Информационного общества в России

С сокращениями

Цель Концепции — определение российского пути перехода (или по­строения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечиваю­щих его реализацию. В Концепции формулируются политические, соци­ально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российско­го пути к информационному обществу.

Разработана в 1999 г. по инициативе Государственного комитета Рос­сийской Федерации по связи и информатизации и Комитета Государст­венной Думы по информационной политике и связи.

Концепция формирования информационного общества в России одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информа­тизации от 28 мая 1999 г. № 32.

<…>

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития лич­ности. Россия должна войти в семью технологически и экономиче­ски развитых стран на правах полноценного участника мирового ци-вилизационного развития с сохранением политической независимо­сти, национальной самобытности и культурных традиций, с разви­тым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожи­дать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.

К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

• формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;

• становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

• создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и ус­лугах;

• возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;

• повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;

• создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены техноло­гических укладов в производстве, технологиях предоставления про­дукции и услуг и управлении этими процессами существенно увели­чилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происхо­дили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Осо­бенно существенно начинают отличаться модели поведения нынеш­него и будущего поколений — известная проблема «отцов и детей». Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степе­ни ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.

Представляется, что наиболее действенным образом такое воз­действие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изме­нений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению на­циональных традиций и культурного наследства своей страны.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

В России за последние 7—10 лет сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного раз­вития, которые можно рассматривать как предпосылки перехода к информационному обществу. К таким предпосылкам следует отне­сти:

1.1. Информация становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.

Уже сегодня объем продаж в России только средств вычисли­тельной техники и информатики (в основном ПЭВМ и периферии) достигает величины более одного миллиона штук в год и оценивается примерно в 1,5 млрд долл. Как показывает мировой опыт, стоимость продаж программного продукта обычно равна или несколько больше затрат на технику, а затраты на персональные средства связи, аудио-и видеоаппаратуру обычно соизмеримы с затратами на средства вы­числительной техники. Эти минимальные приближенные оценки суммарно составляют 4,5 млрд долл., что составило порядка 5% ВВП России в 1997 г. Эта величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость и характеризует рост ис­пользования ресурса «информация».

1.2. Можно говорить о том, что в России сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг.

Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5—7,5 млрд. долл./год.

1.3. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информацион­ных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых от­крытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществ­ляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи.

1.4. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, банковская сфера и сфера государственного управления.

1.5. В общественном мнении складывается понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения. Об этом свидетельствует широкий общественный резонанс Концепции государственной информационной политики, которая может рассматриваться как политика обеспечения начального этапа перехода России к информационному обществу.

1.6. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д.

1.7. Сформирована и функционирует государственная структура, ответственная за создание и развитие информационно-технологического базиса обеспечения процессов перехода.

2. ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

Целью настоящей Концепции является определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основ­ных условий, положений и приоритетов государственной информа­ционной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются политические, социально-экономические, культур­ные и технико-технологические предпосылки и условия этого пере­хода и обосновывается специфика российского пути к информаци­онному обществу.

3. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

3.1.Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.

3.2.В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходя­щих гуманистических ценностей и национально-исторических тра­диций народов России, наконец, как инструмент укрепления феде­ративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.

3.3.Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития — формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.

3.4.Государство играет ведущую роль в обеспечении процесса перехода к информационному обществу.

<…>

В условиях отсутствия у государства мощных финансовых рыча­гов, способных обеспечить процессы перехода к информационному обществу, основными средствами государственного регулирования и контроля за процессами перехода остаются законодательная и нор­мативно-правовая базы, регулирующие информационные отноше­ния в обществе.

3.5. На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.

3.6. Государство выступает катализатором происходящих перемен в интересах развития общества и личности.

<…>

3.7.Государство обеспечивает доступ к общественной информации.
Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.

3.8.Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуаль­ной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.

3.9. Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, нацио­нальной, общественной и личной безопасности, порождаемые дви­жением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информа­ционных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ре­сурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям.

3.10.Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации, должны иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческие проекты. Стратегия должна иметь надведомственный общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации усилий всех участников процесса перехода.

3.11.Необходимо смещение центра тяжести процессов перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к информационному обществу.

3.12.Стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в обществен­ном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.

3.13.Основные направления процесса перехода связаны с созданием развитой информационной среды общества, рассматриваемой как совокупность технико-технологических, социально-политических, экономических и социально-культурных компонентов, факторов и условий, при которых информация и знания становятся реальным и эффективным ресурсом социально-экономического и духовного развития России.

Для формирования развитой информационной среды общества должны рассматриваться решения, связанные с:

• развитием и модернизацией существующей технико-техноло­гической базы;

• разработкой и реализацией комплекса мер по политическому, экономическому и социально-культурному обеспечению.

3.14. Переход к информационному обществу — это длительный процесс последовательного приближения к некоторому среднемировому уровню, которое может быть оценено изменением (приращением) системы индикаторов на макро- и микроуровнях, характеризующих динамику развития тех или иных составляющих информационной среды.

4. ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

4.1. Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, ее сегодняшними политическими, социиально-экономическими и социально-культурными особенностями:

• нестабильность политического и экономического положения в стране; <...>

• возрастающий уровень регионализации страны; <...>

• экономические условия, характерные для переходной экономики России; <...>

• снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей населения и общества в целом; <...>

• недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры; <...>

• вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;

• предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации; <...>

• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми страна­ми, создание различных систем связи; <...>

• наличие в основном высокого научного, образовательного и культурного потенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;

• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способна ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей силой которой в большой степени является энтузиазм.

4.2. Рассмотренные выше политические и социально-экономические условия, в которых еще порядка 10—15 лет будет происходить переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран, и, следовательно, требуют определения пути, свойственного только России, однако учитывающего накопленный мировой опыт.

4.3. В США, ЕС, Японии:

• имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. <...> В России всего этого практически нет;

• практически закончены процессы переструктуризации промышленного производства и перехода от ресурсоемкого (сырье, энергия, труд) к наукоемкому производству — в России этого сегодня не происходит;

• уровень информатизации систем управления разного уровня и принадлежности (государственные, коммерческие, муниципальные и др.) достаточно высок — в России такой уровень в масштабе страны будет достигнут еще нескоро;

• имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, высокий уровень информационной культуры населения... в России это все еще находится в начальном состоянии.

Однако:

• еще и сегодня в России одна из лучших систем общего образования;

• Россия обладает великим культурным наследием и современной самобытной многонациональной культурой;

• развитие российских телекоммуникаций всех видов идет опережающими темпами по сравнению с другими областями экономической деятельности.

4.4.Переход к информационному обществу любой страны — это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии информационных услуг и «доведение» их до каждого члена общества. Сегодня, на­ пример, США вложили и продолжают вкладывать в развитие этой индустрии до 10% своего ВВП, но и получают за счет этого более 25%
своего ВВП. Примерно такие же объемы характерны и для других раз­ витых стран. Россия едва ли может быть исключением.

4.5.Из сказанного вытекает, что возможны два варианта перехода России к информационному обществу.

Первый вариант — повторение того пути, который уже пройден или проходится другими странами, в основном европейскими. Он требует значительных капиталовложений, достаточно короткий по времени (не более 7—10 лет до выхода на среднеевропейский уровень информатиза­ции при условии 2—3% темпа экономического роста). Скорость движе­ния по такому варианту будет обеспечиваться выделенными средствами (не менее 5—7% ВВП). Кроме того, этот путь будет требовать сущест­венного изменения российского менталитета и переориентации обще­ственного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свой­ственные американскому или европейскому образу жизни.

Второй вариант — нахождение пути, ориентированного на чисто рос­сийские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономи­ческих условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­сударства. Этот путь нетрадиционный, неапробированный. Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, полити­ческой стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу пере­хода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

4.6. Для реализации первого пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения. Оба варианта не реальны — сегодня и в обозримом будущем никто такие средства не даст, т.к. уверенности в их возврате у зарубежных кредиторов нет, да и «выращивать» за собственные деньги конкурента никто не будет. Получить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным — для этого необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное оживление рыночных преобразований и повышение качества жизни населения.

Следовательно, приемлем только второй путь.

4.7. Основой российского пути должны явиться:

• информатизация всей системы общего и специального образования — от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала;

• формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в интернете.

4.8. Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.

В итоге Россия может выступить как носитель специфической модели цивилизационного развития, во многом корректирующей за­падный эталон. Историческая преемственность, национальная иден­тичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны — таковы основные особенности выби­раемого пути России к информационному обществу.

Движение по этому пути, особенно на первых этапах, требует ши­рокой общественной поддержки, глубокого осознания целей перехода к информационному обществу и политических, экономических, со­циальных и культурных преимуществ, которые предоставляет насе­лению жизнь в информационном мире. Для этой поддержки должны быть скоординированы усилия многих специалистов — гуманитариев по формированию облика гражданина информационного мира, мо­дели его жизнедеятельности. Эта поддержка должна получить самое широкое пропагандистское обеспечение во всех печатных и элек­тронных СМИ.

5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБРАННОГО ПУТИ

5.1.Три указанных выше стратегических направления перехода должны быть ориентированы на формирование таких ценностных и поведенческих стереотипов поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно-историческим традициям народов России, а с другой — высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке.
Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.

5.2.Благодаря глобализации аудиовизуальных средств массовой информации, компьютерных сетей, доступности информационных развлечений возникает глобальная мода, интенсивно формирующая новые модели и нормы поведения, особенно в среде молодежи. Важно преодолеть их навязывание и дать возможность небольшим сообществам или национальным образованиям развивать свою культуру, сохранять язык, формировать чувство духовного единства.

5.3.Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые формы рабочих отношений как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда. Эти новые отношения («сетевая» культура, телеработа и др.), несмотря на возрастание информационного давления на человека, помогают технологи­чески и психологически решать главную задачу — повышение эффективности любых видов деятельности.

5.4.Применение информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и в сфере индивидуального потребления информационных продуктов и услуг существенно повышает уровень общего и профессионального образования, должно помочь получить престижную и более высокооплачиваемую работу, формировать свой собственный культурный облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности. Дистанционное образование на основе современных информационных технологий является для многих стран, и для России тоже, единственным шан­сом подготовить людей для жизни и работы в информационном мире XXI века.

6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕХОДА

К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

6.1. Основные направления реализации предлагаемого пути перехода должны охватывать две главные составляющие информационной среды общества:

• создание и развитие технико-технологической базы реализации выбранного пути;

• разработку и реализацию политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных решений, обеспечивающих движение по выбранному пути.

6.2. Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной информационной политики обеспечения перехода к информационному обществу. Эти направления выбираются на основе определения приоритетов и временных горизонтов развития входящих в них элементов, учета тенденций их эволюции в развитых странах, оценки исходного уровня (существующего положения). Основное внимание следует уделять складывающимся в России к настоящему времени реальным экономическим, организационным и правовым предпосылкам и условиям движения к информационному обществу.

6.5. Программные решения и мероприятия в обоих направлениях тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация (политические и правовые меры, экономические и технологические решения) требует задания межведомственных комплексных программ, подпрограмм и проектов, а также коммерческих проектов, например, по обеспечению безопасности, развитию российской части Интернета, информационно-технологической поддержке системы образования, коммуникационных систем и сетей для населения и т.п.

Выделение второго направления в целостный компонент пред­ставляется необходимым, так как реализация Концепции только за счет технико-технологических проектов при дополнении их отдель­ными организационно-правовыми и экономическими механизмами, как показывает весь предшествующий опыт выполнения программ информатизации, не приводит к успеху.

6.6. Оценка результатов движения к информационному обществу, достигнутых на отдельных этапах перехода к информационному обществу, строится на основе мониторинга развития информационной среды с помощью различных показателей. Некоторые из них носят оценочный характер, другие получают в процессе обработки статистических данных. Самые общие показатели соотносятся с параметрами социально-экономического развития (показатели ВВП на душу населения, доля затрат на образование в государственном бюджете, па­раметры совокупного платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги, размеры инвестиций в высокотехнологичные отрас­ли, процент занятых в сфере обработки информации и информацион­но-вычислительного обслуживания и т.п.). Другая группа показателей характеризует развитие непосредственно технологического базиса ин­формационного общества и его отдельных составляющих. Например, могут использоваться динамика роста числа пользователей интернета, количество ЭВМ на 1000 жителей, количество домашних компьютеров, количество русскоязычных сайтов в интернете, емкость информацион­ного рынка. Для этих же целей следует использовать традиционно соби­раемые статистические данные по количеству и типам баз данных, по количеству действующих библиотек, культурно-информационных и об­разовательных центров, оснащенных компьютерной техникой, количе­ству абонентов этих библиотек и центров, в том числе в отдаленных ре­гионах, количеству и типам используемых каналов связи, количеству и типам телекоммуникационных сетей и подключенных к ним термина­лов (в различных разрезах: в стране в целом, по регионам и областям, отраслям, организациям и предприятиям, формам собственности и т.п.). Положительная динамика этих индикаторов за год или несколько лет в среднем на 10—20% будет свидетельствовать о постоянном развитии технологического базиса информационной среды. Должны быть также оценены масштабы и глубина потребления информационных и комму­никационных технологий, информационных продуктов и услуг в раз­личных областях общественной жизни: в сфере труда и занятости, обра­зовании, здравоохранении, социальной сфере, в организации быта и до­суга и др. Вместе взятые эти показатели и индикаторы будут характери­зовать последовательное продвижение страны по выбранному пути к информационному обществу.

7. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

7.1. Для всех трех основных направлений перехода к информаци­онному обществу важным является решение следующих первооче­редных задач государственной политики:

• Формирование общегосударственной Программы перехода России к информационному обществу высокого статуса и приоритета. Программа должна иметь «рамочный» характер и интегрировать в себе все другие программы и проекты информатизации.

• Разработка Концепции нормативно-правового обеспечения процесса перехода, являющейся основой государственного воздействия на этот процесс. Концепция должна определять основные направления и задачи совершенствования существующей системы информационного законодательства, в том числе в области авторского и смежных прав и охраны интеллектуальной собственности.

• Приоритетное развитие существующих и создание новых специализированных сетевых структур и технологий, построенных на основе международных стандартов.

• Организация и развертывание широкой общественно-политической пропагандистской поддержки процесса перехода.

7.2. В области образования должны быть решены следующие задачи:

• Выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам cовременных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.).

• Создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные библиотеки и т.д.), ориентированных на решение образовательных задач, в том числе как бесприбыльных.

• Создание сети специализированных образовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и учителей, оснащенных современными средствами информатизации.

7.3. В области формирования и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя, должны быть решены следующие задачи:

• Разработка дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами, общедоступных терминалов информационно-справочных и консультативных систем социального назначения.

• Разработка систем программно-содержательной и сервисной поддержки домашней компьютеризации.

• Создание экономических условий, облегчающих интеграцию государственных и негосударственных структур в освоении и развитии рынка информационных и коммуникационных услуг для населения.

7.4. В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, должны решаться следующие задачи:

• Разработка дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработка и широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати.

• Создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук.

• Создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах, в больших и малых городах, в том числе и в странах ближнего зарубежья.

• Создание и развитие мощного русскоязычного сектора в интернете, технологическая поддержка сайтов культурно-информационных центров.

Приложение 2. Из статей теоретиков массмедиа

Пауль Треанор

Наши рекомендации