Профессиональная этика журналиста

Лазутина Г.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА

Учебное пособие.

М.: Аспект Пресс, 2000.

Данное издание выпущено при поддержке института «Открытое общество» в рамках программы «Журналист в журналистике»

Настоящая книга – первое в нашей стране учебное пособие по данной дисциплине. Рассматривая проблемы профессиональной этики журналиста в контексте жизненных ситуаций, автор объясняет их с позиций новой концепции морали вообще и профессиональной морали в частности – концепции, основанной на понимании общества как саморегулирующейся системы

Предназначена для студентов факультетов журналистики вузов и колледжей.

Книга рекомендуется практическим работникам СМИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА С. 4.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Профессиональная этика журналиста как наука и практическая проблема С. 5.

ГЛАВА I. «Этично, морально, нравственно... Насочиняли всяких слов!»

Что такое мораль?

Для каждой профессии – «свой устав»?

ГЛАВА II. «Смешно говорить об этике применительно к самой конъюнктурной профессии!»

В чем суть журналистского дела?

Каков «возраст» журналистской морали?

ГЛАВА III. «Найти на писак управу могла только КПСС!»

Где «проживает» сознание группы?

Как профессиональная мораль действует в журналистике?

ВЫВОДЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессионально-этические представления, направляющие поведение журналиста С. 63.

ГЛАВА IV. «Профессиональная позиция?.. Не нужна она, раз есть у журналиста хозяин!»

Как складываются позиции?

Каково содержание профессионального долга?

Что стоит за понятиями «профессиональная ответственность»

И «профессиональная совесть»?

Кто поступается достоинством и честью?

ГЛАВА V. «Да ваших принципов пруд пруди!»

По каким критериям определяются принципы?

На все случаи жизни?

ГЛАВА VI. «Нормы – все равно что цензура!»

На чем строить отношения с адресатом?

Раскрывать источник или скрывать?

«Не навреди!» – что это значит?

Кто такой автор?

Кем создается «нравственный климат»?

Зачем регламентировать «игры с властью»?

ВЫВОДЫ С. 111.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РАЗДУМЬЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА С. 114.

ПРИЛОЖЕНИЯ: С. 116.

Международная Федерация журналистов. Декларация принципов поведения журналистов

Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм

Союз журналистов России. Кодекс профессиональной этики российского журналиста

Московская Хартия журналистов. Декларация

Хартия телерадиовещателей

Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений Кодекса профессиональной этики российского журналиста

Положение о Большом Жюри СЖР

Люди ждут от тебя правды. Но как ее постичь, если она таится в глубинах жизни, в глубинах человеческих отношений, а у тебя в распоряжении считанные часы и ты один в нелегком своем поиске? Никто не укажет тебе конкретных его путей, никто не разделит с тобой ответственность. Каждый твой шаг – собственное решение, собственный выбор. Ты делаешь его, ориентируясь на единственного советчика – Внутренний Голос, который в трудную минуту начинает властно звучать в твоей душе.

Раздумья после бесед

С учениками и коллегами

Над тем,

Что такое Внутренний

Голос,

Откуда он

И почему

Не каждому журналисту

Дано

его слышать.

СЛОВА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Автор учебного пособия считает своим долгом высказать сердечную признательность всем, кто так или иначе способствовал рождению этой книги:

коллегам по факультету журналистики МГУ, и прежде всего его декану Я.Н Засурскому, умеющему создать в педагогическом коллективе атмосферу человечности и творческого поиска;

коллегам по кафедре периодической печати, с которыми формально и неформально многократно обсуждались самые разные аспекты изложенного в данной работе материала;

коллегам из практической журналистики, принимавшим участие в обсуждении идей и оценок ситуации, сложившейся в журналистском корпусе России в настоящее время;

студентам факультета журналистики МГУ (в том числе слушателям спецотделения для лиц, получающих второе образование), во взаимодействии с которыми и формировалась концепция лекционного курса; а также Александру Кофанову и Роману Клепакову, выполнившим схемы 1 и 2;

членам моей семьи – их понимание, забота, моральная поддержка на всех этапах работы были для меня постоянным источником сил и вдохновения.

Особая благодарность – Институту «Открытое общество», стимулировавшему работу над учебным пособием и взявшему на себя финансовую поддержку издания.

Автор признателен и коллективу издательства «Аспект Пресс», в первую очередь его директору Л.В. Шилову, за конструктивный и творческий подход в подготовке книги к изданию.

Автор Октябрь 1999 г.

ОТ АВТОРА

«Профессиональная этика журналиста» – одна из самых молодых дисциплин в учебных планах факультетов журналистики российских вузов. Ее история едва насчитывает два десятилетия, причем последнее из них отмечено такими событиями в нашей стране, которые иначе, как потрясениями, не назовешь. По всей вероятности, этим и объясняется тот факт, что до сих пор по данному курсу не появилось ни учебников, ни учебных пособий. В педагогических целях приходилось использовать научные монографии. Значение таких работ трудно переоценить, однако решать с их помощью задачи учебного процесса весьма сложно. Ведь смысл занятий по профессиональной этике – не только в том, чтобы дать студентам необходимый теоретический материал. Курс призван помочь молодым людям глубоко осознать характер нравственных ценностей той профессиональной группы, в которую они готовятся вступить, и в соответствии с этими ценностями сформировать свою профессиональную позицию. Только так можно выработать у себя способность к самостоятельной нравственной ориентации, необходимой для того, чтобы наилучшим образом справляться с профессиональными обязанностями.

Предлагаемая книга – первый опыт учебного пособия, ориентированного на решение этих задач. Пособие полностью соответствует учебной программе курса «Профессиональная этика журналиста», разработанной автором, и содержит материал по всем ее разделам. Однако в подаче материала есть некоторые черты, не характерные для учебной литературы. Они не случайны.

Многолетний опыт работы со студентами подтвердил справедливость наблюдений и выводов психологии о том, что человек более всего открыт знанию, когда оно ему практически необходимо. Иначе говоря, запрос на знание рождают проблемные ситуации, требующие скорейшего решения. С обсуждения таких ситуаций и начинается в учебном пособии каждая глава. Названия глав персонифицируют проблемы, связывают их с конкретными персонажами, дабы и читателю захотелось включиться в разговор, почувствовать себя участником коллективного поиска истины.

Эпиграф пособия подсказан Сократом и Кантом – моими любимыми философами. Историки считают достоверным, что древнегреческий мудрец говорил в своих беседах о таинственном Внутреннем Голосе как высшем для человека нравственном авторитете (это упоминается в предъявленном философу обвинении). Сократ был одним из первых, кто услышал исходящее от разума человека, из его души веление гармонично сочетать в поведении свои интересы, свое представление о счастье с интересами общества.

Развитие этической мысли показало, что мораль – феномен более сложный, чем это виделось Сократу, но оно подтвердило ее главную особенность, открывшуюся ему: мораль руководит поведением человека через него самого. Голоса долга, чести и совести – вот они, проводники той заботы о жизнеспособности человечества, которую проявило мироздание, создавая социальную действительность. Кант писал по данному поводу... Впрочем, не будем спешить: о Канте нам предстоит особый разговор.

С обсуждения общих вопросов морали и начинается первая часть учебного пособия, хотя центром внимания в ней станут проблемы, связанные с возникновением профессиональной этики журналиста и механизмами ее влияния на журналистскую практику. Мы коснемся многих сторон журналистской деятельности, потому что моральное начало органически входит в любое из ее проявлений. Ведь необходимость нравственного выбора встает перед человеком такой профессии едва ли не на каждом шагу. Это и приводит к возникновению в структуре способа творческой деятельности журналиста особого звена, функция которого – моральная регуляция его профессионального поведения.

Цель второй части книги – подробно познакомить студентов с этим звеном, систематизируя профессионально-этические представления, вошедшие сегодня в обиход мирового сообщества журналистов в качестве профессиональных стандартов поведения, от которых во многом зависит успешность журналистского труда. Правда, некоторые видят в таких стандартах всего лишь «этические заморочки» и предпочитают не очень-то считаться с ними. Но это, как правило, те, кого не особенно заботит дорога к вершинам подлинного творчества.

Дело в том, что от глубины и полноты представлений о моральных стандартах (принципах, нормах, правилах) во многом зависит, насколько плодотворно и быстро будет формироваться у журналиста способность слышать веления долга. Патент на успех – именно в этой способности, ибо без нее не приходит профессиональная зрелость.

Отправимся же в путь, который поведет нас к главной цели – знаниям. Сами по себе они, конечно, высокий уровень нравственной культуры не обеспечат – для этого требуется долгая работа души. Но вот понять, почему звучит Внутренний Голос и когда удается его расслышать, несомненно, помогут. А он лучше всякого компаса ориентирует на нелегких профессиональных маршрутах. Документы, включенные в Приложение, – своего рода вехи на этом пути.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ГЛАВА I.

«ЭТИЧНО, МОРАЛЬНО, НРАВСТВЕННО... НАСОЧИНЯЛИ ВСЯКИХ СЛОВ!»

Что такое мораль?

Что такое мораль?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, можно заглянуть в словари, можно покопаться в серьезных монографиях, посвященных данному социальному феномену, тем более что интересной литературы по моральной проблематике много. Но не лучше ли для начала поискать ответ самому, в жизни? К помощи книг можно будет обратиться тогда, когда потребуется «сверить» найденный ответ.

Наблюдая за стаей журавлей, пересекающей осенний небосвод, нельзя не поразиться согласованности их действий. Четким клином летят они на высоте, делающей неразличимыми их длинные ноги и сильные серповидные крылья. Кажется, будто кто-то вычертил черной тушью этот удивительный клин, тщательно отмерив расстояние от птицы до птицы. Ориентируясь на вожака, они преодолевают тысячи километров, не сбиваясь с пути, и ни один журавль не делает попытки оторваться от стаи, найти себе собственный остров среди болот. Природа дала им инстинкт,повелевающий держаться на чужбине вместе, чтобы можно было выжить. И они действуют в соответствии с этим инстинктом.

Жизнь волчьей стаи так не отследишь, тем более что вместе волки собираются в основном зимой, когда добывать пищу в одиночку становится трудно. Однако охотники свидетельствуют, что и у волков в эту пору очень высокая согласованность действий. Широко известны наблюдения некоего господина Рикса за ньюфаундлендскими волками. Охотясь за оленями, они прибегают к уловке, основанной на «распределении обязанностей»: большая часть стаи прячется близ оленьих троп с подветренной стороны, а несколько волков приближаются к оленьему стаду с наветренной стороны. Спасаясь от них, олени в панике кидаются к привычным тропам, но тут-то и выскакивает из засады мощное подкрепление нападающим. Какому-то из оленей наверняка уготована гибель... Так что же: эта «производственная хитрость» волков (как, впрочем, и еще некоторых хищников) инстинктивна или выработана в опыте? Во всяком случае, она бесспорно подтверждает тот факт, что действия отдельных волков и коллективные действия стаи направляются общей нуждой: не дать ускользнуть добыче, «урвать» пропитание, выжить.

Современное природоведение утверждает, что многие млекопитающие, говоря словами натуралиста Альфреда Брэма, «живут обществами различной величины» и выполняют в них некоторые обязанности. Главная из таких обязанностей – быть вожаком. Тот, кому она достается, берет на себя заботу о безопасности всего стада, защищает его слабых членов, находит способы разрешения трудных ситуаций. Занять эту «должность» непросто: она всегда – результат победы над соперниками в упорных битвах. Как правило, вожаком оказывается старый самец, т.е. не только самый сильный, но и самый опытный в стае. Почему стая (или стадо) подчиняется ему? Да потому, что так запрограммировано природой: во имя выгоды каждого, которая одновременно является выгодой всех, – надо выжить.

У обезьян мы обнаруживаем новые особенности стадных отношений: эти животные очень чадолюбивы, способны сильно привязываться к тем, кто им делает добро, выручают попавших в беду товарищей, всегда готовы взять под свою опеку осиротевших малышей, а спасаясь бегством от более сильных врагов, стараются унести с «поля боя» не только своих раненых, но и убитых. Однако едва ли не самое интересное в жизни обезьяньих сообществ – характер наказаний, применяемых к тем, кто нарушает заведенный порядок вещей. Расшалившихся малышей наказывают за непослушание щипками, пинками, даже пощечинами. Взрослые же особи могут схлопотать за провинность более серьезные неприятности: их кусают, бьют, а то и «понижают в ранге», отдаляя от вожака. Похоже, что в опыте жизни обезьяньего стада, отмеченной растущей индивидуализацией особей, получают развитие некие дополнительные регуляторы поведения, призванные подкрепить инстинкт самосохранения биологического вида, который и задает согласованность действий внутри сообщества.

Как видим, мир «братьев наших меньших» достаточно отчетливо демонстрирует тот факт, что согласованность жизненно важных действий программируется природой как необходимое условие выживания того или иного биологического вида, выступающее одновременно условием выживания каждой особи. Но уже там просматривается определенная взаимосвязь: механизмы, с помощью которых это условие реализуется, способны развиваться вместе с развитием вида.

А теперь перенесемся мыслью в те неимоверно далекие (и долгие!) времена, которые можно назвать рассветным периодом человечества. Процесс формирования человека и общества был процессом вызревания новых отношений между организмом и окружающей его средой. Суть этих новых отношений заключалась в том, что они приобретали все более опосредованный характер: и вещественно-энергетические, и информационно-управляющие связи начали включать в себя принципиально новый элемент – продукты деятельности, которые использовались далее в качестве инструмента этой деятельности. Вещественно-энергетические связи теперь стали осуществляться посредством орудий производства, изготовленных с помощью примитивных орудий труда; информационно-управляющие связи – посредством продуктов переработки информации, текстов, создававшихся с помощью знаков (звуковых, жестовых и мимических, цветовых и графических). Появление во взаимодействии организма и окружающей его среды этих опосредующих звеньев означало не что иное, как возникновение человека и человечества. Что же отсюда следует?

Главным средством обеспечения выживаемости нового биологического вида «человек» становится труд. Однако винформационной программе этого вида труд задан природой лишь постольку, поскольку заданы определенные потребности и способности человека. Генетическая программа биологического вида «человек» выступает в данном случае только как фактор, предопределяющий возможности создания новых средств регуляции поведения – информационных программ, вырабатываемых самими людьми на основе отражения ими, их психикой окружающей их реальности. Когда у человека возникает необходимость самостоятельно программировать свои действия, эти возможности реализуются. В результате резко возрастает степень свободы индивида по отношению к общности, в которую он входит.

Данное обстоятельство имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, индивид обретает способность создавать новое и тем помогать развитию своей общности. С другой стороны, он становится опасен для общности, поскольку может нарушить согласованность действий соплеменников, которая по-прежнему остается и для него самого, и для общности генетически заданным условием выживания. Причем условием тем более важным, что появляется неведомая ранее и в высшей степени существенная сторона бытия, требующая такой согласованности, – производственная деятельность.Спасительным для возникающей социальной жизни служит то обстоятельство, что процесс выработки индивидуальных информационных программ одновременно выступает процессом выработки специфической информационной программы общности. Иначе говоря, в становящемся человеческом обществе одновременно с формированием сознания индивидови через сознание индивидов идет формирование общественного сознания.

Представим себе, как это могло быть. События, которые переживала общность, совершались на обозримом пространстве и касались всех. Если от действий кого-то из своих членов общность выигрывала, то выигрывали все; если несла урон, то урон сказывался на каждом. Следовательно, представления, стихийно возникавшие у человека, не были произвольными. В них отражалось одно и то же происходящее, имевшее для них одинаковое значение, и это значение оказывалось их общим ориентиром: надо действовать так! В дополнение к безусловным рефлексам, получаемым с рождения, человек обретал условные рефлексы, формирующиеся в опыте. Возникали привычки, обычаи, традиции, отмеченные знаками «надо» или «не надо». На протяжении столетий складывались нравы.

Пройдет еще много-много лет, прежде чем «точки отсчета» этих «надо» или «не надо» получат научные обозначения: счастье, смысл жизни, благо, добро, зло. В тот же далекий период они, скорее всего, существовали для людей в виде определенных действий и образов этих действий. Но поскольку образы были однотипными (с однотипным смыслом), постольку они поддавались «обобществлению», т.е. становились общими, и в таком качестве закреплялись с помощью складывавшегося языка в обиходе всех, воздействуя на уклад жизни и соответственно формируя отношения членов общности.

Таким образом, сам характер возникновения сознания определил то, что составило одну из ключевых особенностей человечества: на заре социальной жизни образовался принципиально новый механизм поддержания согласованности действий в общности,основанный на совпадении интересов и доброй воле ее членов. Он имел ценностную природу и представлял собой особую область складывавшихся общественных отношений.

В обстоятельствах, характерных для первых ступеней человеческого общества, этот механизм был достаточно надежным. Однако последующее усложнение жизненных обстоятельств, многократно описанное в науке, влекло за собой ситуации, когда между интересами общности и индивида (или групп индивидов) возникали противоречия, не поддающиеся разрешению на добровольной основе. Найденный ранее механизм устранить их не мог. Но путь, вызвавший к жизни этот первичный механизм, оказался плодотворным и для создания новых, дополнительных механизмов поддержания согласованности действий. В частности, дабы справиться с тем, что стоит за представлением о «не надо», начали складываться отношения принуждения,выступавшие в качестве антитезы (противоположности) отношениям доброй воли.В оформлявшемся сознании индивида они запечатлевались в виде представлений о требованиях общности (чаще всего пока еще в лице вожака) придерживаться определенных вариантов поведения под давлением «отрицательных санкций». А в устанавливавшейся общественной практике эти отношения претворились в создание аппарата для осуществления таких санкций.

Человеческое общество заявило таким образом о себе как о кибернетической системе повышенной степени надежности. Устойчивость этой системы обеспечивается не только генетической программой вида, но и взаимодействием еще двух регулятивных структур (в XX в. ученые назвали их «переплетенными контурами регулирования»). Одну из них образуют автономные отношения бытия и сознания (контур саморегуляции),другую – отношения между властью, обязанной представлять интересы общности, и массами, т.е. совокупностью составляющих общность индивидов (контур управления).Исходными элементами этих структур выступают те механизмы поддержания согласованности действий, о которых мы только что говорили. Они, надо полагать, и есть зарождающаяся моральи зарождающееся право, возвещающее о формировании государства.

Пора, однако, оставить наших далеких предков. Свидание с ними было необходимо, чтобы представить себе естественный ход возникновения морали. Но с тех времен утекло столько воды, человечество так разрослось, бытие его так усложнилось, что немудрено усомниться: действуют ли и поныне механизмы поддержания согласованности человеческих действий, сложившиеся несколько тысячелетий назад?

Оказывается, действуют. Разумеется, развиваясь вместе с обществом, они тоже достигли высокой степени сложности, утратив свой первоначальный примитивно-прагматический характер. Однако сохранилось главное – их роль и функции в регулятивных структурах общества. То помогая друг другу в разрешении общественных проблем, то вступая друг с другом в противоречие, они продолжают «работать».

Схема 1

Схема 2.

ГЛАВА II.

«СМЕШНО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТИКЕ

ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОЙ КОНЪЮНКТУРНОЙ ПРОФЕССИИ!»

Показав одному из коллег текст документа на английском языке, я спросила его, как лучше перевести название: «Декларация принципов журналистской этики» или «Декларация принципов поведения журналистов». В ответ он хмыкнул, пожал плечами, потом все-таки высказался:

– Какое это может иметь значение?.. Смешно говорить об этике применительно к самой конъюнктурной профессии! Ты же не будешь спорить, что наш брат поставлен в условия, когда поневоле жизнь видишь такой, какой ее хочет видеть хозяин твоей газеты! Если уж на то пошло, так профессиональная этика, по-моему, для того и придумана, чтобы оправдывать аморальность. У врачей она оправдывает ложь, а у нас конъюнктурность. Ты посмотри: сколько редакций – столько этик, одна другой «краше». Я, например, знаю редакционный коллектив, где в кодексе есть даже такая «норма»: «Если сенсации не случилось – создай ее. Раздуй из простого факта. Из искры, между прочим, возгорается пламя!»

Если честно признаться, передо мной тоже не раз вставал вопрос: а есть ли вообще сегодня единые этические основания профессии журналиста?! Причин для таких сомнений немало. Тут и идеологический плюрализм (для нашей страны еще совсем не привычный), и политическое размежевание в журналистских кругах, и новые экономические условия, в момент изменившие «знак собственности и зависимости средств массовой информации на прямо противоположный», и появление на телеэкранах шокирующих многих эротических программ, и возникновение новых для России конца XX в. типов изданий – бульварных и элитарных газет и журналов...

Слова коллеги подлили масла в огонь, и я подумала: может быть, ставшие модными разговоры о неизбежности релятивизма, относительности положений журналистской этики – знак истины, с которой надо смириться?..

ГЛАВА III.

«НАЙТИ НА ПИСАК УПРАВУ МОГЛА ТОЛЬКО КПСС!»

Начался этот спор с того, что я во время беседы с друзьями к слову упомянула пару фраз, сказанных мне молодой журналисткой, недавно вернувшейся из Америки (она пять лет работала там по контракту в одной из радиовещательных компаний). «Что меня удивило, – говорила она, – так это их отношение к этике. Знаете, насколько у них там с этим лучше?.. Они, конечно, тоже нарушают свои кодексы, не без того. Но это считается у них неприличным!»

В ответ неожиданно разразилась буря:

– А что означает для них «неприлично»?

– А больше сказок она не привезла?

– А у нее все в порядке с адекватностью восприятия?

И так далее в том же духе. Я оскорбилась за свою бывшую студентку, поэтому довольно резко прервала бурный поток эмоций.

Тогда в разговор вмешался единственный в нашей компании нежурналист – радиоинженер, прибившийся к нам неизвестно почему и неизвестно зачем, но очень нам полюбившийся. Так вот он произнес, повернувшись ко мне:

– Ну, чего взорвалась? Не знаешь, что ли, своих коллег? Этот народ все на свой аршин меряет. А аршин-то у него нестандартный. Разве указ ему какие-то там американские кодексы? Ему и наши-то для забавы... На вас, расейских писак, только КПСС могла управу найти!

Развеселились, конечно...

А мне этот нестандартный аршин и по сей день не дает покоя. Неужели и в самом деле мы не восприимчивы к чужому опыту, даже если он нам необходим? И главное, он же не «их» изобретение, этот опыт. Просто – сложившаяся профессиональная мораль в действии. Может, если точно понять механизм ее действия, то станет интересен и опыт, а «управа» найдется сама собой?

ВЫВОДЫ

Итак, сделаем краткие выводы.

1. Мораль возникает вместе с человеческим обществом как кибернетической системой новой степени сложности и представляет собой принципиально новый механизм обеспечения согласованности действий в общности, – механизм, призванный поддержать в новых условиях генетическую установку на выживаемость биологического вида «человек».

В отличие от права, зародившегося в качестве инструмента разрешения противоречий посредством принуждения, мораль формируется как инструмент предупреждения противоречий. Ее сущность составляет добрая воля индивида к согласованию своих действий с общими интересами. Эта добрая воля изначально обусловлена тесной связью между обстоятельствами выживания индивида и общности, близостью их витальных интересов. Она восходит к общим «точкам отсчета» таких интересов, фиксируемым в общественном сознании на том или ином этапе развития социума в виде определенных ценностей, и действует с непреложностью общего нравственного закона.

Проявляет себя этот общий нравственный закон через систему внутренних побуждений человека, воспринимаемых им как голоса долга, ответственности, совести, достоинства и чести. Вместе с психологической установкой на выполнение велений, исходящих от «голосов», эти внутренние побуждения образуют достаточно надежный инструмент для реализации нравственного закона. Таким инструментом является моральная установка личности.

Моральная установка складывается на ранних этапах социализации человека при взаимодействии его с непосредственным окружением, подобно тому, как она складывалась у перволюдей в момент формирования моральных отношений социума. Зависимость от окружения предопределяет разный уровень соответствия моральной установки конкретных людей общему нравственному закону и, как следствие, разный уровень их моральности. Для общества это оборачивается известными сложностями и вызывает стремление к «перевоспитанию» тех своих членов, у которых моральная установка не соответствует такому закону. Однако повышение уровня моральности личности, совершенствование моральной установки – дело в высшей степени трудное. Без желания и усилий самого «отрицательного персонажа» оно неосуществимо. Роль социальной среды в данном случае состоит в создании условий, способных побудить человека к самовоспитанию.

Еще один очень важный момент: в развитом обществе моральные отношения структурируются соответственно основным проявлениям его жизнедеятельности, образующим три относительно самостоятельных области: сферу труда, сферу быта и сферу гражданских отношений. По этой причине в моральной установке личности определяются три относительно самостоятельных блока побуждений: блок трудовой, блок бытовой и блок гражданской морали. Но все они ориентированы на реализацию в специфических условиях общего нравственного закона.

2. Профессиональная мораль возникает в процессе общественного разделения труда как механизм, обеспечивающий согласование интересов профессиональных групп и общества, и существенно отличается от трудовой морали.

Трудовая мораль направлена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношение человека к труду – независимо от рода деятельности – на основе моральной установки, несущей в себе общий нравственный закон и обеспечивающей его выполнение. Профессиональная же мораль определяет отношения с обществом отдельной профессиональной группы и формируется на базе профессионального сознания этой группы. Ориентируя трудовое поведение специалистов на некие стандарты личностных и групповых проявлений, сложившиеся в виде одной из сторон способа деятельности и зафиксированные в той или иной форме профессиональным сознанием групп, профессиональная мораль опирается на общую моральность человека. Однако предписания профессиональной морали не имеют императивного характера. Она формулирует для индивида именно ориентиры, рекомендации, способные регулировать его поведение через самостоятельный моральный выбор, причем регулировать настолько, насколько позволяют его общая моральность, достигнутый уровень профессионализма и реальные условия деятельности.

Случаи, когда моральный выбор в ходе деятельности осуществляется специалистом на базе принятых стандартов автоматически, означают, что данный член трудовой группы достиг в своем профессионально-нравственном развитии высшей отметки: у него сложилась дополнительная, профессионально ориентированная моральная установка, согласующаяся с основной моральной установкой, а главные профессионально-нравственные ориентиры обрели силу императивов.

3. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).

Теоретическая этика изучает сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека. Уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества.

4. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.

Потребность в таких стандартах для разных видов деятельности различна, поэтому формирование профессиональной этики идет неравномерно и на протяжении длительного исторического периода автономно от общей этики. Фактически только в последнее столетие профессиональная этика осознала свои глубинные связи с общей этикой и стала развиваться как ее часть, расширив свой предмет и круг задач таким образом, что внимание исследователей сосредоточилось и на разработке теоретических аспектов профессиональной морали.

5. Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую, завершился же он лишь на рубеже XIX и XX вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования.

С тех пор процесс кодификации норм поведения, сопровождаемый развитием внутрикорпоративного контроля за их соблюдением, становится постоянной линией борьбы журналистского содружества за единство профессионально-нравственной позиции в своих рядах. Тем самым он оказывается и формой борьбы за незыблемость общественного значения журналистики, за высокий авторитет и престиж профессии.

Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных отношений как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цепь его – не принуждение, а побуждение. Внимание корпорации к поведению того или иного специалиста предполагает помощь ему в осознании связей между ним как членом профессионального содружества и обществом, между его деятельностью и жизнью социума, между моральными ценностями общества и профессионально-нравственными ценностями.

В странах с развитыми демократическими традициями профессиональная мораль журналистской общности существует в виде взаимодействия надличностных и личностных форм профессионально-нравственного сознания трудовой группы, индивидуального профессионального поведения и корпоративной реакции на него, коллективного поведения и реакции на него отдельных членов группы. Вследствие этого профессиональная мораль оказывается и средством укрепления внутрикорпоративных связей, и средством оптимизации отношений журналистики с обществом, и стимулом к дальнейшему развитию способа журналистской деятельности.

В случаях, когда в механизмах саморегуляции со

Наши рекомендации