Журналистская профессия в обществе

Журналистика — это социальная оперативная информацион­ная система. В целом она соответствует (изоморфна, как говорят ученые) политическому, экономическому и духовному строю об­щества на данном этапе его развития. Проще говоря, каково обще­ство, такова и журналистика, таковы и особенности журналистс­кой профессии. Качество изоморфности обществу, которое жур­нализм представляет, можно считать одним из его базовых признаков. Известно два основных полюсных типа таких отноше­ний: авторитарный тип общества и журналистики и демократи­ческий тип. Возможны, конечно, промежуточные типы разной степени приближенности к одному или другому полюсу.

Журналистская профессия в обществе - student2.ru ' См.: Профессиология // Социологические исследования. 1977. № 2.

Еще Аристотель совершенно справедливо полагал, что оценка государственного устройства должна вестись не по тому, едино­властная ли это власть, или демократия, а по тому, выражает ли власть общественную пользу, отвечает ли общественным потреб­ностям.

Для того чтобы яснее понять социальные характеристики жур­налистской профессии, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями СМИ, их владель­цами, рекламодателями, спонсорами и т.п., т.е. представить в схе­матическом виде процесс функционирования журналистики в об­ществе.

Построить схему функционирования СМИ в обществе пыта­лись многие теоретики в области коммуникации. И все практичес­ки отталкивались от формулы американского политолога и социо­лога Гарольда Лассуэлла (1902-1978), который считал, что акт коммуникации рассматривается по мере ответа на вопросы: «КТО сообщает, ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ, с каким ЭФФЕК­ТОМ».

Некоторые исследователи добавляли в лассуэлловскую «пяти-членку» («пентаду») новые элементы, например, социальную дей­ствительность, социальную среду, средства тиражирования и рас­пространения, обратные связи. Однако, в сущности, эти схемы можно было свести к одной: «Коммуникатор(тот, кто передает информацию) -» СМИ-» Канал —» Аудитория»с прямыми и об­ратными связями. Такие схемы, как правило, фиксировали в ос­новном структуру участников функционирования информации в обществе, но не описывали самого этого процесса, его динамику. Они не помогали понять, что является «пусковым механизмом» порождения и движения информации в обществе.

Чтобы понять сущность этого процесса, лучше изобразить его не линейно, а в виде круга (точнее, спирали), поскольку этот процесс циклический. Движение информации в обществе не одностороннее, а двунаправленное. Важно также понять, что функционирование СМИ плавно переходит во времени в развитие и может иметь, как мини­мум, три состояния: восхождение, нисхождение (деградация) и стагнация, т.е. функционирование на одном уровне, без измене­ний. Если к этому еще добавить позитивное или негативное разви­тие информационных потоков с точки зрения их влияния на об­щество, то мы поймем, как сложен этот процесс.

Ключевым в понимании социальности журналистской профес­сии является осознание того, что общество как совокупная ауди­тория является главным субъектом (одновременно и объектом)

информационного взаимодействия. А в обществе основным «пуско­вым механизмом», который порождает информационную деятель­ность, являются его потребности в информации. Эти потребности, в свою очередь, обусловлены основными политическими, эконо­мическими, социальными, духовными и биологическими потреб­ностями общества.

Потребностьобычно определяется как нужда или недостаток вчем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности орга­низма, человеческой личности, социальной группы, общества вцелом, как внутренний побудитель активности. Итак, основной порождающий источник журналистики — потребности в инфор­мации, которая помогала бы обществу не только выжить, сохра­ниться, но и оптимально развиваться.

Осознание этих потребностей людьми, социальными группа­ми может выступать в роли интересов. И потому интерес(от лат. interest— имеет значение, важно) есть субъективная направлен­ность личности, хотя, конечно, она тесно связана с реальным положением человека или группы в обществе. Интерес — это при­чина поведения, выраженная в определенных побуждениях, мо­тивах, помыслах, идеях и т.д. людей и социальных групп.

Вместе с тем, если понимать потребность как объективную не­обходимость, а интерес как субъективную направленность, кото­рая может достаточно далеко уходить от объективной потребнос­ти, разница между двумя этими понятиями будет весьма велика. Превращенное сознание, ложное сознание, неадекватное созна­ние, преобладание низших интересов при игнорировании высших интересов и потребностей — все это может очень сильно сказаться на информационной коммуникации в обществе.

Таким образом, помимо объективных потребностей «пусковым механизмом» для возникновения и функционирования различных органов информации могут быть и субъективированные интересы,в данном случае аудиторные, которые опираются на определен­ные социальные интересы. И это позволяет говорить о двух на­правлениях, или потоках, функционирования журналистики в об­ществе (рис. 1).

НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ условно можно назвать направле­нием информационных потребностей или ОБЩЕСТВЕННЫМ. Оно рождено политическими, социальными, экономическими, духов­ными и биологическими потребностями общества, его основных слоев, групп.

Властные, политические, экономические и другие институты, воспринимающие этот общественный заказ, передают СМИ и журналистам свои требования, программы действий. В соответствии

Журналистская профессия в обществе - student2.ru

Рис.1. Функционирование журнализма в обществе:

О — общество, Н — народ, А — аудитория; ПТ — информационные потребности общества; ИН — интересы аудитории; СИ — социальные институты; УС — управ­ляющие структуры; В — властные структуры разного уровня; ГС — партии, обще­ственные движения и объединения, другие структуры гражданского общества; У — учредители СМИ; Ф — финансовые структуры, владельцы СМИ, рекламода­тели, спонсоры и т.п.; И — издающие и распространяющие СМИ организации; СМИ — средства массовой информации разных уровней и типов; П — печать; ТВ — телевидение; РВ — радиовещание; ИА — информационные агентства; ИС — интернет-СМИ; PC — рекламные службы

с ними либо на основе своих собственных программ (при усло­вии, если владельцем и учредителем СМИ является редакцион­ный коллектив) журналисты передают информацию аудитории, но уже воздействуя на нее со стороны ее аудиторных интересов.

Изменения, произведенные СМИ в сознании и поведении людей, в социальной жизни, естественно, влияют на обществен­ные потребности. Таким образом, новый виток информации в об­ществе происходит с измененными, хотя бы отчасти, потребнос­тями и скорректированными информационными продуктами СМИ.

Схематически это можно выразить так: потребности общества как объективная необходимость в его оптимальном развитии —» институты власти, различные политические, социальные струк­туры, которые одновременно могут быть учредителями, владель­цами изданий, рекламодатели, различные коммерческие структу­ры -> журналисты -» издатели и распространители СМИ -> ауди­тория (со стороны ее аудиторных интересов) — и далее по новому

циклу.

Естественно, что у этого направления функционирования СМИ есть и обратные связи, т.е. реакция аудитории на информационное

воздействие.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ движения информации в обществе можно назвать аудиторным или направлением АУДИТОРНЫХ ИНТЕРЕСОВ. Оно рождено субъективированными аудиторными интересами, которые улавливаются журналистами и заставляют их откликаться в соответствии с этими интересами.

Аудитория в этом качестве может быть представлена коммер­ческими структурами, владельцами и издателями, которые видят в отражении аудиторных интересов (часто и безответственном по­такании им) свою политическую и коммерческую выгоду.

Итак, схема функционирования СМИ в аудиторном направле­нии такова: интересы аудитории —> журналисты —» институты вла­сти, различные политические, коммерческие структуры и т.п., производящие какие-то изменения в жизни общества и таким об­разом влияющие на формирование и изменение его информацион­ных и других потребностей, которые, в свою очередь, отражаются на аудиторных интересах, и далее по новому циклу. И в этом на­правлении также есть свои обратные связи.

Некоторые из перечисленных связей могут быть неполными. Например, когда СМИ сами выступают в роли владельцев и изда­телей, тогда уменьшается влияние коммерческих структур, но по­литическое — властей, партий и движений, общественного мне­ния обычно достаточно сильно, хотя бы потому, что руководите­ли таких СМИ придерживаются определенных политических взглядов.

Несмотря на то что основная роль журналистики в данном про­цессе роль СРЕДСТВА и это отражено в названиях — средства массовой информации, средства массовой коммуникации, массмедиа, эта роль не жестко фиксирована. Процесс обмена информацией динамичен, и все его участники могут выполнять различные роли в зависимости от того, о какой системе взаимодействий и о каком этапе функционирования идет речь. Они бывают то субъектом, то средством, то объектом информационного взаимодействия.

В последние годы зависимость журналистов, но уже не столько от политических, сколько от коммерческих структур, снова уве­личилась. Политическая зависимость сменилась экономической. Сей­час почти все средства массовой информации имеют своих поли­тических или финансовых хозяев, находятся в большей или мень­шей зависимости от них. Но некоторые издания являются учредителями и владельцами своего СМИ, хотя полная независи­мость журналистики, конечно, миф, потому что журналист всегда на перекрестке влияний. Он всегда между общественными потреб­ностями, властями, аудиторией, между владельцами, коммерчес­кими, политическими структурами.

Важно отметить, что уровень прогрессивности общества изме­ряется тем, насколько сбалансированы оба отраженных-в схеме направления. Если ослаблено или практически отсутствует ауди­торное направление, значит тип общества и журналистики авто­ритарный, часто тоталитарный. Яркий пример тому — партийная журналистика доперестроечного периода.

Журналисты в то время подчинялись партийным установкам. Как показывают социологические исследования тех лет, мнения редакционных работников о задачах и тематическом направлении изданий практически полностью совпадали с мнениями работни­ков партийных органов и по многим позициям были противопо­ложны ожиданиям аудитории. Пресса советского времени мало интересовалась многообразными запросами своей аудитории, ста­вя перед собой идеологические, пропагандистские и производ­ственные задачи. Коммуникация была однонаправленной, автори­тарно-идеологической.

Сейчас коммуникативная ситуация поменялась, как иногда говорят, «с точностью до наоборот». Именно интересы аудитории стали основными ориентирами коммерческой прессы, преоблада­ющим стало аудиторное направление, потому что оно приносит

прибыль.

Большая, чем прежде* проявленность аудиторного направле­ния, безусловно, положительное явление, ибо оно позволяет удов­летворять самые разные интересы читателей, зрителей, слушате­лей. Однако и негативные эффекты значительны, так как инфор­мационное обеспечение получают в основном физиологические интересы: страсть к запретному, криминальному, интимной сфе­ре жизни людей и т.п., при игнорировании высших, духовных, познавательных, созидательных интересов. Отклик на весьма при­митивные интересы, несоответствующие общественным потреб­ностям, приводит журналистику в состояние ценностной невзыс­кательности, нравственной распущенности.

Понять акцентированный интерес аудитории и, соответствен­но, журналистики к запретным прежде темам можно — это маят­никовая ситуация спроса на то, что долго было под спудом цензу­ры. Однако если грань нарушена, порой ее очень трудно восстано­вить. Особенно это касается воздействия СМИ на молодое

поколение.

Если направление аудиторных интересов чрезмерно домини­рует (а интересы, как уже говорилось, могут сильно отставать и отличаться от объективных потребностей общества, группы и лич­ности) и практически не корректируется общественным направ­лением функционирования СМИ, тогда развивается желтая булъ-

варная пресса, царит разнузданная реклама, засилье порнографии, криминальных сюжетов с убийствами. Если пресса руководствует­ся не истинными, а извращенными читательскими, зрительскими интересами (часто сама же их создавая и рекламируя), это может привести к дестабилизации и разложению общества.

Когда аудиторное направление достаточно отчетливо выраже­но и сбалансировано с общественным, когда оно отражает не только субъективные интересы, но и объективные потребности аудито­рии, можно говорить о демократическом типе общества и журна­листики.

Гармоническое сочетание общественного (идущего от потреб­ностей) и аудиторного направлений с преобладанием первого яв­ляется оптимальным. Поэтому так важно говорить о гуманитар­ных, позитивных ценностях в ориентацию: СМИ и журналистов.

На уровне планетарном — это потребность человечества сохра­ниться и развиваться как активная жизнеспособная, оптимально функционирующая целостность.

На уровне общества— это его потребность оптимально функ­ционировать в системе планетарной цивилизации.

На уровне отдельных социальных общностей, региональных, национальных или выделенных по другим признакам, — это по­требность сохраниться и развиваться в рамках общества и цивили­зации без разрушающих конфликтов и войн, на основе общегума­нитарных ценностей.

Заключая вышесказанное о функционировании журналистики в обществе, можно сделать несколько выводов:

1. Процесс этот спиралевидный, циклический, а не линейный
и не одномоментный.

2. Функционирование СМИ происходит не однонаправленно,
а в двух направлениях.

3. Одно из направлений, общественное, исходит из информа­
ционных потребностей общества и призвано способствовать его
оптимальному функционированию (хотя может быть и искажен­
ное понимание общественных потребностей социальными инсти­
тутами и журналистами, и тогда это стимулирует негативные тен­
денции в развитии общества).

4. Другое направление идет из аудиторных интересов (порой
превращаясь в «желтый» журнализм, который отражает и развива­
ет низменные интересы, что ведет к отрицательным социальным
последствиям).

5. В связи с этим возможны две тенденции развития общества
под воздействием массовой информации:

♦ общий вектор развития может быть плюсовым, т.е. способ­
ствовать совершенствованию общества. Тогда спираль его измене­
ния развертывается по восходящий;

♦ но под воздействием СМИ могут развиваться и негативные
тенденции — наблюдается разложение и разрушение общества,
падение нравов, снижение его морального и духовного потенциа­
ла. Тогда спираль функционирования СМИ склоняется к отрица­
тельным значениям и может привести к катастрофическим по­
следствиям.

6. В движении массовой информации разные участники могут
выполнять роль то субъекта (когда их роль является основной), то
средства (когда они становятся орудием в руках более сильного
субъекта — властей, владельцев, журналистов, аудитории), то
объекта информационного влияния.

7. Журналистика, соответственно, в этом процессе может вы­
полнять все эти роли: субъекта информационной деятельности,

средства и объекта.

8. Журнализм как социальную профессию можно считать изо­
морфной типу государства. Каково государство, такова и журнали­
стика. Типы журнализма адекватны типу государств. Как минимум
есть две модели: тоталитарная и демократическая.

9. В связи с разными направлениями и ролями журнализма мож­
но говорить о разных его типах:

♦ социально ответственном, общественном, нацеленном на ре­
шение актуальных общественных проблем и удовлетворение об­
щественных потребностей;

♦ безответственном, направленном на получение максимальной
прибыли за счет некачественной информации, потакания низмен­
ным страстям и интересам, провоцируя и пропагандируя их.

Теперь разберем более подробно каждую из названных сфер взаимоотношений СМИ с другими социальными субъектами, чтобы лучше понять специфику журналистской профессии и ее драма­тизм в связи с ее срединным положением в обществе. Для этого представим схематически структуру и деятельность каждого из субъектов функционирования журналистики в обществе в виде трехмерного пространства — куба, нижний объем которого будем занят структурой этих социальных субъектов, а верхняя часть («кры­ша») — функциями, ролями их деятельности.

Можно сказать, что сейчас, как и в досоциалистическом пери­оде, основным признаком структуры общества и аудитории(рис. 2) является уровень дохода: принадлежность к классу крупных соб­ственников, среднему классу или неимущим. Разный уровень —


Журналистская профессия в обществе - student2.ru

Биологические -- . Экономические р^ Политические с, - Социальные «d**^6 Духовные *^ ~-

Журналистская профессия в обществе - student2.ru Слои, группы, разделенные по разным основаниям

Пол

Возраст

Уровень образования

Национальность

Семейное положение

Род занятий, специальность

Должностной статус

Политические ориентации

Направленность интересов

Тип сознания, психологии

Рис.2. Структура, потребности и интересы общества—аудитории

разное качество и образ жизни. Если богатые решают проблемы, скажем, стиля обращения с подчиненными или экзотического отдыха, то неимущие озабочены поисками работы и денег на про­питание и лечение. Понятно, что их ожидания от журналистов во многом различны.

Значимыми признаками аудитории являются социально-демо­графические: пол, возраст, национальность, семейное положение, уровень и тип образования, род занятий и должностной статус, принадлежность к партиям и политическим течениям, к различ­ным религиозным конфессиям. Но очень важны и направленность интересов, тип сознания и психологии (люди с созидательной, твор­ческой или потребительской психологией, оптимисты и пессими­сты, прагматики и романтики, альтруисты и эгоисты и т.п.).

Журналист вправе выбрать свою группу, свой слой, свою ауди­торию. Однако он должен точно представлять потребности, т.е. сущ­ностные нужды, этой аудитории и ее ситуативные интересы. Слож­ность и драматизм профессии журналиста в том, что бывает очень трудно соотнести, гармонизировать интересы определенных групп с общезначимыми (табл. 1).

Современная реальность такова, что порой СМИ удовлетворя­ют не столько потребности общества, сколько интересы групп, кланов, политических и финансовых корпораций и элит, владею­щих информационными каналами. И такой журнализм можно на­звать не общественным, а корпоративным.

Таблица 1

Наши рекомендации