Глава 23. О том, что часть этой уммы (общины) будет поклонятся идолам.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:После разъяснения необходимости изучать и познавать единобожие и опасаться многобожия, а также после разъяснения некоторых обрядов поклонения и некоторых проявлений великого и малого многобожия и деяний, которые приводят к этому, шейх принял во внимание то обстоятельство, что некоторые люди могут сказать, что все это правильно, однако мусульманская община обезопашена от великого многобожия, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, сатана отчаялся в том, что молящиеся на Аравийском полуострове станут поклоняться ему, но он будет довольствоваться разжиганием розни между ними». В ответ мы можем сказать, что этот довод не имеет отношения к обсуждаемому вопросу. Сатана отчаялся, но это не означает того, что Великий и Могучий Аллах лишил его надежды на то, что ему будут поклоняться на Аравийском полуострове. Кроме того, он отчаялся в том, что ему будут поклоняться молящиеся. Здесь имеются в виду молящиеся, которые призывают к одобряемому и предостерегают от предосудительного, а самым тяжким из предосудительных поступков, который должны запрещать молящиеся, является приобщение сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Следовательно, сатана отчаялся в том, что ему будут поклоняться те, кто действительно совершает намаз, и мы можем сказать, что в этом хадисе ничего не говорится о том, что мусульмане не будут поклоняться сатане. Поклонение сатане появилось уже спустя некоторое время после кончины Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда некоторые из арабов отступили от веры. Это было самым настоящим поклонением сатане, потому что повиновение ему считается поклонением ему. Великий и Могучий Аллах по этому поводу сказал: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом»Йа син 36:60.
В толковании этого аята отмечается, что поклонением сатане является повиновение ему в повелениях и запретах, повиновение ему в приобщении сотоварищей к Аллаху, отказе от веры и отказе от выполнения ее обязательных требований.
Что же касается идолов, то арабское слово “васан” относится ко всему, чему люди поклоняются наряду с Аллахом, к чему они обращаются с просьбами о спасении, на чью помощь они рассчитывают для того, чтобы обрести добро и уберечься от зла, не принимая во внимание волю Аллаха, чего они боятся в тайне так, как они боятся Аллаха. Эти идолы могут быть изображениями людей или других творений, но могут и не быть изображениями, а представлять собой стену, могилу, покойного и т.п.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие”»Ан-Ниса 4:51.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Джибт – это понятие, объединяющее все, что противоречит повелениям Великого и Могучего Аллаха и повелениям Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Джибтом можно назвать колдовство, прорицателя и любую скверную вещь, которая приносит вред своему хозяину.
Арабское слово “тагут” является производным от слова “тугйан”, которое означает “произвол”, “беззаконие”, “несправедливость”. Тагутом называют все, чему раб поклоняется, покоряется или повинуется, преступая границы дозволенного. Тот, кому повинуются в делах, связанных с религией, должен приказывать совершать то, что велит совершать шариат, и должен запрещать то, что запрещает шариат. Следовательно, к тагутам относятся все те, кому поклоняются, кому покоряются и кому повинуются, преступая границы дозволенного.
Этот аят имеет отношение к данной главе, потому что в нем речь идет об иудеях и христианах, которые получили часть Писания. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что произошедшее с предыдущими религиозными общинами непременно произойдет с этой мусульманской общиной, о чем говорится в хадисе Абу Саида, который мы рассмотрим позднее. Мы видим, что среди мусульман есть такие, которые уверовали в колдовство, и такие, которые поклоняются не Аллаху. И поступая таким образом, они следуют по стопам своих предшественников.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Скажи: “Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту”»Аль-Маида 5:60.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Поклонение тагуту имеет широкий смысл и включает в себя поклонение идолам, в том числе могилам, обожествление погребенных в них покойников и стремление приблизиться за счет них к Великому и Могучему Аллаху. Все это имеет место среди некоторых из последователей Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которые поклоняются идолам, мавзолеям, деревьям, камням и прочим идолам.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Он сказал также: «А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”»Аль-Кахф 18:21.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Люди, которые сумели отстоять свое мнение, решили возвеличить этих праведников [Речь идет о юных отроках, которые уверовали в Единого Аллаха и укрылись от своего неверующего народа в пещере, в которой они проспали триста лет и еще девять лет. – Прим. пер] и сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними храм!» Это имело место в предыдущих религиозных общинах, и это также должно было произойти в мусульманской общине, поскольку любое проявление многобожия, которое имело место в предыдущих общинах, непременно будет повторено мусульманами.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Абу Саид рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними». Люди спросили: «О посланник Аллаха, это иудеи и христиане?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «А кто же еще?» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. (Аль-Бухари 6/360, Муслим (2669), Ахмад 3/84, 89, 94 от Абу Саида; аль-Бухари 13/255, Ибн Маджа (3994), Ахмад 2/327, 450, 115, 527 от Абу Хурайры, и Ахмад 4/125 от Шидада ибн Ауса). [В переводе на русский эту ошибку не перевели, но те кто будет изучать эту книгу на арабском должны знать, что прибавка:"القذة بالقذة" нет в двух сахихах (достоверные сборники имама аль-Бухари и имама Муслима), а в муснаде имама Ахмада и в иснаде через который пришел этот хадис Шахр бин Хауса и он является слабым передатчиком. (Со слов Аби аль-Фида аль-Кадуси)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Грамматический анализ слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, позволяет понять, что он фактически поклялся в том, что мусульмане последуют по дорогам своих предшественников. Зачем же Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было клясться? Для того, чтобы подчеркнуть неизбежность этого и разъяснить, что мусульманская община последует по стопам предшествующих ей общин. И это было грозным предупреждением для мусульман. Судьба этих общин будет похожа, подобно тому, как похожи друг на друга перья стрелы, а известно, что между перьями стрелы не существует различий. Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем разъясняется, что неверие и многобожие имели место в предыдущих религиозных общинах и непременно появятся в мусульманской общине.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Муслим также передал хадис Саубана о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах расстелил предо мною землю, и я увидел ее от востока до запада. Воистину, мои последователи получат власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая. Я попросил у своего Господа, чтобы Он не губил моих последователей, посылая на них массовые бедствия, и чтобы никакой враг, кроме того, который находится в их собственных рядах, не мог одержать над ними верх и завладеть их землями. Мой Господь сказал: “О Мухаммад, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. Воистину, Я даровал твоим последователям то, что Я не погублю их, посылая на них массовые бедствия, и не позволю никакому врагу, кроме того, который находится в ее собственных рядах, одержать над ними верх и завладеть их землями, даже если все население соседних провинций выступит против них. Но в конце концов они начнут губить и пленить друг друга”». [Муслим (2889)].
Аль-Баркани в своем сборнике “ас-Сахих” передал этот же хадис со следующим дополнением: «Воистину, я боюсь, что среди моих последователей появятся вожди, вводящие в заблуждение. Если же на них падет меч, то он уже не поднимется до Дня воскресения. И не наступит Час до тех пор, пока одно из племен среди моих последователей не присоединится к язычникам и пока большие группы моих последователей не станут поклоняться идолам. Среди моих последователей появятся тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком, хотя я – последний из пророков, и после меня уже не будет другого пророка. Но среди моих последователей все время будет группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не явится повеление Всевышнего и Всеблагого Аллаха». [Ахмад 5/278 и 284, Абу Дауд (4202), Ибн Маджа (3952)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что его последователям могут навредить вожди, вводящие людей в заблуждение. К ним относятся те, кого люди избирают своими вождями и руководителями в делах, связанных с религией или управлением. В их руках находятся вожжи правления народом, и они вводят людей в заблуждение, распространяя ересь и многобожие и приукрашивая их в глазах людей до такой степени, что они начинают считать эти поступки правильными.
В хадисе также сообщается, что перед наступлением Судного дня некоторые мусульманские племена присоединятся к язычникам. Возможно, они оставят мусульманские земли и переселятся к многобожникам, выражая довольство их религией. Возможно также, что они уподобятся язычникам и станут приобщать сотоварищей к Аллаху, подобно многобожникам, и отступят от своей веры. А большие группы мусульман даже будут поклоняться идолам. Из упоминания об этом становится очевидно, какое отношение имеет к данной главе этот хадис.
Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что среди его последователей все время будет группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, а те, кто оставит их без поддержки, не смогут причинить им вреда, пока не явится повеление Всевышнего и Всеблагого Аллаха. Эта группа будет всегда одерживать верх, потому что Великий и Могучий Аллах будет всегда поддерживать ее доказательствами и ясными доводами в борьбе с теми, кто будет противиться им. Здесь не идет речь о боевых успехах, потому что иногда они могут терпеть поражения, а иногда – даже лишаться своего государства, однако они всегда будут одерживать верх над своими противниками благодаря тем священным текстам, доказательствам и истинным доводам, которыми их одарил Великий и Могучий Аллах. Воистину, они придерживаются истины, тогда как все остальные люди придерживаются лжи.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл аята 51 из суры «Женщины».
2. Смысл аята 60 из суры «Трапеза».
3. Смысл аята 21 из суры «Пещера».
4. Важнейший вопрос состоит в следующем: что означает в данном случае вера в джибта и тагута? Является ли эта вера сердечным убеждением? Либо же это чисто внешнее уподобление тем, кто верит в это, чувствуя затаенную ненависть к этому и будучи убежденным в несостоятельности этого?
5. Их высказывание о том, что неверные, неверие которых известно, идут более правильным путем, чем верующие.
6. Именно в этом и состоит цель написания данной главы: приобщение к Аллаху сотоварищей, несомненно имеет место в этой общине, как об этом говорится в хадисе Абу Саида.
7. Его заявление о том, что это обязательно произойдет: имеется в виду поклонение идолам большого количества людей из этой общины.
8. Нечто весьма удивительное: появление людей, провозглашающих себя пророками, подобно аль-Мухтару, несмотря на то, что он произносил формулу двух свидетельств, а также заявлял, что он из этой же общины, что Мухаммад — истинный посланник, да благословит его Аллах и приветствует, что Коран — истинен! Он также считал Мухаммада печатью пророков, искренне веря в это, несмотря на существующее во всем этом вопиющее противоречие. Аль-Мухтар появился в конце эпохи сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его поддержало большое число людей.
9. Добрая весть о том, что истина никогда не исчезнет полностью, как это случалось в прошлом, поскольку одна группа будет постоянно ее придерживаться.
10. Великое знамение, состоящее в том, что несмотря на ее малочисленность, людям этой группы не могут причинить вреда те, кто оставляет их без поддержки или выступает против них.
11. Это обстоятельство будет существовать вплоть до наступления Часа.
12. В этой главе называются следующие великие знамения:
— возвещение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Аллах развернул перед ним землю от востока до запада, сообщив о значении этого, что и случилось в действительности; при этом ничего не было сказано о юге и севере;
— возвещение о даровании ему двух сокровищниц;
— возвещение о положительном ответе на две просьбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для его общины;
— возвещение о том, что его третья просьба была отклонена;
— возвещение о падении на них меча, который не будет поднят;
— возвещение о том, что мусульмане начнут губить и пленять друг друга, а также его боязнь того, что в его общине появятся вводящие в заблуждение имамы;
— возвещение о появлении лжепророков в общине Посланника, да благословит его Аллах и приветствует;
— и возвещение о постоянном существовании победоносной общины.
Все произошло именно так, как было возвещено Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хотя никто не мог даже и предположить этого.
13. Страх Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за свою общину заключается в его опасении появления вводящих в заблуждение имамов.
14. Обращение внимания на смысл поклонения идолам.
___________________________________________
Глава 24. О колдовстве.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Колдовство – это одна из форм великого многобожия, которая несовместима с единобожием в самой сути. В действительности под колдовством подразумевается использование бесов для оказания влияния на людей. Колдун никогда не сможет претворить в жизнь колдовство, пока он не станет угождать дьяволам. Когда же он станет поклоняться им, дьяволы из числа джиннов начинают прислуживать ему и оказывать воздействие на тело околдованного человека. Одним словом, колдун не сможет стать настоящим колдуном, пока не будет поклоняться дьяволам, и поэтому мы утверждаем, что колдовство является приобщением сотоварищей к Аллаху. Великий и Могучий Аллах велел искать у Него защиты «от зла колдуний, поплевывающих на узлы»Аль-Фалякъ 113:4.
Речь идет о женщинах, которые часто поплевывают на узлы. Это – колдуньи, которых называют таким образом, потому что они многократно поплевывают на узлы и поплевывают на руки, когда читают заклинания и заговоры, в которых они прибегают к помощи джиннов. При этом от джиннов требуется, чтобы они служили узелку, в котором находится что-либо, взятое от тела околдованного либо связанное с ним, поскольку это позволяет им воздействовать на него.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в Последней жизни»Аль-Бакъара 2:102.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Колдун приобретает колдовство и расплачивается за него единобожием. Единобожие является той ценой, которую он платит за колдовство, и поэтому в Последней жизни у него не будет никакой доли. Воистину, многобожники никогда не преуспеют в Последней жизни.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Он сказал также: «Они веруют в джибта и тагута»Ан-Ниса 4:51.
‘Умар сказал: «Джибт – это колдовство, а тагут – это сатана». [Хадис муалляк (не указан шейх мухаддиса или больше) некоторые из ученых назвали хадис слабым, но некоторые укрепили его свидетельствами пришедшими через другие пути. (со слов Аби аль-Фида аль-Кадуси)].
Джабир сказал: «Тагуты – это предсказатели, в которых вселился дьявол, и в каждом из них – по одному дьяволу».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Это – порицание людей Писания за то, что они верят в колдовство. Чаще всего таким образом поступают иудеи. Аллах упрекнул их за это, проклял их и разгневался на них, и все это свидетельствует о том, что колдовство является одним из запрещенных деяний и тяжких грехов. Оно содержит элементы многобожия и представляет собой форму приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Это относится ко всем его видам.
‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что джибт – это колдовство, а тагут – это сатана. Мы уже упомянули о том, что джибт – это понятие, объединяющее много вещей. Одной из самых ярких и очевидных форм джибта является колдовство. Иудеи верили в джибта, т.е. в колдовство. Они также верили в тагута, т.е. сатану, и таким образом поступает каждый, кто повинуется сатане и отдаляется от истины и верного пути. Что же касается высказывания Джабира ибн ‘Абдуллаха, то его мы рассмотрим ниже.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Избегайте семи смертных грехов». Люди спросили: «А каких именно, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Приобщения к Аллаху сотоварищей, колдовства, убийства, которое Аллах запретил, если только на это нет права, пожирания лихвы, пожирания имущества сироты, бегства с поля боя и клеветы на целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о грехе». [Аль-Бухари 5/294 и 12/160, Муслим (89), Абу Дауд (2874), ан-Насаи 6/257].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:К смертным грехам относятся поступки, которые губят человека и обрекают его на погибель и убыток как в мирской жизни, так и после смерти. Они являются величайшими из тяжких грехов. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о колдовстве и приобщении сотоварищей к Аллаху отдельно, что является примером отдельного упоминания частного и общего, поскольку колдовство является одной из форм приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: В хадисе Джундаба говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Колдун наказывается ударом меча». [Ат-Тирмизи (1460), аль-Хаким 4/360]. И сказал, что в действительности эти слова принадлежат самому Джундабу. Этот хадис передал ат-Тирмизи и сказал, что этот хадис достоверный, ибо это имело место в действительности. [Этот хадис слабый как марфу' (возведный до пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и достоверный как маукуф (слова сподвижника). Примечание к матну китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этом сообщении подчеркивается, что между колдунами нет различий, и поэтому любой колдун, каким бы колдовством он ни занимался, должен быть казнен. Согласно достоверному мнению, причина этой казни заключается в вероотступничестве, потому что колдовство непременно содержит элементы приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, и если человек приобщает сотоварищей к Аллаху, то он отступает от религии, а его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными. В следующем хадисе также содержится очевидное повеление убивать всех колдунов и колдуний без разграничений.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Баджали ибн Абады: «‘Умар ибн аль-Хаттаб издал указ убивать каждого колдуна и колдунью, и мы убили троих». [Аль-Бухари 6/184, 185 (без упоминания убийства колдуньи), ат-Тирмизи (1586), Ахмад 1/190, 191, Абу Дауд (3043)].
Передают, что Хафса повелела убить свою рабыню, которая заколдовала ее, и та была убита. То же самое рассказывают от имени Джундаба. [Малик 2/872; хадис мункати' (т.е. в иснаде нет одного рассказчика)]. Ахмад сказал: «От имени трех сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха». [Это значит, что приказ об убийстве колдунов дошел до нас от трех сподвижников: Умара, Хафсы и Джундаба. – Прим. пер].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Колдун должен быть казнен, и сподвижники, да будет доволен ими Аллах, издавали указы о казни колдунов и велели поступать таким образом. При этом они не делали исключений для некоторых из них, и поэтому нельзя делать различия между колдунами, занимающимися различными видами колдовства. Мусульмане обязаны остерегаться всех видов колдовства, и для того, чтобы избежать ответственности, они должны предостерегать других от этого предосудительного поступка и сообщать о каждом, кто занимается подобной деятельностью, потому что колдуны, как отмечали выдающиеся богословы, заходя в город, непременно распространяют в нем нечестие, несправедливость, вражду и беззаконие.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл аята 102 из суры «Корова».
2. Смысл аята 51 из суры «Женщины».
3. Смысл понятий «джибт» и «тагут» с указанием разницы между ними.
4. Тагут может быть как джинном, так и человеком.
5. Знание семи грехов, особо запрещенных посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
6. Колдун является неверным.
7. Он должен быть убит, и за это покаяние не приносится.
8. Если такое явление имело место среди мусульман во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, то что же говорить о том, что было позже?
___________________________________________