Советы по организации домашних страниц

1. Актуальная информация должна быть представлена на первом экране; если ее много, используйте анонс со ссылкой.

2. Элементы навигации (меню) должны быть стандартными или легко узнаваемыми.

Панели навигации должны находиться на одном экране.

3. Домашняя страница показывает посетителю то, что есть на сайте и ничего больше.

4. Домашняя страница должна занимать максимум 30—40 Кбайт, иначе посетитель не дождется, пока она загрузится.

5. Требуется максимальная технологическая простота. Rash, Java и прочее могут находиться только внутри сайта. Не используйте звук, так как посетители, экономящие трафик, тут же уйдут с этой страницы. Хорошим правилом считается не навязывать посетителю что-либо.

6. Принимайте по возможности нестандартные решения.

Принципы построения системы навигации

Навигация узла подразделяется на две части — глобальную и ме­стную. Глобальные «магистрали» должны позволять посетителю бы­стро перемещаться из одной опорной точки узла в другую, а местные «дорожки» — легко перемещаться в пределах одного раздела или группы документов.

Система навигации должна быть легко доступна и не должна отя­гощать страницу, отвлекать от ее содержимого. Но если у вас боль­шие документы, то целесообразно помещать ее внизу, что позволит посетителю по окончании чтения или просмотра перейти в следую­щее интересующее его место, а не возвращаться в начало документа. Можно также поместить элементы глобальной навигации наверх — вдруг посетитель попал не туда, куда надо.

Целесообразно элементы локальной навигации визуально отде­лять от элементов глобальной, но так, чтобы они в то же время вы­глядели как единое целое.

Не стоит дублировать стандартную кнопку браузера «Назад», за исключением особых случаев. И тем более опасно называть так этот элемент — мало ли как посетитель попал на эту страницу. Последнее замечание касается любых элементов — никогда не делайте никаких предположений о том, как посетитель попал на вашу страницу (ко­нечно, за исключением страниц, являющихся результатом обработки форм); все ваши элементы должны иметь ясные и четкие названия или условные обозначения.

То, что кажется очевидным вам, совсем не очевидно пользовате­лю; поэтому протестируйте систему навигации на разных людях.

Резюме

□ Основная ставка должна быть сделана на самообразование, причем на самообразование в интернете.

□ Оборудование рабочего места веб-журналиста выбирается из следующих общих соображений:

• достаточность для решения актуальных задач и задач, которые, вероятнее всего, появятся в ближайшем будущем;

• соответствие условиям работы и образу жизни;

• совместимость с имеющимся оборудованием и переносимость информации;

• соответствие современному уровню развития техники и возможность апгрейда;

• оптимальность отношения «цена/качество (возможности)».

□ Работа веб-журналиста включает:

• организацию коммуникаций и сбор информации (из всех доступных источников, в том числе из интернета);

• приведение информации к виду, удобному для архивирования и анализа;

• создание и публикацию в интернете результата работы с информацией, т.е. создание интерактивного информационного интернет-ресурса.

□ Подготовка материала для Web подразумевает необходимость логически его структурировать в соответствии с требованиями гипертекста. Такого рода работа называется логическим дизайном, элементами которого являются не только текст, но и графика, а также гипертекстовые связи. Для всего этого необходимо весьма разнообразное программное обеспечение, которое так же нужно рассматривать, как компонент оборудования рабочего места.

□ Бытует мнение, что подготовка содержания (контента) публикации и ее гипертекстовое оформление — это две разные задачи, которые могут выполнять разные специалисты: содержание готовит журналист, а кодировку в HTML осуществляет веб-дизай-нер или веб-мастер. Такое положение вещей носит временный характер. Пока журналисты не научатся мыслить и писать категориями гипертекстуальной реальности, онлайновая журналистика будет оставаться традиционной журналистикой.

□ Прежде чем планировать закупки оборудования и программного обеспечения, воспользовавшись интернетом, проведите собственное исследование, познакомьтесь с обзорными статьями.

Обсуждение заинтересовавших вас моделей постарайтесь найти на форумах и затем соотнесите отношение «цена/качество».

□Выбор хостинг-провайдера — основа успешного представитель­ства в сети. Выбирая поставщика услуг, полезно выяснить сле­дующее: 1) объем предоставляемого под сайт дискового про­странства; 2) существуют или нет ограничения по трафику; 3) есть ли доступ по FTP, e-mail, скрипты, БД; 4) какие сущест­вуют дополнительные платежи к установленному тарифу; 5) как работает служба поддержки; 6) статистика; 7) домены и поддо-мены; 8) скорость интернет-каналов хостинг-провайдера; 9) сер­вер (лучшее, что может быть сегодня, — это Apache); 10) система безопасности; 11) электронная почта.

□ Интернет способен удовлетворить практически любые образовательные запросы.

□ Если у вас появился вопрос относительно какого-то нового устройства или программного средства, то маловероятно, что этот вопрос возник только у вас. Скорее всего, этот вопрос уже задан и уже обсуждаем на интернет-конференциях или же присутствует в разделах FAQ.

□ Советами по самообучению средствами интернета будет легко воспользоваться, если у вас не вызывает трудностей работа с информацией, представленной в форме гипертекста.

□ Современная культурная традиция работы с текстом носит в основном книжный характер. Непросто научиться воспринимать объемный в своей основе гипертекст теми, кто всю жизнь учился в линейном пространстве методом «от простого — к сложному», «от общего — к частному». Поэтому гипертекст требует известных усилий по адаптации своего мышления к структуре интернета.

□ Правильная организация структуры сайта является одним из главных условий успеха проекта. Это следует из того, что структура информации, а не сама информация в большей степени определяет коммуникативные возможности проекта, т.е. качество информации.

□ От структуры сайта зависят удобство навигации и легкость ре-дизайна сайта, его пополнения и добавления разделов.

□ Типы структур: плоская структура (звездная или полносвязная); линейная структура (последовательная); древовидная структура; комбинированная структура.

□ Навигация узла подразделяется на две части — глобальную и местную. Глобальные «магистрали» должны позволять посети­телю быстро перемещаться из одной опорной точки узла в дру­гую, а местные «дорожки» должны позволять легко переме­щаться в пределах одного раздела или группы документов.

□ Система навигации должна быть легкодоступна и не должна отягощать страницу и отвлекать от ее содержимого.

□ То, что кажется очевидным вам, совсем не очевидно пользовате­лю, поэтому протестируйте систему навигации на разных людях.

Ключевые понятия

Апгрейд

Архивирование

Гипертекстовая верстка

Гипертекстуальная реальность

Интерактивный информационный интернет-ресурс

Качество информации

Коммуникативные

возможности проекта

Логический дизайн

Логическое структурирование

Навигация узла

Оборудование рабочего места

Оптимальность отношения «цена/качество (возможности)»

Организация коммуникаций

Переносимость информации

Правильная организация структуры сайта

Редизайн

Самообразование

в интернете

Сбор информации

Система навигации

Совместимость оборудования

Типы структур

Хостинг-провайдер

Вопросы и задания

1. Перечислите основные элементы рабочего места веб-журналиста.

2. Что значит знать интернет?

3. Какие вопросы нужно решить, прежде чем приступить к оборудованию рабочего места?

4. Перечислите основные функции программного обеспечения для веб-журналиста.

5. Какими возможностями обладает серверное программное обеспечение?

6. Какими техническими возможностями должна располагать редакция веб-издания?

7. Какое программное обеспечение нужно для веб-редакции?

8. О чем нужно спрашивать провайдера?

9. Что подразумевается под тезисом «Умение учиться — про­фессиональное качество веб-журналиста»?

10.Как проектировать структуру сайта?

11.Перечислите типы структур сайта.

12.Перечислите средства навигации на странице.

Интервью вместо послесловия

Взгляд на проблемы сетевой журналистики человека, который стоял у истоков создания интернет-журналистики, безусловно, заслуживает внима­ния. Разговор с профессором Александром Ивановичем Акоповым — это свое­образное подведение итогов работы над данным учебным пособием.

Александр Иванович, вы начинали издавать «Ростовскую газету» в сети, будучи преподавателем Ростовского государственного университета. Сейчас вы реализуете столь же масштабный проект, возглавив кафедру журналисти­ки факультета филологии и журналистики во вновь созданном университете в Тольятти. Очевидно, без освоения нового информационного пространства сегодня журналистика развиваться не может? Но этому надо учить. Готовы ли вузы взять на себя задачу обучения работе журналистов в виртуальном пространстве?

Думаю, что готовятся. Вот и данное учебное пособие тому доказа­тельство. Вы добровольно возложили на себя сложную обязанность — рассказать в доступной форме о том, что такое интернет-журна­листика. Как правило, учебники и учебные пособия приобретают пра­во на существование только тогда, когда сам предмет обучения ста­новится хрестоматийным понятием. Здесь ситуация другая — факт существования интернет-журналистики, веб-журналистики, сетевой журналистики (неважно, как мы ее назовем) очевиден, а вот что это такое, до сих пор является предметом обсуждения и журналистов, и программистов, и аудитории. Тем ценнее попытка систематического изложения в дидактической форме проблематики интернет-журна­листики и вообще интернета как социокультурного феномена.

Каким он видится тем, кто его создает? Сейчас появилось много пуб­ликаций на эту тему, причем лидируют сетевые издания, не так ли?

Совершенно верно. Это очень интересно — очертить контуры данной проблемы по материалам сетевых и не только сетевых публи­каций, причем я делал это уже неоднократно1. Так из множества ино­странных работ отмечу как наиболее обобщающие фундаментальные: Дж. А. Кейфорт «Люди и общество в киберпространстве», Элвин Тоффлер «Киберпространство и американская мечта: Великая хартия вольностей для века знания», Пауль Треанор «Интернет как гипер­либерализм» и Дж. П. Барлоу — «Декларация независимости кибер-пространства» и «Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной сети».

Пауль Треанор говорит об идеологии сетизма. «Все хотят обложить нас Сетью», — говорит автор и предостерегает: «Политико-этический вопрос не в том, как [сетевое] сообщество должно защищать своих членов, а в том, кто защитит остальную часть мира от Сети». В статье П. Треанора, опубликованной в «Русском журнале» в отличном пере­воде известного сетевого деятеля и главного редактора «Журнала.Ру» Евг. Горного, содержится масса эффектных положений, изложенных с такой основательной аргументацией и убеждением, даже страстью, что в них трудно не поверить. Однако слишком прямые аналогии с поли­тикой, идеологией и экономикой, прямой перенос социально-экономических отношений на сеть, мрачные рассуждения о перспек­тивах, взгляд на сеть как на монополию мысли и действия — все это, на мой взгляд, делает постулаты автора весьма уязвимыми.

Джон Перри Барлоу поднимает сложную проблему «оцифрован­ной собственности» — многочисленных правовых аспектов, возни­кающих в сети. Подобно тому, как Д. Прайс в изобретении журнала заметил новую форму зашиты интеллектуальной собственности, Барлоу сделал это же самое по отношению к сети. При этом он подчерки­вает принципиальное отличие от прежнего закрепления права на изо­бретение. «Платили не за идеи, — пишет он, — но за способность пе­ревести их в реальность. В практическом плане ценность заключалась в передаче, а не в передаваемой мысли. Иными словами, защищалась бутылка, а не вино. Теперь, когда информация выходит в киберпро-странство, родной дом сознания, необходимость в этих бутылках отпа­дает <...> — все выражения, когда-то содержавшиеся в книгах, на пленках, пластинках или в информационных бюллетенях, будут суще­ствовать или как чистая мысль, или как что-то, очень похожее на мысль: электрическое напряжение, мчащееся по сети со скоростью света, в условиях, при которых можно действительно наблюдать све­тящиеся пиксели или передающиеся звуки, но нельзя потрогать или претендовать на обладание в старом смысле этого слова».

Его статья содержит скрупулезный анализ характера и разновид­ностей информации, затрагивает множество вопросов, связанных с экономическими отношениями в сетевом пространстве.

Очевидно, не только экономические проблемы волнуют обществен­ность, в том числе и сетевую?

Конечно, одной из актуальных проблем сейчас является автор­ское право в интернете. Ей посвящены десятки статей самого разного толка. Даже наиболее значительные из них трудно выделить. Это, например, статьи В. Наумова «Проблемы реализации авторских прав в сети интернет», С. Дацюка «Интерактивная деперсонализация авто­ра», Д. Савельева «Доказать авторское право в Сети поможет... нотариус», А. Ивлева «Охрана авторских прав в Интернет: проблема, ко­торая выдумана», «Идиотизм сетевого бытия», А. Носика «Давайте ссылаться на Сеть» и др. Если попытаться выделить лишь концепту­альные подходы к проблеме, то они сводятся к следующему.

Один из принципиальных вопросов касается авторской деперсона­лизации. Любое произведение в сети может быть не подписано либо подписано вымышленным именем, причем один и тот же автор может иметь бесконечное количество псевдонимов, нигде не зарегистрирован­ных и не объявленных. Многие авторы, публикующие свои произведе­ния в сети, в особенности в первые годы существования сети, были твердо уверены в том, что обычные законы в сетевом сообществе не действуют, и потому надо смириться с тем, что информация в сети принадлежит всем. Поэтому охранять авторские права нет смысла.

С. Дацюк, известный сетевой автор, пишет: «Можно поставить во­прос так: этично или неэтично (морально или аморально) лишать не­которого сетевого автора права на публикуемые в Сети произведения через его деперсонализацию. Однако именно старые представления об этике или морали теряют здесь свой смысл... Сам факт нашего вступ­ления в Сеть обязывает принимать на себя принципы изначального отказа от высказанных нами идей и даже произведений(Курсив мой. — А.А.).Не то чтобы они нам больше не принадлежали, просто с момента пуб­ликации в Сети они принадлежат нам не больше, чем всем остальным их читателям — писателям».

А вот рассуждения другого, не менее известного сетевого писателя А Ивлева: «Что бы ни говорил каждый из жителей Сети, но главная цель их выхода в Сеть — свобода — превратила каждого из них в мик­роскопическую клетку, вырабатывающую свою часть «информацион­ной крови», лишь на короткое время сохраняющей свою индивиду­альность, после чего она без остатка включается в глобальный метабо­лизм системы». Авторские права в интернете — это «вопрос выживае­мости в киберпространстве», которое принадлежит «всем и никому в отдельности», поэтому «достаточно протянуть руку — и все богатства мира будут принадлежать тебе». Теперь, когда интернет стал средой для распространения СМИ, ситуация изменилась. А Ивлев предлагает «установить жесткие правила авторизации доступа к информации». Хотя эта мера ограничит свободу большинства граждан, но зато она даст возможность ввести нормальные правовые отношения между ав­торами и провайдерами. Окончательное же решение правовых про­блем решит создание «полноценных интернет-издательств».

Создатель и редактор «Газеты.Ру», а затем «Ленты.Ру» и «Вес-ти.Ру», один из организаторов российского интернета А. Носик, также в течение ряда лет спокойно относящийся к обезличиванию сетевой информации, год назад воскликнул в сердцах: «Давайте ссылаться на Сеть!» А. Носик, противопоставляя себя и своих коллег авторам тра­диционных изданий, сетует на то, что именно последние часто исполь­зуют опубликованное в Сети без ссылок, надеясь не быть разоблачен­ными. «Ссылайтесь на свои источники в интернете», — дает он «дру­жеский совет коллегам из бумажных СМИ». И тут же получает замеча­ние от редактора журнала М. Фишмана, который в затекстовой репли­ке к статье поправляет автора: «стоит ли ссылаться на Сеть — вопрос открытый».

И поясняет: «Сеть вследствие равной доступности любых ее ресур­сов скорее воспринимается как некое единое информационное поле — некое огромное информационное агентство, устроенное максимально демократично. В результате Сеть — никуда не деться — нивелирует ценность конкретного авторского текста: он воспринимается лишь в бесконечном потоке ему подобных: если у вас сильно болит душа от того, что ваши тексты перепечатывают из интернета, — не публикуйте их там, а идите в газету и заставьте издателя следить за вашими права­ми. Цитировать сетевые источники как принцип — занятие бессмыс­ленное и никому не нужное».

А. Носик вновь, уже в «Газете.Ру», возвращается к теме, в статье «Как прожить без плагиата». В ней он приводит примеры использова­ния информации, полученной путем прямого заимствования из анг­лоязычных и российских сайтов. Случаи, приведенные А. Носиком, касались ведущих российских изданий, пользующихся большой попу­лярностью, известных, даже влиятельных. Не менее известны серверы, с которых информация использована, а фактически сворована, так как стоят подписи офлайновых авторов. Создается впечатление, что пла­гиаторы либо наивно считали, что факты плагиата останутся незаме­ченными, либо смотрели на Сеть по М. Фишману — как на всеобщую кладовую информации, принадлежащей всем. Можно сказать, что во­прос закрепления авторского права на произведение так и не решен окончательно самими сетевиками. Разумеется, это лишь один из ас­пектов правовых проблем при публикации в Сети.

Наши рекомендации