Глава 56. ликом аллаха можно испрашивать только рая.
[Пишет автор книги]: Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай». [Абу Дауд (1671). Шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым в Даиф аль-Джами' (6366). (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск). Ад-Даусари назвал его также слабым. (слов Абу ль-Фида аль-Кадуси)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Испрашивать Ликом Аллаха следует только Рай ради уважения к Великому и Могучему Аллаху, Его именам и качествам, и текст хадиса подразумевает серьезный запрет. Лик Аллаха – одно из качеств Пречистого Аллаха, оно связано с Его божественной сущностью и подобает Его величию. Мы знаем основной смысл этого качества, однако его полный смысл и качественные характеристики известны только Тому, кто обладает им. Но мы верим в него, не уподобляя его качествам творений и не лишая его основного смысла, ведь сказал же Великий и Могучий Аллах: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»Аш-Шура 42:11.
Ликом Аллаха можно просить Рай, потому что это – самая заветная цель. Нельзя молить Аллаха о ничтожных вещах, пытаться приблизиться к Нему посредством Него Самого, Его Лика, Его других качеств или прекрасных имен. Поступая так, нужно просить только самое главное – Рай или нечто связанное с ним, чтобы просьба соответствовала способу приближения к Аллаху. Одним словом, смысл этой главы в почитании качеств Великого и Могучего Аллаха.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая.
2. Утверждение атрибута лика.
___________________________________________
Глава 57. О выражении «если бы...».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Автор написал эту главу, потому что многие люди выражают недовольство предопределением, связывая его с собственными деяниями. Они полагают, что если бы они поступили иначе, то случившееся могло бы не произойти, хотя Великий и Могучий Аллах изначально предопределил все деяния и их результаты, и все на свете происходит в соответствии с Его божественной мудростью.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”»Аль Имран 3:154.
Он также сказал: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”»Аль Имран 3:168.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Говорить “если бы” о том, что уже случилось в прошлом, категорически запрещается. Причина этого запрета заключается в том, что использование этого выражения является чертой, присущей лицемерам. Следовательно, такой поступок запрещен категорически.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихе” Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. скажи лишь: “Это предопределил Аллах, и Он поступил так, как Ему было угодно”, – поскольку “если бы…” предоставляет возможность козням сатаны». [Муслим 2664].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Если с человеком приключилась беда, то ему категорически запрещается говорить: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”, – потому что это выражение открывает двери для сатаны и ослабляет убежденность раба. Это относится ко всем словам, которые выражают сожаление о случившемся в прошлом. Что же касается высказываний о событиях в будущем, то использовать такие выражения разрешается, если они связаны с добрыми делами и означают надежду на помощь Аллаха в совершении этих дел. Однако запрещается использовать это выражение, если человек говорит о событиях в будущем с гордостью и высокомерием, потому что в его словах появляются элементы надменного отношения к божественному предопределению.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».
2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.
3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.
4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.
5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.
6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.
___________________________________________