Становление радиовещания в европейских странах и США.
Газетчики скептически отнеслись к появлению радио. Но РВ развивалось стремительными темпами. Количество радиоприемников, не превышавшее нескольких тысяч в 1920 году, возросло до 36 миллионов в 1933. К этому времени РВ велось уже в 73 странах, число слушателей достигло 140 миллионов человек.
Еще в 1915 Германия организовала службу радионовостей для зарубежных стран. Поскольку телеграф находился под контролем союзников Германия использовала радио. Новости передавались азбукой Морзе. Это был первый опыт инновещания.
В 1922 в той же Германии началось голосовое вещание на Померанию и Верхнюю Селезию. Раньше других иновещание начали страны с колониальными интересами.
В 1927 Голландия начала транслировать передачи на Индию, в 1931 – Франция на Африку. В мире разгорелся спор за территории охвата радиовещанием, используемым в то врем для пропаганды. Так началась “радиовойна”.
В 1931 в Польше близ Кракова был установлен самый мощный передатчик в мире – 120 кВт. Германия и Польша посредством радио спорили о Верхней Силезии. Вскоре стороны заключили своеобразный “пакт о ненападении посредством радиовещания”.
В США еще в 1924 появляются даже исследовательские работы, посвященные роли новейших видов связи во внешнеполитических отношениях. 25 мая 1924 под покровительством Панамериканского союза вышли в эфир первые передачи для стран Латинской Америки. В 1935 Всемирный радиовещательный фонд, существовавший на деньги Рокфеллера, начал трансляцию передач для населения Европы. Вещание велось на 6 языках, 75% программ специально разрабатывались лингвистами. Готовясь к “радиовойне”, которую уже вели Германия, Италия и Япония, США создает центр по прослушиванию.
В середине 30-х в конгрессе США обсуждается законопроект о создании правительственных коротковолновых станций для вещания на зарубежные страны. Для снабжения пропагандистскими материалами частных станций создается специальная группа.
Февраля 1942 из радиостудии в Нью-Йорке были выпущены передачи на немецком и итальянском языках. Они шли от имени правительства, а радиостанция, подготовившая их, называлась “Голос Америки”.
Монопольным правом на внутреннее вещание в Англии обладала частная BBC. Культурные и спортивные программы BBC ретранслировались внутренним РВ США, Австралии и Скандинавских стран.
В районе Средиземного моря и ближнего Востока призошло столкновение интересов Англии и Италии. Англия победила. В 1938 был заключен договор, предусматривавший, что “Италия воздержится от подрыва английских позиций в странах Арабского Востока с помощью пропаганды”.
К середине 1941 BBC передавала ежедневно до 72 информационных бюллетеней на 30 языках, охватывая весь мир. BBC снабжала радиоинформацией Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Китай, Южную Африку, Малайзию, Гонконг, Найроби, несколько западно-африканских станций и 72 радиостанции в Америке.
К моменту фашистского переворота в январе 1933 Германия имела одну из лучших в мире сетей радиостанций. На их базе было создано “Германское радиовещательное общество”. В1933 началось РВ на Северную Америку, Африку и ЮВ Азию, в 34 – на Латинскую Америку и Вост. Азию, в 35 – на Ю Азию и Центральную Америку, в 39 – на Бразилию и арабский мир. Передачи велись на семи языках для 8 геополитических зон. “Радиовойна” велась Германией практически во всем мировом эфире.
Развитие радиовещания в США
США - страна, где частный бизнес безраздельно властвует в сфере радиовещания.От крупнейшей монополии ABC (American Broadcasting Company) зависит 900 мелких радиостанций, к другой корпорации CBS (Columbia Broadcasting System) принадлежит 224 более мелких радиостанций. NBC контролирует 234 станции, MBC - 428. С первых лет своего существования американское радио, переданное в руки частных предпринимателей, превратилось в весьма прибыльное дело. Лицензии на радио добывались с боем.
В результате правительство вынуждено было создать в 1934 г. специальное учреждение по регулированию радиобизнеса - Федеральную комиссию связи (ФКС). Эта комиссия установила, что каждый радиопредприниматель должен получить разрешение - лицензию на открытие передатчика и выполнять определенные правила, касающиеся содержания передач, рекламы и т.д. Одной компании не разрешалось иметь больше семи коротковолновых, шести ультракоротковолновых радиостанций и пяти телевизионных станций. Также в одном городе в одних руках не может быть больше одной радиостанции и одного телепередатчика.
Сейчас в США функционирует свыше 7 тыс. частных радиостанций и около 700 ТВ компаний. И все они находятся в зависимости от 80 монополистических объединений.
Растущее подчинение эфира и экрана интересам рекламного бизнеса заставило некоторых администраторов из Федеральной комиссии связи выступить в 1963 г. с законопроектом об усилении правительственного контроля над радиовещанием. Федеральная комиссия пыталась добиться полномочий регламентировать время рекламных передач. Но в американском конгрессе этот законопроект не приняли. В последующие годы комиссия пыталась принять меры против усиления влияния трёх крупнейших корпораций - ABC, NBC, CBS.