Как писать редакционные статьи

Поставьте себе цель не столько написать редакционную статью, сколько сказать что-то о чем-то. Тот стиль, который получается у вас наиболее просто и естественно, и будет лучшим. Следование этому правилу может потребовать многократного переписывания. Если ничего не выходит естественно, вспомните старые правила хорошего письма: будь понятен, прост и откровенен (кроме тех редких случаев, когда эти правила могут быть нарушены).

Попробуйте писать редакционную статью, как бы адресованную конкретному человеку – официальному лицу, пенсионеру с Мейн-стрит, вашей тетушке Матильде, сердитому молодому человеку. Перечитайте, перепишите и, если необходимо, забудьте. Не давайте авторской гордости соблазнить вас на публикацию того, что вы не продумали и не прочувствовали.

Проверяйте, редактируйте. Дайте отредактировать (или хотя бы прочитать) материал кому-нибудь другому. Главный признак хорошего редактирования – это то, что материал становится короче, а не длиннее. Иногда полезно отложить материал на день и затем просмотреть снова. Лучше написать проект статьи, чем обсуждать ее идею с редактором или репортером. Множество редакционных статей были “заговорены” таким образом. Прочитайте статью вслух – она должна хорошо звучать.

Пишите с чувством, редактируйте с осторожностью, не сглаживая (может быть, даже оттачивая) углы. Не бойтесь раскованности, эксцентричности, своеобразия – как в стиле, так и в содержании. Среди предсказуемых редакционных статей хороших найдется очень мало. Попробуйте рассмотреть какое-либо событие глубже, чем это делается в новостях, раскройте чью-либо позицию, философию или гибель, скрытую под скорлупой события.

Один из широко известных способов работы над редакционной статьей может быть назван неоклассическим циклом: предложите мнение, документально обоснуйте его, проиграйте его варианты, затем еще раз сформулируйте его в конце. Существует и другой способ: постановка проблемы и определение предпочтительного решения. Моей любимой системой является “sure-fire” (“безошибочная”, “верняк”). Пишите о том, что вас интересует больше всего, что вы знаете лучше всего, в чем более всего уверены. Собирайте информацию, цитаты, аналогии по таким темам. Как тот парень, который сначала стрелял, а потом рисовал цель вокруг дырки от пули, вы будете вызывать удивление частотой попадания своих статей “в десятку”.

О чем необходимо помнить

Остерегайтесь конфликтов интересов или видимости таковых. Чем меньше город, тем труднее редактору быть от них в стороне. Помните, как говорить “нет”. Помните также, что редакционная статья может и хвалить. Не делайте ее одной сплошной жалобой. Если газета и ее штат невелики, о редакционной статье можно думать в последнюю очередь, но все-таки не стоит делать из нее заполнитель пустоты в газете.

Обсуждая новости дня, сформулируйте ваше мнение о них. Понадобится некоторое время для осознания и “утряски” событий, только после этого можно приступать к статье (этому совету я и сам не прочь когда-нибудь последовать со всей душой). Необходимость “исследования” не должна подменять редакционную статью.

Будьте честными даже в пылу риторики. Как можно сильнее критикуйте свою статью еще до того, как она будет напечатана, и перерабатывайте ее соответственно. Потом вы порадуетесь этому. Не стоит “стряпать” материал, даже если это иногда и выходит неплохо. В этом деле искусство преходяще, а муки совести – вечны. Атакуйте сильнейшие стороны того, против чего вы выступаете, а не слабейшие. Не сберегайте ваши мощнейшие удары для какого-нибудь беззащитного служащего, конфликтующего с президентом местного банка. Читатели сразу поймут, в чем тут дело.

Будьте своеобразны в стиле, метафорах, влиянии, но не в способах ведения споров. Будьте жестки в убеждениях, но не к людям. Оживите забытое искусство выражения цивилизованного несогласия. Печатайте поправки и исправления и называйте их именно так -“поправки” и “исправления”, а не “разъяснения”, “дополнения” и т. д. Это больно, но болит недолго.

Остаток страницы

Хорошая редакционная статья – предпосылка хорошей редакционной страницы, но это не все. Нужен еще эффектный, активный заголовок. Избегайте мертвых, трафаретных заголовков-ярлыков (“Из зала суда”), используйте глаголы, идиомы, вопросы (“Где угодно, только не здесь!”). Достоинство не предполагает скуки.

Если газета не считает, что она обладает монополией на истину, ее редакционные статьи должны согласовываться с остальными материалами, в которых выражены различные мнения. Дайте читателям сбалансированное “ассорти” мнений из различных источников -колонок новостей, карикатур, материалов приглашенных авторов. Чем ближе содержание газеты к местным новостям, тем лучше для нее. А талантливый местный карикатурист – это просто находка для газеты.

Главная задача – сделать всю редакционную страницу привлекательной и полезной для читателя. Страница должна быть респектабельной по содержанию и оформлению. А быть респектабельной по отношению к читателю – значит, помимо всего прочего, привлекать и удерживать его внимание. Но, оформляя страницу, не увлекайтесь технической стороной работы – графикой, макетированием и т. д. Помните о том, что главная задача этой полосы – представить четко сформулированное мнение, особенно мнение газеты.

Не забудьте уделить внимание колонке писем. Обильный поток писем в редакцию – верный знак того, что редакционные статьи о чем-то говорят читателю. И чем больше вы печатаете читательских писем, тем больше вы будете получать их в дальнейшем. Это усиливает демократический процесс.

Наши рекомендации