К1 — Формулировка проблемы исходного текста

I блок — Содержание сочинения

К1 — Формулировка проблемы исходного текста

1 балл § Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения)верно сформулировал одну из проблем исходного текста. § Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
0 баллов § Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3 балла § Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. § Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
2 балла § Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. § Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
1 балл § Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, илив комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста.
0 баллов § Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

К3 — Отражение позиции автора исходного текста

1 балл § Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. § Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
0 баллов § Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулировананеверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.

К4 — Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

3 балла § Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
2 балла § Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы).
1 балл § Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь назнания, жизненный опыт.
0 баллов § Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), илимнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.

II блок — Речевое оформление сочинения

К5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2 балла § Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: § логические ошибки отсутствуют, последовательность изложенияне нарушена; § в работе нет нарушений абзацного членения текста.
1 балл § Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одналогическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
0 баллов § В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

Абзацы в сочинении

§ Некоторые учителя говорят о том, что абзацев должно быть 3, другие – 6, третьи – 8. Сколько же их на самом деле?

План сочинения

  1. Вступление + постановка проблемы;
  2. Комментарий проблемы;
  3. Позиция автора;
  4. Ваше мнение;
  5. Аргументы;
  6. Вывод.
Абзац Содержание
§ Вспупление и формулировка проблемы. В первом абзаце называем проблему (задаем вопрос, на который отвечает автор). Если у вас есть дополнительное большое по объему вступление, то здесь может быть 2 абзаца.
§ Во втором комментируем ее (показываем, как автор приводит нас к пониманию позиции по этой проблеме). Допускается разделение комментария на 2 абзаца.
§ Формулируем авторскую позицию.
§ Выражаем свое отношение к позиции автора и формулируем свой взгляд на проблему.
§ Приводим первый аргумент (можно присоединить к предыдущему абзацу, если пример раскрывает сформулированный в нем тезис).
§ Второй аргумент (тезис+пример+вывод по примеру).
§ Заключение, общий вывод.
 

§ Итак, получаем от 6 до 9 абзацев.

§ Абзац – это законченная мысль. Каждую новую мысль начинаем с новой строки.

§ Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого нужны логические переходы между частями.

I блок — Содержание сочинения

К1 — Формулировка проблемы исходного текста

1 балл § Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения)верно сформулировал одну из проблем исходного текста. § Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
0 баллов § Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

Наши рекомендации