В заключении сочинения хочется отметить
В заключение важно отметить
Следует сказать (отметить, подчеркнуть)
Особо следует выделить (отметить)
Обобщая сказанное, можно сделать вывод
Итак, ….. Следовательно, ….. Таким образом, ….. Потому ….
Помните также о том, что это – последняя часть вашей работы, последний «аккорд» в вашем сочинении. В отличие от устного экзамена (где вас могут недослушать) эксперт обязательно прочитает ваше сочинение до конца.
Составление сочинения – рассуждения
1. Вступление (1-ый абзац: формулировка проблемы, переход к основной части – ответ на вопрос «Почему именно эта проблема является актуальной»).
2. Основная часть(2 – 3 –й абзац)
· Комментированный пересказ (выбрать материал для комментария только одной проблемы. К какому выводу приводит нас автор?)
· Авторская позиция (может быть выражена в предложении, обозначающим мысль автора)
3. Обозначение личностной позиции. Аргументация школьником собственного мнения по проблеме (2 аргумента) (4 – й абзац).
Речевое оформление сочинения (К6)
Типичными в работах учащихся являются ошибки, связанные с неумением выбрать нужное слово, использовать богатство и выразительность речи. Предлагаем материалы для работы по формированию умения строить письменные высказывания в соответствии с качествами правильной речи.
ТОЧНОСТЬ РЕЧИ
№ п/п | Тип ошибки | примеры | Правильный вариант |
Неточное словоупотребление | |||
А) Б) В) | Ошибочное употребление слов, сходных по звучанию | В этой музыке столько живности, что вся усталость проходит | Живости (вместо живности) |
Ошибочное употребление слов, схожих по значению | Девушки во главе с Васковым получили задание задержать диверсантов. Одна за другой умирают девушки. | Девушки погибают | |
Употребление слов, относящихся к одной предметной области | Тысячи ленинградцев собрались у микрофонов. | Собрались у репродукторов | |
Неопределенность, неконкретность: употребление вместо необходимого по смыслу слова, обозначающего видовое понятие, малоинформативного слова с широким значением | На поляне мы увидели ель. | Увидели старую (молодую) ель; ель с засыхающими (густыми) ветками. | |
Двусмысленность: нарушение коммуникативной точности речи (чаще всего при употреблении местоимений) | Отец и сын сидели рядом и молчали. Он сказал … | Отец нарушил тишину вопросом….или Сын начал разговор первым… |
БОГАТСТВО РЕЧИ
№ п/п | Богатство речи | комментарий | Примеры ошибок |
Лексическое | Слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже | Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо. (употребление одного и того же слова в рамках небольшого контекста) | |
Семантическое | Появляется в разнообразии и обновлении словесных связей: имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте. | Белоствольный ствол березы. (Употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов) | |
Синтаксическое богатство речи | Появляется в использовании разнообразных синтаксических средств | Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой. (однотипность, слабая распространенность синтаксических конструкций) |
РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ
№ п/п | Вид речевого недочета | Примеры из работ выпускников |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. | |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом. | Были приняты эффектные меры. | |
Неразличение синонимичных слов. | В конечном предложении автор применяет градацию. | |
Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей в другую колею. | |
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов. | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворения. | |
Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других | |
Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление.. | |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Молодой юноша. Очень прекрасный.. | |
Употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов | В этом рассказе рассказывается.. | |
Неоправданное повторение слова | Герой даже не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей трагедии. | |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили. Писатель отправился в гостиницу. | |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь | |
Неудачное употребление личных и указательных местоимений | Автор заставляет думать о последствиях своих поступков | |
Отсутствие связи между предложениями | Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Помните, что на экзамене успешность выполнения заданий части С (разумеется, если вы предварительно овладели алгоритмом написания сочинения) зависит прежде всего от трех факторов:
А) вашего умения понять исходный текст;
Б) ваших фактических (фоновых) знаний, необходимых вам для написания введения (если оно у вас есть), комментария (концептуального), аргументации и заключения;
В) вашего умения создать за определенное время (методисты рекомендуют вам - 90 минут) текст, характеризующийся смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения и, безусловно, грамотностью.