Глава 2 Польза единобожия и то, что оно искупает грехи.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Единобожие искупает грехи, и чем лучше раб Аллаха исповедует единобожие, тем больше у него шансов попасть в Рай в соответствии со своими деяниями. Именно поэтому имам, да смилостивится над ним Аллах, привел здесь следующий аят из суры “Аль-Ан’ам”.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправед­ливость, пребывают в безопаснос­ти, и они следуют прямым путем»Аль-Ан’ам 6:82.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Под несправедливостью здесь подразумевается многобожие, что подтверждается хадисом Ибн Мас’уда, переданном в “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима, о том, что сподвижники были сильно обеспокоены после ниспослания этого аята и сказали: «О Посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо по отношению к самому себе?!» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – не то, о чем вы думаете. Несправедливость – это многобожие. Разве вы не слышали слова праведного раба: «Воистину, многобожие – это великая несправедливость»? А это значит, что смысл обсуждаемого нами аята имеет отношение к этой главе и состоит в том, что верующие, которые не облекли своей веры в многобожие, пребывают в безопасности и следуют прямым путем. Следовательно, если человек уверовал, т.е. стал исповедовать единобожие, и не облек свою веру в несправедливость, т.е. не смешал единобожие с проявлениями многобожия, то его воздаянием является полная безопасность и безупречное следование прямым путем. Но если вера раба в единого Аллаха имеет недостатки, то чем больше он облекает ее в несправедливость, под которой подразумевается многобожие, тем опаснее становится его положение и тем больше он уклоняется от прямого пути.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Убада ибн ас-Самит рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник, что Иса – раб Аллаха и Его посланник, а также Слово Его, посланное Марьям, и дух от Него, и что Рай – истина, и что Огонь – истина, того введет Аллах в Рай в соответствии с его деяниями (или несмотря на его деяния)». [Аль-Бухари 6/342, Муслим (28)].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Из этого хадисе следует, что приверженец единобожия войдет в Рай, даже если он делал упущения, совершал грехи и ослушался Аллаха, и это является тем благом, которое единобожие приносит его приверженцам.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: В хадисе Итбана говорится: «Воистину, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха» Аль-Бухари 11/206, 12/271, Муслим (33).

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Если человек произносит эти слова, которые называются свидетельством единобожия, стремясь к Лику Аллаха и выполняет все их условия и требования, то Аллах непременно окажет ему милость и одарит его тем, что было ему обещано, т.е. защитит его от Огня. И это действительно является великим благом. Но если человек исповедовал единобожие и избегал всего, что несовместимо с ним, но совершал грехи и ослушался Аллаха, а затем умер, так и не раскаявшись в своих прегрешениях, то его судьба зависит от воли Аллаха. Если Он пожелает, то подвергнет его мучениям и защитит его от Огня лишь спустя определенное время. А если захочет, Он простит его и защитит его от Огня сразу.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Муса сказал: “Господи, научи меня словам, которыми я буду поминать Тебя и посредством которых я буду взывать к Тебе!” Он сказал: “О Муса! Говори: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!” Муса сказал: “Но ведь все рабы Твои говорят это!” Он сказал: “О Муса! Если семь небес с их обитателями, кроме Меня, а также семь земель будут на одной чаше Весов, а слова “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” – на другой, то перевесит чаша с этими словами”». [Хадис приводится Ибн Хиббаном (2324) и аль-Хакимом (1/528).

Слабый хадис в его передатчиках есть Даррадж Абу ас-Самх, он человек которые делал непристойные поступки. (примечание к матн китабу ат-таухид, дару ль-Асар, первый выпуск)

Несмотря на слабость ад-Дарраджа, достоверность этого хадиса подтвердил хафиз Ибн Хаджар в "Фатхуль-Бари" 11/208, сказав, что иснад этого хадиса достоверный.

И точно такие же слова с достоверным иснадом передаются от Ка'ба, что приводит Ибн Аби Шейба 10/304.

А также есть другой достоверный хадис почти с таким же содержанием:

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Поистине, когда к пророку Аллаха Нуху (мир ему) приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Я повелеваю тебе повторять слова: «ля иляха илля-Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля-Ллах» - на другую, то перевесит чаша с этими словами. А если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его». Ахмад 2/169, аль-Хаким 1/148. Хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134, “ас-Сахих аль-Муснад” № 809].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Обсуждаемый нами хадис имеет отношение к этой главе, ибо если представить, что грехи раба стали такими же тяжелыми, как земля и семь небес вместе с находящимися на этих небесах творениями и ангелами, то слова “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, перевесят эти тяжкие грехи. Об этом также свидетельствуют известный хадис о листке [Имеется в виду хадис, в котором сообщается, что в День воскресения приведут раба, на чаше добрых деяний которого будет всего один листок со словами «Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник», и этот листок перевесит девяносто девять книг с грехами, каждую из которых невозможно будет объемлеть взором. – Прим. пер.] и хадис Анаса. Они подчеркивают огромную пользу свидетельства единобожия, однако извлекают ее только те, в чьих сердцах единобожие сумело закрепиться, кто исповедовал его искренне, кто верил в его истинность и не испытывал сомнений в том, что связано с ним, кто признавал его и любил все, что связано с ним. В сердцах таких людей единобожие и его свет прочно укореняются, и тогда они просто сжигают все грехи, которые противостоят им.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис Анаса о том, что он слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах изрек: “О сын Адама, если ты явишься ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной, никого не приобщая в сотоварищи ко Мне, то Я дарую тебе столько же прощения”» Ат-Тирмизи (3534).

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Обширность милости Аллаха.

2. Неизмеримость награды Аллаха для убежденных в таухиде.

3. Прощение Аллахом грехов муваххидов.

4. Смысл аята 82 из суры «Скот».

5. Рассмотрение пяти понятий, приведенных в хадисе Убады.

6. Соединив этот хадис с хадисом Итбана и последующими, ты уяснишь значение высказывания «нет божества, кроме Аллаха» При этом тебе станет ясной ошибка оболыценных*.

*(Многие люди ошибочно понимают хадисы о том, что сказавший «нет божества, кроме Аллаха», войдет в Рай, предполагая, что всего лишь произнесение свидетельства достаточно для спасения от Огня и попадания в Рай. Истинный смысл этих хадисов заключается в том, что произносящий их обязан отказаться от поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и обратить все поклонение — сердцем, языком и органами — только к Нему).

7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана**.

**(Этим условием является произнесение свидетельства «стремясь тем самым к лику Аллаха». Тот, кто выполняет его, непременно станет поклоняться Аллаху в делах и искренне обратится к Нему).

8. Даже пророки нуждаются в напоминании о добродетели высказывания «нет божества, кроме Аллаха».

9. Указание на то, что чаша с формулой таухида перевешивает все создания Аллаха, хотя чаши многих из тех, кто произносит эту формулу, остаются легкими.

10. Утверждение наличия семи земель наряду с семью небесами.

11. Все небеса заселены.

12. Утверждение качеств Аллаха в отличие от ашаритов.

13. Если ты ознакомишься с хадисом Анаса, то поймешь, что сказанное в хадисе Итбана - «...Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", стремясь тем самым к лику Аллаха» - указывает на отказ от ширка не только в словесной форме.

14. Иса, мир над ним, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в равной степени являются рабами Аллаха и Его посланниками.

15. Знание особенности Исы как слова Аллаха.

16. Иса является также и духом от Аллаха.

17. Знание блага веры в Рай и адский Огонь.

18. Значение выражения «...в соответствии с делами его»***.

***(Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Выражение "в соответствии с делами его" означает "в соответствии с его благими и плохими поступками", потому что обладатели таухида непременно попадут в Рай. Возможно, что выражение "в соответствии с делами его" означает, что обитатели Рая попадут каждый на отдельную ступень в зависимости от своих дел»).

19. Знание того, что весы имеют две чаши.

20. Значение выражения «лик Аллаха».

___________________________________________

Наши рекомендации