАЛИСТИКИ И БЛОГГИНГА»

под редакцией: иерея Святослава Шевченко,

Иерея Александра Ермолина,

Юлии Шутовой,

Любови Габеевой

Наши рекомендации