Внешнеполитической пропаганды

(отрывок из учебного пособия (Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.. 2006. – 256 с.)

Главным органом ведения внешнеполитической пропаганды в Соеди­ненных Штатах Америки являлось Информационное агентство США ЮСИА (United States Information Agency), которое формально было созда­но американским конгрессом 1 августа 1953 г. Его истоки - в службах пси­хологической войны. Для изучения эффективности американской внеш­неполитической пропаганды в 1947 г. за рубеж была направлена делегация конгресса США, по итогам работы которой был принят закон №402, заложивший основы реорганизации пропагандистского аппарата США. Раньше существовало Управление психологической войны, которое занималось внешнеполитической пропагандой, однако при президентстве Гарри Трумэна (план реорганизации №8) вместо него было создано Управление по координации операций, ставшее основой для учрежденного вскоре информационного агентства США. В частности, американский исследователь Т. Соренсен признавал, что ЮСИА было рождено на волне холодной войны.

Еще одна реорганизация состоялась при президенте Картере в 1977 г., когда ЮСИА было преобразовано в Управление по международным связям - УМС, при этом ему были переданы некоторые подразделения госде­партамента, а бюджет резко увеличен. Другой американский президент Рональд Рейган - в 1982 г. вернул этому внешнепропагандистскому ведомству его прежнее название и в некоторой степени изменил его функции. Официальными задачами ЮСИА были:

- устанавливать и развивать контакты между США и другими странами на личном и институциональном уровнях, способствуя, таким образом, росту взаимопонимания и международной стабильности;

- оказывать помощь в построении демократии и рыночной экономики в странах, стремящихся к созданию открытого общества; разъяснять политику США таким образом, чтобы она стала понятой широкой зарубежной аудитории;

- представлять американское общество во всем его многообразии, способствуя пониманию подлинного смысла политики США представителями зарубежной общественности;

- консультировать президента, госсекретаря, членов Совета национальной безопасности и других высших правительственных чиновников по вопросам общественного мнения за рубежом с целью выработки текущей и перспективной политики США;

- содействовать осуществлению программ образовательных и культурных обменов в национальных интересах;

- проводить переговоры по обмену информацией и образовательному и культурному обмену с правительствами других стран.

ЮСИА работало в тесном контакте с Советом национальной безопас­ности (СНБ). Распространять информацию внутри США ЮСИА было запрещено.

Заграничная служба информации - ЮСИС - имела за рубежом информационные посты, центры и отделения информации. Деятельность всех сотрудников ЮСИС определялась секретным «планом по стране» и контролировалась послом. ЮСИА издавало ряд журналов на иностранных языках, распространя­ло тематическую информацию, готовило радио- и телепрограммы, распро­страняло информацию по компьютерным сетям, поставляло ее aгенствам новостей. Сейчас всем этим занимаются соответствующие подразделения государственного департамента. В 1999 г. ЮСИА было формально закрыто, точнее, вновь интегрировано в структуру госдепартамента. Основная часть сотрудников влилась в Бюро международной информации и программ обменов, а также в Бюро связей с общественностью, куда вошли все пресс-центры бывшего ЮСИА. Исследовательское подразделение вошло в состав Бюро разведки и исследований госдепартамента США.

Но внешнепропагандистское ведомство не исчезло, просто началась очередная реорганизация.

В феврале 2002 г. было объявлено о создании Управления стратегического влияния, подчиненного Пентагону, для противодействия везде и всеми средствами враждебной по отношению к США информации и пропаганды и распространения контрпропаганды с целью борьбы с антиамериканскими настроениями. Не исключались и операции по дезинформации. У нового управления появились противники в самих США, в том числе и в пентагоне. В результате информация о создании Управления стратегического влияния была дезавуирована.

Осенью того же 2002 г. в прессе появились сообщения о возможномсоздании «Министерства пропаганды», деятельность которого рассматривалась с точки зрения обеспечения пропагандистского прикрытия предстоящей войны в Ираке. Ведомство создано не было.

15 январе 2003 г. Джордж Буш-младший подписал указ о создании Управления глобальных коммуникаций. Его главная задача - распространять и мире благоприятную информацию о Соединенных Штатах Америки, продвигать американские интересы за рубежом, предотвращать неправильные толкования, создавать поддержку союзникам США и информировать зарубежную аудиторию. Координатором нового ведомства был назначен Эскьо.

Уже в 2005 г. Управление запросило из бюджета на 2006 г. 328 млн. долларов на «деятельность по взаимодействию, информированию и влиянию на зарубежную аудиторию» и 430 млн. на программы культурных и образовательных обменов с зарубежными странами.

Новое ведомство стало активно сотрудничать не только с госдепартаментом и СНБ, но и с Агентством национальной безопасности, мощной технической разведкой страны.

Наши рекомендации