Рассматривает Исследует Анализирует Формулирует

ЭТАП

Что такое исходный текст и как с ним работать

Исходный текст – это небольшой текст объемом около 300 – 400 слов, посвященный этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников, например:

· Смысл человеческой жизни и предназначение человека;

· Связь поколений, проблема отцов и детей;

· Выбор профессии и реализация в ней;

· Судьба родины, ее прошлое, настоящее и будущее;

· Проблема сохранения родного языка;

· Проблема сохранения родной природы;

· Проблема сохранения исторических корней;

· Роль искусства, литературы в жизни человека.

Чтобы написать сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чем пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, о чем хочет убедить его, то есть правильно прочитать исходный текст.

ЭТАП

Теперь необходимо выявить и сформулировать проблему (проблемы) исходного текста.

Обратите внимание!!

Давайте определимся с терминами. Тема и проблема текста иногда могут и совпадать.

Тема– то, о чем говорится в тексте.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).

На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие виды проблем:

· Философские

· Социальные

· Политические

· Научные

· Экологические

· Нравственно-эстетические.

Проблема (какая) Проблема (чего) Автор заставляет читателя (что делать)
- злободневная - актуальная - острая - важная - серьезная - основная - научная - назревшая - наболевшая - главная - до боли знакомая - общественно значимая - межнациональная - спорная - неразрешимая - лени - совести - экологии - нравственного выбора - наследственности и воспитания - интеллигентности - назначения искусства - нравственной прочности человека - добра и зла - понимания национальных традиций и обычаев - духовного совершенствования человека - приобщения людей к чтению   - глубоко задуматься о чем (над чем?) - серьезнее относиться к чему - по-иному посмотреть на что - оценить собственную позицию - переосмыслить свое отношение к чему - лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы) - поделиться мыслями с кем о чем - с горечью понять что - оценить истинный масштаб чего


Автор ставит проблему чего?

Рассматривает Исследует Анализирует Формулирует

Излагает выдвигает поднимает затрагивает

Касается чего подробно останавливается на проблеме чего?

Мучительно размышляет над проблемой чего?

(1) В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания А.П.Чехова – актуальная и до боли всем нам знакомая проблема лени.

(2) Предложенный для анализа текст А.П.Чехова посвящен актуальной и знакомой всем нам проблеме лени.

ЭТАП

Наша следующая задача – прокомментировать сформулированную нами проблему лени.

Что такое комментарий?

Запомните: это не пересказ текста!Обычно под комментарием понимают «толкование», пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

Выделяют два типа комментария: текстуальный и концептуальный.

1. При текстуальном комментарии, поясняют авторы КИМов, учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.

2. При концептуальном комментарии учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней. Концептуальные комментарии ваших сочинений по одному и тому же тексту очень разнятся. Это и понятно: все зависит от жизненного опыта учащегося, его начитанности, зрелости суждений, эрудиции пишущего.

3. Чаще всего экзаменуемые в концептуальном комментарии пишут:

- об актуальности проблемы;

- приводят (если знают, конечно) различные мнения по заявленной автором проблеме (новая проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).

Не следует забывать, что оба вида комментария должны обязательно опираться на исходный текст!

Помните, что комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. А потому здесь достаточно уместны такие «переходные предложения», как:

Проблему (чего; какую) автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев.

Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть)…….

Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя …..

Автор рассказывает

Сообщает

Подчеркивает

Обращает наше внимание (внимание читателя) на

Выделяет

Замечает

Указывает на

Размышляет над чем

Причину (чего) видит в чем

Особо останавливается на (еслиподробно)

Анализирует (характеризует, описывает, разбирает)

Неоднократно возвращается к

Подробно комментирует

Затрагивает что (если кратко)

Касается чего

Ссылается на (если есть ссылки и они важны для комментарияпроблемы)

Иллюстрирует (цитирует)

Приводит примеры (факты, данные)

Если перед вами будет полемическая статья , вам понадобиться другие глаголы:

Автор полемизирует (спорит) с кем по какому вопросу

Возражает кому в связи с чем

Опровергает что

Не соглашается с чем

Отрицает

Обвиняет кого в чем

Разоблачает кого

Соглашается с кем

Разделяет мнение кого

Отстаивает что

Доказывает

Убеждает кого в чем

Сравнивает (сопоставляет) что с чем

Противопоставляет что чему

ЭТАП

Мы должны определить и сформулировать позицию автора по обозначенной выше проблеме (проблеме лени)

Обратите внимание!

Что значит сформулировать авторскую позицию?

Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

Укажем типовые конструкции для выражения авторской позиции.

Типовые конструкции:

Автор считает (полагает, утверждает), что

Автор подводит читателя к выводу о том, что

Автор заставляет читателя задуматься над чем

Автор отрицает, что

Автор иронизирует по поводу кого (чего)

Автор осуждает кого (что)

Автор (не) соглашается с чем

Автор полемизирует с кем по какому вопросу

Автор разделяет мнение кого

Автор возражает кому в связи с чем

Автор опровергает что

Автор критикует кого

Автор обвиняет кого в чем

Автор разоблачает кого

Автор отстаивает что

Автор доказывает что

Автор убеждает кого в чем (автор убежден в том, что)

Автор призывает к…, так как убежден в том, что

Автор с возмущением пишет о том, что

Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции

Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна

Основная (главная)цель (задача) автора заключается (состоит) в том

Здесь возможны причастные и деепричастные конструкции:

Автор, ссылаясь на (приводя примеры), утверждает, что

Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие что (свидетельствующие о чем, касающиеся чего)

Рассуждая о …, автор сожалеет о том, что

ЭТАП

В задании к части С сказано, что в своем сочинении вы должны также выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. В своем ответе вы должны привести 2 аргумента, опираясь на ваши знания, жизненный или читательский опыт.

Обратите внимание!

Ваше мнение (ваше отношение к позиции автора) , безусловно, должно соотноситься с проблематикой исходного текста!

Ваше аргументированное суждение будет представлять собой, по сути дела, микротекст-рассуждение. Вспомним схему построения классического текста – рассуждения:

- тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора; желательно передать не только свое согласие/несогласие с автором, но и свои эмоции по поводу авторской позиции);

- аргументация (доказательства; 2 примера);

- вывод (общий итог).

Заметим:в методической литературе отмечается, что экзаменующий может выразить свое собственное мнение по проблеме исходного текста и позиции автора четко и прямо. Задайте себе вопрос: разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ней?

Если вы согласны, задайте вопрос: почему? Приведите доводы, опровергающие точку зрения автора текста. Но при этом постарайтесь этически корректносформулировать свое мнение, то есть вежливо возразить автору. В критериях оценивания вашего сочинения есть специальная графа «Соблюдение этических норм» (К11). Постарайтесь не потерять положенный по этому критерию 1 балл!!

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя..)

Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых,….

Трудно согласиться с …

Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как …

Можно использовать и следующие конструкции:

Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения автора), потому что, во-первых, …

Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых, …

Я полагаю (считаю), что …

Свое «Я» можно выразить при помощи:

- вводных конструкций

Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю)…..

- деепричастных оборотов в сочетании с безличными конструкциями:

Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать …

Размышляя (раздумывая) над позицией автора , прежде всего хочется отметить …

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить …

В основном (практически во всем) соглашаясь с точкой зрения автора (разделяя точку зрения автора), хочется возразить лишь в одном ….

В вашем сочинении, имеющем публицистическую тональность, уместны будут также:

- безличные конструкции в сочетании с придаточными уступительными:

Как ни удивительно (как ни странно), но трудно не согласиться с ….;

- конструкции с частицей «ли»:

Вряд ли кто осмелится возразить автору (не согласиться с точкой зрения автора) ……

Учащемуся порой достаточно сложно «найти» аргументы для выражения своего собственного мнения по проблеме исходного текста и авторской позиции. В задании к части С сказано, что вы должны опираться на ваши знания, жизненный или читательский опыт.

Какие аргументы чаще всего представлены в сочинениях выпускников?

Чаще всего в сочинениях в качестве аргументов экзаменуемые приводят:

1. реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения);

2. свои собственные наблюдения и выводы (учащийся, обращаясь к событиям своей жизни, ссылается на факты, имеющие прямое отношение к доказываемому тезису)

3. предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях)

4. пословицы и поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, народную мудрость (в этом случае учащийся не просто «приводит пословицу» (это еще не аргумент), а раскрывает, комментирует ее, объясняет ее связь с тезисом);

5. примеры из художественной литературы;

6. примеры из исторической и научно-популярной литературы, очень многие выпускники используют знакомые по 9 классу материалы из сборника текстов для изложений (авторы: Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова, 21)

7. примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;

8. свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, в частности «Граждановедения», «Основ обществознания»

9. ссылки на «авторитет» (учащийся приводит мнениеизвестного уважаемого человека: ученого, специалиста по определенному вопросу);

При аргументации вы можете использовать следующие конструкции:

Приведем пример ….

Сошлемся, например, на ….

Возьмем в качестве примера ….

Сравним …..

Сопоставим …..

Во-первых, ……во-вторых….., в-третьих….

С одной стороны, …. С другой стороны ….., наконец ….

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда ….

Никто (из нас) не будет отрицать, что ……

Никто из нас не будет возражать против того ……

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых, …..

Ярчайшими примерами тому могут служить не только, но и …..

ЭТАП

Во-первых, вы должны помнить, что связность текста – одна из существенных характеристик любого текста. Чаще всего в нем используются различные типы связей, но наиболее распространена цепная связь. Это типы связей должны быть представлены и в вашем сочинении!!

Во-вторых, согласитесь: для того чтобы создать связный текст сочинения, вы сами должны хорошо знать формальные средства связности текста.

Речевая связность обеспечивается прежде всего:

- лексическим повторами (прямое повторение слова)

- однокоренными словами (однокоренные повторы)

- синонимами (в том числе – контекстные)

- антонимами (в том числе – контекстными)

- местоимениями

- наречиями времени, причины

- числительными

- вводными словами и сочетаниями

- союзами, частицами

- соотнесенностью видо-временных форм глагола

- порядком слов (в частности: синтаксическим параллелизмом, когда порядок слов в соседних предложениях одинаковый или «заркальный»; анафорой или эпифорой)

- вопросительными или побудительными предложениями ( мы называем их «переходными»)

- неполнотой присоединяемых предложений (парцелляцией)

То есть, существует целая система внутритекстовых связей!

Напомним:как правило, основными композиционными частями текста любого сочинения являются:

- вступление

основная часть

- заключение

О вступлении:написание вступления у многих тестируемых вызывает определенные сложности. И это не удивительно. Ведь во вступлении вам важно создать не просто определенный эмоциональный настрой. Вам важно и другое: ваше вступление должно быть лаконичным и иметь прямое отношение к сформулированной вами проблеме исходного текста!

О заключении:

А вот заключение в вашем сочинении обязательно!!

Именно заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации (микротекста-рассуждения), так и всего сочинения в целом!

Заключение, конечно, может быть разным. Как правило, в сочинениях тестируемых заключение – это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, в нем вы выражаете ваше личностно – эмоциональное отношение к авторской позиции.

Типовые конструкции, используемые в заключении:

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)

ТОЧНОСТЬ РЕЧИ

№ п/п Тип ошибки примеры Правильный вариант
Неточное словоупотребление    
А)   Б)     В) Ошибочное употребление слов, сходных по звучанию В этой музыке столько живности, что вся усталость проходит Живости (вместо живности)
Ошибочное употребление слов, схожих по значению Девушки во главе с Васковым получили задание задержать диверсантов. Одна за другой умирают девушки. Девушки погибают
Употребление слов, относящихся к одной предметной области Тысячи ленинградцев собрались у микрофонов. Собрались у репродукторов
Неопределенность, неконкретность: употребление вместо необходимого по смыслу слова, обозначающего видовое понятие, малоинформативного слова с широким значением На поляне мы увидели ель. Увидели старую (молодую) ель; ель с засыхающими (густыми) ветками.
Двусмысленность: нарушение коммуникативной точности речи (чаще всего при употреблении местоимений) Отец и сын сидели рядом и молчали. Он сказал … Отец нарушил тишину вопросом….или Сын начал разговор первым…

БОГАТСТВО РЕЧИ

№ п/п Богатство речи комментарий Примеры ошибок
Лексическое Слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо. (употребление одного и того же слова в рамках небольшого контекста)
Семантическое Появляется в разнообразии и обновлении словесных связей: имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте. Белоствольный ствол березы. (Употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов)
Синтаксическое богатство речи Появляется в использовании разнообразных синтаксических средств Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой. (однотипность, слабая распространенность синтаксических конструкций)

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ

№ п/п Вид речевого недочета Примеры из работ выпускников
Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом. Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворения.
Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление..
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша. Очень прекрасный..
Употребление рядом или близко стоящих однокоренных слов В этом рассказе рассказывается..
Неоправданное повторение слова Герой даже не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей трагедии.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили. Писатель отправился в гостиницу.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
Неудачное употребление личных и указательных местоимений Автор заставляет думать о последствиях своих поступков
Отсутствие связи между предложениями Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Помните, что на экзамене успешность выполнения заданий части С (разумеется, если вы предварительно овладели алгоритмом написания сочинения) зависит прежде всего от трех факторов:

А) вашего умения понять исходный текст;

Б) ваших фактических (фоновых) знаний, необходимых вам для написания введения (если оно у вас есть), комментария (концептуального), аргументации и заключения;

В) вашего умения создать за определенное время (методисты рекомендуют вам - 90 минут) текст, характеризующийся смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения и, безусловно, грамотностью.

ЭТАП

Что такое исходный текст и как с ним работать

Исходный текст – это небольшой текст объемом около 300 – 400 слов, посвященный этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников, например:

· Смысл человеческой жизни и предназначение человека;

· Связь поколений, проблема отцов и детей;

· Выбор профессии и реализация в ней;

· Судьба родины, ее прошлое, настоящее и будущее;

· Проблема сохранения родного языка;

· Проблема сохранения родной природы;

· Проблема сохранения исторических корней;

· Роль искусства, литературы в жизни человека.

Чтобы написать сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чем пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, о чем хочет убедить его, то есть правильно прочитать исходный текст.

ЭТАП

Теперь необходимо выявить и сформулировать проблему (проблемы) исходного текста.

Обратите внимание!!

Давайте определимся с терминами. Тема и проблема текста иногда могут и совпадать.

Тема– то, о чем говорится в тексте.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).

На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие виды проблем:

· Философские

· Социальные

· Политические

· Научные

· Экологические

· Нравственно-эстетические.

Проблема (какая) Проблема (чего) Автор заставляет читателя (что делать)
- злободневная - актуальная - острая - важная - серьезная - основная - научная - назревшая - наболевшая - главная - до боли знакомая - общественно значимая - межнациональная - спорная - неразрешимая - лени - совести - экологии - нравственного выбора - наследственности и воспитания - интеллигентности - назначения искусства - нравственной прочности человека - добра и зла - понимания национальных традиций и обычаев - духовного совершенствования человека - приобщения людей к чтению   - глубоко задуматься о чем (над чем?) - серьезнее относиться к чему - по-иному посмотреть на что - оценить собственную позицию - переосмыслить свое отношение к чему - лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы) - поделиться мыслями с кем о чем - с горечью понять что - оценить истинный масштаб чего

Автор ставит проблему чего?

Рассматривает Исследует Анализирует Формулирует

Наши рекомендации