Психологическая коррекция как одно из направлений деятельности психолога

Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно вклю­чает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

— групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— тренинговые занятия с педагогами и специалиста­ми ДОУ;

— индивидуальные занятия с одаренными детьми;

— занятия по психологической подготовке детей к школь­ному обучению;

— тематические занятия с родителями (например, обу­чающие семинары).

С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В.Дубровиной. М„ 1998.


психологическая коррекция как одно из направлений деятельности психолога - student2.ru

Построение индивидуальных образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и воз­можностей конкретного ребенка.

В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дефицитар-ной1 функции. Необходимо с первых этапов работы ори­ентироваться на возможные достижения в процессе кор­рекции. В этом и заключается единство коррекции и раз­вития.

Залог успеха коррекционно-развивающей деятельно­сти — правильно выявленная причина той или иной про­блемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.

Виды нарушений развития ребенка-дошкольника2:

1. Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).

2. Нарушения, вызванные систематическим негатив­ным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонен­тов психики.

3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.

4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
Такая классификация деятельности в рамках коррек-

ционно-развивающего направления требует учитывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возра­ста невозможно полноценное психотерапевтическое воз­действие, в связи с чем практический психолог ДОУ впра­ве использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что концептуальными основаниями деятель­ности психологической службы являются достижения оте­чественной психологической школы, а большинство тех-

1 Дефицитарная функция.— определенная область какой-либо
из сфер личности, характеризующаяся низким уровнем раз­
вития.

2 На основе классификации Е. И. Рогова.


психологическая коррекция как одно из направлений деятельности психолога - student2.ru

ник разработано в зарубежной. При выборе средств кор-рекционного воздействия необходима уверенность в при­чинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в вы­боре диагностических методик, в коррекционно-развива-ющем направлении ориентиром являются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно пре­дусматривать приоритет игровой формы, а целевая уста­новка должна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 1.

Такой спектр проблем требует наличия обширного ба­гажа средств (схема 2).

В процессе подготовки детей к школе необходимо де­лать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить не­стандартные творческие решения, грамотно и связно раз­говаривать, удерживать необходимое время свое внима­ние и т. д. Приоритет в развитии операциональных на­выков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к уче­бе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.).

1 Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.

Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их актив­ное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.

Наши рекомендации