В заключении сочинения хочется отметить

В заключение важно отметить

Следует сказать (отметить, подчеркнуть)

Особо следует выделить (отметить)

Обобщая сказанное, можно сделать вывод

Итак, ….. Следовательно, ….. Таким образом, ….. Потому ….

Помните также о том, что это – последняя часть вашей работы, последний «аккорд» в вашем сочинении. В отличие от устного экзамена (где вас могут недослушать) эксперт обязательно прочитает ваше сочинение до конца.

Составление сочинения – рассуждения

1. Вступление (1-ый абзац: формулировка проблемы, переход к основной части – ответ на вопрос «Почему именно эта проблема является актуальной»).

2. Основная часть(2 – 3 –й абзац)

· Комментированный пересказ (выбрать материал для комментария только одной проблемы. К какому выводу приводит нас автор?)

· Авторская позиция (может быть выражена в предложении, обозначающим мысль автора)

3. Обозначение личностной позиции. Аргументация школьником собственного мнения по проблеме (2 аргумента) (4 – й абзац).

Речевое оформление сочинения (К6)

Типичными в работах учащихся являются ошибки, связанные с неумением выбрать нужное слово, использовать богатство и выразительность речи. Предлагаем материалы для работы по формированию умения строить письменные высказывания в соответствии с качествами правильной речи.

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

№ п/п Тип ошибки примеры Правильный вариант
Неточное словоупотребление    
А)   Б)     В) Ошибочное употребление слов, сходных по звучанию В этой музыке столько живности, что вся усталость проходит Живости (вместо живности)
Ошибочное употребление слов, схожих по значению Девушки во главе с Васковым получили задание задержать диверсантов. Одна за другой умирают девушки. Девушки погибают
Употребление слов, относящихся к одной предметной области Тысячи ленинградцев собрались у микрофонов. Собрались у репродукторов
Неопределенность, неконкретность: употребление вместо необходимого по смыслу слова, обозначающего видовое понятие, малоинформативного слова с широким значением На поляне мы увидели ель. Увидели старую (молодую) ель; ель с засыхающими (густыми) ветками.
Двусмысленность: нарушение коммуникативной точности речи (чаще всего при употреблении местоимений) Отец и сын сидели рядом и молчали. Он сказал … Отец нарушил тишину вопросом….или Сын начал разговор первым…


БОГАТСТВО РЕЧИ

№ п/п Богатство речи комментарий Примеры ошибок
Лексическое Слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо. (употребление одного и того же слова в рамках небольшого контекста)
Семантическое Появляется в разнообразии и обновлении словесных связей: имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте. Белоствольный ствол березы. (Употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов)
Синтаксическое богатство речи Появляется в использовании разнообразных синтаксических средств Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой. (однотипность, слабая распространенность синтаксических конструкций)

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ

№ п/п Вид речевого недочета Примеры из работ выпускников
Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом. Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворения.
Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление..
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша. Очень прекрасный..
Употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов В этом рассказе рассказывается..
Неоправданное повторение слова Герой даже не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей трагедии.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили. Писатель отправился в гостиницу.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
Неудачное употребление личных и указательных местоимений Автор заставляет думать о последствиях своих поступков
Отсутствие связи между предложениями Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



  1. Помните, что на экзамене успешность выполнения заданий части С (разумеется, если вы предварительно овладели алгоритмом написания сочинения) зависит прежде всего от трех факторов:

А) вашего умения понять исходный текст;

Б) ваших фактических (фоновых) знаний, необходимых вам для написания введения (если оно у вас есть), комментария (концептуального), аргументации и заключения;

В) вашего умения создать за определенное время (методисты рекомендуют вам - 90 минут) текст, характеризующийся смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения и, безусловно, грамотностью.

Наши рекомендации