Влияние аудиторного фактора на систему СМИ

Функции массовой коммуникации

Выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения: 1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность; 2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; 3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований; 4) функция социализации личности — воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал.

Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом.

В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой.

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т. п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период. Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу — ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций.

При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры. [3, с. 207]

Заключение

Таким образом, массовая культура – естественный атрибут массового общества, отвечающий его требованиям и идейным установкам. Результатом функционирования массовой культуры является «массовый», «средний» человек конца XX века, составляющий основу общества потребления.

Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов, играет огромную роль в развитие общественного сознания. От содержания развития массовой коммуникации зависит дальнейшее духовно-общественное развитие народ.

Пресса как социальный институт. Массовая коммуникация и социализация личности.

ЖУРНАЛИСТИКА РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

(1900–1917гг.)

Глава 1

ПУБЛИЦИСТИКА CОЛЖЕНИЦЫНА

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. В 1924 семья переезжает в Ростов-на-Дону; где Солженицын поступает на физико-математический факультет университета.

В 1945 г. Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства. В 1956 г. был реабилитирован решением Верховного Суда СССР. В 1959 за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища-литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал «Новый мир», где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962). Рассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы (а не только «сталинизма») и редкую художественную силу (чистота народного языка, точность в обрисовке несхожих характеров, концентрация действия, сливающая обыденность с символикой) вызвал восхищение многочисленных читателей. Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кречетовка» (оба «Новый мир»,1963, № 1), «Для пользы дела» (там же,1963, № 7) упрочивают славу Солженицына. Письма бывших заключенных и встречи с ними (227 свидетелей) способствуют работе над «Архипелагом ГУЛАГ»; пишется «Раковый корпус». Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций. В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом...» (закончен в 1968) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей). В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей. Присуждение Нобелевской премии по литературе (1970) возбуждает новую волну преследований и клеветы. Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в США (апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке и на приеме в Сенате), Солженицын с семьей в октябре 1976 переселяется в усадьбу в штате Вермонт.

Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину. Лишь в 1989 редактору «Нового мира» С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать «Нобелевскую лекцию», а затем отобранные автором главы «Архипелага...» («Новый мир», №№ 7-11).

С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета. 27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»), опубликованные Солженицыным в «Новом мире» (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.

* Статья «…Колеблет твой треножник» - ответ Солженицына критикам Пушкина. Состоит из двух частей – ответ критикам и собственное солженицынское восприятие Пушкина. Критика представлена статьей “Пушкин без конца”, помещенной в эмигрантском журнале Синявского“Синтаксис”(1982, № 10) . Самого Синявского, бывшего заключенного лагеря, Солженицын обвиняет в зависти к Пушкину, который считает жизнь поэта незаслуженно легкой. «Критик увидел надёжный пятачок, на котором чем громче тарелки бить, тем и сам слышней. Пушкин для него не столько предмет, сколько средство самопоказа — своих прыжков, ужимок и замираний. Но при этом непоправимо отказывает эссеисту чувство меры». В чем только не обвиняется поэт – в предательстве декабристов, в потакание царю, в аморальном поведение, в том, что его жена была любовницей Николая I и т.д.

Солженицын противопоставляет этому восприятие Пушкина Бердяевым, Достоевским, Ахматовой, Адамовича, самим собой. Будущи еще юн, поэт начал писать глубокие произведения. Его Онегин – энциклопедия русской жизни, взгляды прогрессивны. Еще тогда Пушкин понимал к чему приведет революция и не одобрял ее, хоть был декабристом. «Так вот Пушкин — принадлежал русскому, хотя удивительно были ему открыты и Древняя Греция, и Древний Рим, Египет, Библия, мусульманский мир, Испания, Франция, Англия. Пушкин пропитан русской народной образностью; в общей сродности с народной основой и его христианская вера». Самое высокое достижение его - способность всё сказать, всё показываемое видеть, осветляя его. В этом скрыто наследие Пушкина.

От заявки к сценарию

Сценарий – не начальный, а промежуточный этап работы над документальным произведением. Он завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.

Возможны различные варианты начала работы над литературной основой передачи или фильма.

Журналисту может быть предложена тема редакцией, фирмой, продюсером, заинтересованным в ее разработке. Под эту тему автор ищет такой жизненный материал, который помог бы ему раскрыть ее наиболее полно и ярко. Иногда сам журналист приходит на студию со своим замыслом, который волнует его и, по его мнению, будет интересен зрителю.

Если, суммировав все частные особенности, представить себе схематично основные стадии наиболее типичного процесса работы автора над сценарием телеочерка, то они будут выглядеть так:

– первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);

– конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности;

– написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией;

– первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу или фильм;

– написание сценария;

– утверждение сценария редакцией.

Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. Обычно заявка возникает на том этапе, когда драматург выбрал тему, разобрался в проблеме, знает главных героев, места съемки; он представляет себе принцип композиционного решения, жанр, даже отдельные эпизоды будущего сообщения. К моменту создания заявки автор должен ясно знать, что он хочет поведать зрителю. Ведь заявка должна убеждать сразу, с первого прочтения.

Форма и объем заявки не регламентированы.

Работа над сценарием – качественно новый этап творческого процесса, этап, во время которого жизненный материал, собранный автором, превращается в содержание документального сообщения, т. е. стадия осмысления и организации материала действительности. В книгах и статьях отечественных документалистов встречаем убедительные свидетельства о трудных поисках формы воплощения замысла. Поиски формы воплощения жизненного материала в содержание кино- или телевизионного публицистического сообщения и составляют сущность работы сценариста.

И информационная заметка, и интервью, и комментарий требуют соблюдения определенных правил создания сообщения, чтобы оно было адекватно понято зрителем. Однако продолжительность работы и степень вмешательства автора в жизненный материал будут разными в разных жанрах публицистики. При съемке событийного репортажа решения принимаются и реализуются практически одновременно.

Литературная основа крупного телевизионного произведения, как правило, начинает формироваться в период вторичного изучения материала действительности публицистом. Он уточняет тему, углубляет и расширяет ее, определяет идею будущего фильма, которая и подсказывает принцип отбора увиденных фактов и героев, композицию.

Сценаристу необходимо владеть всеми приемами и средствами создания экранного образа, воплощения на экране творческого замысла. Главная забота сценариста – найти своему замыслу адекватное драматургическое воплощение, композиционный строй. Сценарий – литературно оформленная «модель» будущего экранного произведения, в нем материализуется аудиовизуальное мышление автора.

Сценарист не только обязан знать тему передачи или фильма и законы драматургии, но и уметь найти нужных героев, вступить с ними в контакт, вызвать на необходимый по замыслу разговор. Подчас не столько важна работа сценариста за письменным столом, над «проектом» будущего фильма или передачи, сколько работа в студийном павильоне, на съемочной площадке, в монтажной, т. е. в процессе выстраивания произведения. Естественно, автору вовсе не обязательно быть на всех съемках, просиживать дни в монтажной. Но постоянный контакт его с режиссером необходим, благодаря такому сотрудничеству происходит обмен творческими идеями, обсуждение движения замысла, прогноз возникающих ситуаций, короче – общение, «подбрасывание» друг другу каких-то мыслей, пусть и не всегда ложащихся в намеченную конструкцию, но дающих импульс для поиска.

Профессия режиссера требует не только творческих, но точно так же и организаторских способностей. Собрать группу, привлечь в нее людей профессиональных, заразить их своей идеей, создать в группе атмосферу коллективного творчества, побуждающую работать слаженно и, что не менее важно, оперативно – все это входит в состав режиссерской профессии. И здесь необычайно важным оказывается творческий контакт главных создателей фильма или передачи – публициста, режиссера, оператора. Кстати, многие режиссеры документального кино и ТВ начинали как редакторы, репортеры или сценаристы, т. е. они, являются журналистами. Взаимопонимание, подчинение себя общей задаче каждым из них создает ту творческую атмосферу, без которой трудно надеяться на полноценный результат всей работы.

Монтаж – искусство сценариста в той же мере, что и драматургическая разработка сюжета или написание дикторского текста. Сценарист вместе с режиссером должен стремиться использовать монтаж не только как способ установления некоей логической связи между эпизодами и сценами, но и не забывать о его эмоциональном воздействии, глубокой ассоциативной силе, ритмическом разнообразии.

Окончательно драматургия документального фильма складывается после того, когда он снят и смонтирован. Только тогда, ориентируясь на реально отснятый материал, уже сказанные героями слова, на то, как проявили черты своей натуры персонажи картины, автор может написать текст, который прочтет диктор, или комментарий, который сам автор будет говорить в кадре и за кадром.

Полемическая статья

Публикуются когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. «Пик» наблюдается в преддверии всевозможных избирательных кампаний. Повод публикации полемической статьи - выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы, «теоретического», религиозного течения.

Задачи: 1) обосновать авторскую позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения; 2) опровергнуть позицию своего оппонента.

Используемые факты подтверждают позицию автора. Принципиальное требование полемической статьи - непротиворечивость.

Логическая структура: доказательное рассуждение, включающее в себя, аргументацию в пользу главного тезиса автора выступления и опровержение аргументов выступления оппонента. Дополняется законами, которые присущи культурному полемическому общению людей с помощью СМИ – это совокупность требований, способствующих поиску истины участниками полемики. Если нет желания или умения искать истину в публичной полемике, то нет и никакого смысла ее начинать. Законы спора, представляемого журналистом на суд читательской аудитории, имеют комплексный характер и вырастают из выработанных в течение веков норм логики, правил убеждающего коммуникативного воздействия, требований морали и права.

Создание полемического текста должно начинаться с формулирования главной мысли (главного тезиса), которую далее автор будет отстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всей полемической кампании. Эта мысль может быть сформулирована в тексте в виде самостоятельного предложения. Но может быть высказана и в форме намека или ссылки на уже известные публике обстоятельства. Главное, чтобы она была понятна и ясна читателю данного номера издания. Следующее требование – доказательность доводов (аргументов) в пользу основной мысли выступления.

Очень важным моментом является источник происхождения фактов:

а) результаты личного наблюдения автором тех или иных событий, о которых он рассуждает, б) свидетельства других лиц, к которым обращается за информацией журналист, в) документы, содержащие сведения по обсуждаемому вопросу.

Большей всего аудитория доверяет документам. За ними следуют свидетельские показания, мнения. А на третьем месте стоят личные наблюдения журналиста.

Значительную роль играет и «содержание» факта, т.е. то, является ли журналистский факт действительно фактом, или же за этим понятием стоит мнение, предположение, оценка. Факт в журналистике – это твердое знание о том, что реально существует в мире. Оценка – это отношение к факту, т.е. утверждение о том, насколько хорошо или плохо (прекрасно, безобразно и пр.) его существование для нас или кого-то другого. Предположение – это неясное знание о том, существует ли факт или нет, или же каково его значение для кого-то (его ценность). Мнение может включать как фактические данные, так и предположения разного рода.

Влияние аудиторного фактора на систему СМИ

Адресат любого журналистского продукта – аудитория, выступающая потребителем конкретного издания,

теле — или радиоканала. Одна и та же аудитория может выступать потребителем самых разных СМИ. В этом принципиальное от — личие рынка СМИ от других сфер. Если человек, выбирая один продовольственный товар из десяти аналогичных, удовлетво — ряет этим товаром свою потребность (например, покупает хлеб именно Первого хлебокомбината и не обращает внимания на продукцию других хлебозаводов), то важную новость он слушает по радио, смотрит в нескольких вариантах по разным телеканалам, стремится прочитать об этом в газете. Кроме того, суще — ствует «суточное» распределение интереса аудитории к разным типам СМИ. Например, утром предпочтение отдается радио, газете, а вечером – телевидению. Таким образом, мы видим до — вольно прихотливое распределение аудиторного ресурса между СМИ разных типов и специализаций. Тем не менее большин — ство СМИ находятся в зависимости от аудитории и ее интереса. Исключение составляют государственные СМИ, существующие на независимые от рыночной ситуации бюджетные деньги.

Борьба за сегменты рынка (внимание аудитории) определя — ет специализацию и предметно-тематическую направленность СМИ. При этом СМИ можно подразделять на тематически специализированные и универсальные.

Универсальные СМИ тяготеют к понятию «общественно- политический», что означает направленность СМИ на осве — щение событий самого широкого диапазона. Общественно — политические газеты Челябинска – «Челябинский рабочий»,

«Вечерний Челябинск», Челябинской области – «Губерния»,

«Южноуральская панорама». Тематические СМИ подразде-

ляются на десятки вариантов, отраженных, например, для пе-

чатных СМИ в каталогах Роспечати. Это СМИ, посвященные отдельным сферам человеческой деятельности: например, по — литике, экономике, науке, образованию, здоровью, торговле, бизнесу. Огромную часть современных СМИ занимает тема — тический раздел «лайфстайл» («стиль жизни»), посвященный общему освещению самой ежедневной организации жизни человека – его одежде, питанию, досугу, моде. В Челябинске лайфстайл широко представлен глянцевыми журналами, спе- циальными телепередачами, посвященными моде и красоте. Внутри лайфстайла тоже наблюдается расслоение по принци — пу сегментирования аудитории – например, преимущественно женские и преимущественно мужские журналы, молодежные и средневозрастные.

Исходя из этого, можно обозначить различные категории, по которым сегментируется аудитория СМИ:

– возраст (детские, молодежные, средневозрастные, универ-

сальные);

– пол (мужские, женские);

– сфера деятельности (политика, экономика, бизнес, спорт и т. п.);

– вид потребности в информации (новостные, развлекательные, познавательные и т. п.);

– конфессия (тип религии);

– страта (особая общность внутри социума, выделяемая по различным основаниям, например масса, элита).

В некоторых случаях одна категория жестко определяет другие, например, выбор сферы деятельности «бизнес» предопределяет закрепление в средневозрастном и преимуществен — но мужском сегменте аудитории с уклоном в новостной и познавательный формат.

В то же время развлекательный (удовлетворяющий потребность в отдыхе, досуговый) тип СМИ будет тяготеть к некоторой универсализации в сфере возраста, пола, профессии, поскольку в развлечении и отвлечении нуждаются люди са — мой разной организации жизни. Именно поэтому досуговые форматы (к которым во многом относится и лайфстайл) имеют максимально массовую аудиторию, большую, чем специализи — рованные СМИ.

Аудитория не является статичным образованием, не спо — собным к изменению и развитию. Напротив, важная черта ау — дитории СМИ – подвижность, постоянное движение потоков как внутри типов СМИ (от радио к телевидению, от газеты к журналу), так и внутри самих категорий аудитории (например, подростки с большим интересом читают «взрослые» журналы лайфстайл, чем специально ориентированные на них издания, доля женской аудитории «мужских» журналов традиционно достаточно велика, такая интерференция (взаимоналожение) наблюдается и в деятельностно-ориентированных изданиях или передачах.

Следует сказать также о коммуникативных факторах фор- мирования и функционирования системы средств массовой ин — формации. Язык СМИ разного типа является прямым отражени — ем языка той аудитории, с которой ведется диалог. Нарушения языковых моделей нередко приводят к неуспешности СМИ. Не существует некоторого универсального «нейтрального» языка СМИ, приемлемого для любой аудитории. Даже ново — сти для молодежной и средневозрастной аудитории читаются по-разному, пишутся на разных языках. Неуместность языка одной целевой аудитории для другой всегда слишком очевидна, порой это проявляется и в подборе иллюстраций. Так, напри — мер, журнал «Новый активист», выходивший в Челябинске, по — зиционировался как журнал для средневозрастной аудитории с доходами выше средних. Однако журнал создавала молодая команда журналистов, не сумевших заговорить на языке сво — ей аудитории. В результате многие материалы журнала стали тяготеть к неформально-молодежному типу (слэнг, тематика, фотосессии, реклама). Журнал потерял основную аудиторию, а в молодежной не сумел утвердиться в силу двойственности своего содержания и в результате прекратил свое существова — ние. Такиз примеров немало.

Особого внимания заслуживает влияние информационных технологий на современную и перспективную систему СМИ. Это прямо связано с развитием цифровых технологий (перевод в «цифру» звуковых и видеоформатов), а также с общим совер — шенствованием компьютерных технологий и развитием веб- пространства. Основная тенденция в сфере СМИ – переход во

всемирную паутину, где информация живет по своим особым законам. В качестве примера можно привести челябинский веб-проект «74.ru». Главная страница этого сайта максимально насыщена, фактически задача создателей – разместить анонсы всей информации на экране, куда пользователь попадает сразу же, первым кликом. Для этого журналисту приходится делать анонс новости одновременно сжатым и информативным. В то же время на странице можно обнаружить и названия рубрик, которые «говорят сами за себя», обозначая тематические разделы. И новичку, и постоянному пользователю на странице «удобно»: он знает и видит, где что находится. Страница содержит массу полезной информации о валютах, погоде, послед — них городских новостях. Особенности веб-ресурса еще и в том, что новость «живет» в течение дня – меняется, обогащается, обрастает подробностями. Поэтому веб-новости обычно со — провождаются указанием не даты, а времени сообщения. Это особенно актуально в случае «горячих» новостей – например, когда какое-то событие продолжается во времени (например, тушение пожара, забастовка рабочих, митинг и столкновение с милицией и т. п.). В этом смысле Интернет близок теленовостям, но теленовость появляется на экране с большими трудностями, чем ее Интернет-аналог. Техническая простота использования, высочайшая оперативность делают веб-пространство очевидной перспективой развития журналистики вообще.

Это не значит, однако, что остальные СМИ исчезнут. Общая типология СМИ сохраняется веками несмотря на развитие все новых технических возможностей в информационном пространстве.

Наши рекомендации