После разрушительного пожара
Используя специальное оборудование, рабочее начали сносить полуразрушенные огнем стены здания АВС. В результате пожара три человека погибли, шестеро получили ожоги. Его причины пока не установлены. Пожар начался в четверг на рассвете и сразу охватил большое здание АВС на пересечении улиц Мейпл и Локуст. Представители пожарной службы сообщили вчера, что причиной пожара могло быть короткое замыкание в электросети.
Заметьте, что в подписях к фотографиям нет таких ненужных фраз, как “см. фото вверху” или “см. выше”.
Редактирование материалов:
Руководство для стражей
Статья из брошюры Американского института
печати “Как эффективно писать и редактировать
статьи”. Печатается с разрешения.
Редакторы материалов – верные стражи газеты, они охраняют ее от ошибок, опущенных фактов, оставшихся без ответов вопросов, грамматических ошибок, многословия, отсутствия ясности, плохого вкуса и рискованных заявлений.
Ни один материал не может быть опубликован без редактирования хотя бы одним человеком (не автором). В больших газетах материал до публикации нередко редактируется тремя-четырьмя редакторами.
В зависимости от тиража и структуры газеты материал проходит через руки самых разных редакторов: выпускающего редактора, младшего редактора, давшего журналисту задание, редактора раздела, редактора новостей и, в особо важных случаях, материал редактируют редактор-распорядитель и главный редактор. Поскольку в данном случае функции всех этих редакторов одинаковы, все они в этой главе будут называться выпускающими редакторами.
Опытные редакторы предлагают следующие советы по редактированию материалов:
- Прежде чем начинать править материал, прочтите его до конца – нужно понять, что пытается сказать автор.
- Убедитесь, что структура материала разумна, т. е. что материал скомпонован правильно. Решите, что является самым главным вопросом. Если репортер не сумел вывести этот вопрос в лид статьи, верните материал на доработку или, если с автором трудно связаться, сделайте поправки сами. Это относится в основном к информационным сообщениям, а не к очеркам, где главный вопрос может не выноситься в первые абзацы.
- Уплотняйте материал. Подумайте, какие его части могут быть сокращены, если это понадобится. Все сокращения делайте в последнюю очередь, когда будете твердо знать, что именно подлежит сокращению.
- Переставляйте слова, улучшайте обороты, приглаживайте предложения, вносите другие изменения, которые сделают материал более привлекательным. Особое внимание уделите лиду.
- Убедитесь, что на все резонные вопросы даны ответы. Если этого не сделано, попросите автора сделать необходимые дополнения или, если это неосуществимо, попробуйте сами найти ответы и дополнить ими материал.
- Убедитесь, что материал справедлив, что в нем представлены несколько точек зрения, что обвиняемая или критикуемая сторона имеет шанс возразить, что абстрактные вопросы рассмотрены на конкретных примерах.
- Относитесь скептически к любому факту в материале. Нужно знать, какой репортер надежен, какой – безответственен. Взвесьте вероятность того или иного утверждения – выглядит ли оно правдоподобным? Займитесь арифметикой. Если колонка чисел должна давать в сумме столько-то, проверьте, так ли это. Проверьте, правильно ли указаны имена, фамилии, инициалы, титулы и должности, членство в политической организации, даты, время, место и предыстория события, адреса, суммы денег, юридические обвинения.
- Упрощайте материал. Заменяйте длинные, сложные предложения простыми.
- Объясняйте. В материале не должно быть ни одного слова, выражения или предложения, которые могли бы показаться читателю непонятными.
- Не нужно слишком часто ссылаться на источники. Но спорная или противоречивая информация должна сопровождаться такими ссылками обязательно.
- Проверьте логичность связывающих абзацев – избегайте внезапных скачков мысли в материале.
- Проверьте грамматику. Исключайте жаргон, причудливо звучащие выражения, языковые штампы.
- Приведите материал в соответствие со стилем газеты (единообразие в употреблении сокращений, правил орфографии, заглавных букв и т. д.).
- Не щадите “обязательный”, но скучный материал. Снимая любое лишнее слово, предложение или абзац, вы высвобождаете газетную площадь для более интересных материалов.
- Со всем тем, что упомянуто выше, работайте скальпелем, а не топором. Вы – редактор материала, но также являетесь и другом журналиста, его написавшего. Если у журналиста свой, особый стиль, уважайте и сохраняйте его, насколько это позволяет здравый смысл.
Трения между редакторами и журналистами неизбежны. У редактора есть основания брюзжать, когда журналист приносит материал явно слабее предыдущего. Тем самым редактор способствует профессиональному росту журналистов.
С другой стороны, журналисты по понятным причинам сердятся, когда редакторы радикальным образом изменяют материал, не возвращая его на доработку, хотя время позволяет, и не объясняют, почему эти изменения были сделаны. Между тем подобные объяснения являются частью процесса обучения журналистов, и редакторы обязаны быть терпеливыми учителями.
Иногда редакторам приходится править материал в отсутствие автора – когда он на задании или его нет по другим причинам. Редакторам следует отработать систему, позволяющую в большинстве случаев связываться с журналистами по телефону – если они дома, в ресторане и т. д.
Такая система сводит к минимуму возможность того, что журналист откроет газету и, краснея от гнева, обнаружит, что его опубликованный материал имеет весьма отдаленное сходство с оригиналом, отданным им редактору.
И все-таки, невзирая ни на какие внутренние трения, выпускающий редактор всегда должен стоять на страже интересов газеты и интересов читателя.
БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ КРИТИК
Хороший редактор должен представлять собой некий парадокс: с одной стороны, благожелательно относиться к тому, что пытается написать журналист, с другой – придирчиво оценивать результаты его труда.
Идеальный редактор никогда не станет переписывать материал в том ключе, как мог бы на эту же тему написать он сам. Редактор предполагает, что тот, кто давал задание журналисту, одобрил общий подход к теме. И первейшая задача редактора – принять все меры к тому, чтобы этот, подход заработал.
Роберт Фелпс
(из бюллетеня Американского общества редакторов газет)