Ведущие публицисты Великой французской революции.

Великая французская революция (1789-1793) дала мощный импульс развитию журналистики во Франции. Если вся история французской периодической печати за 1631-1788 гг. насчитывала 350 наименований различных публикаций, то эту цифру превысило количество одних только парижских газет, вышедших за вторую половину 1789 года. В последнее десятилетие XVIII века во Франции появилось 1,5 тысяч новых изданий. Во Франции фактически была отменена цензура. 24 августа 1789 года была принята «Декларация прав человека и гражданина», в которой, в частности, провозглашалось: «Свободный обмен идеями и мнениями есть одно из самых драгоценных прав человека. Любой гражданин может свободно говорить, писать, печатать, не злоупотребляя этой свободой и не переходя тех границ, которые установлены законом».

После отмены цензуры во Франции наблюдается небывалый всплеск газетной периодики, повысился общественный статус журналиста. В год начала революции один из наиболее ярких ее деятелей Камиль Демулен писал: «Ну вот я и журналист, и это довольно неплохая роль. Это больше не презираемая, продажная профессия, рабыня власти. Сегодня во Франции именно журналист <…> выносит свою оценку Сенату, сенаторам и самому правителю».

С началом революции в стране зарождается политическая печать. Газеты и журналы становятся трибуной для выражения общественного мнения и эффективным средством контроля над властью. С другой стороны, власти сами стремятся использовать печать для более эффективного управления обществом.

Все газеты революции распадались на три категории:

- полемические (политические),

- информационные;

- смешанные.

Граф Виктор_Рикети Мирабо выпустил 4 мая 1789 года газету «Генеральные штаты», которая, благодаря резкой критике королевского правительства, сразу же достигла неслыханных тиражей (12 тысяч экземпляров). Газета была запрещена, что, в свою очередь, вызвало резкий протест парижских избирателей, потребовавших незамедлительного введения абсолютной свободы печати. В этой обстановке Людовику XVI все-таки пришлось пойти на уступки и разрешить газетам писать обо всем, что происходило в Генеральных штатах, но и освещать это в строго информационной манере.

С 1789 по 1793 гг.Жак Пьер Бриссо издавал газету «Патриот Франции», имевшую 10 тысяч подписчиков. Она стала печатной трибуной жирондистской партии, вождем которой являлся Бриссо. Газета выходила с подзаголовком «Газета политическая, свободная, беспристрастная и национальная» и последовательно выступала против абсолютизма, за ликвидацию феодализма и всех сословных привилегий. В ней регулярно публиковались критические материалы, ориентированные против духовенства.

В число самых популярных газет революции входила «Революция Франции и Бранбанта» Камиля Демулена, выходившая с октября 1789 до июля 1791 года и ставшая одним из ведущих органов якобинцев. Своих главных врагов Демулен видел не только в роялистах, но и в жирондистах, которых он клеймил в своей газете. Вторая газета Демулена «Старый Кардильер» появилась на свет, когда якобинцы во главе с Робеспьером укрепились у власти и решительно продолжили курс на укрепление революции, используя при этом методы террора. Новая газета была призвана не вдохновлять революцию, а тормозить ее, заняв позицию против Робеспьера и его сторонников. Газета была запрещена, а Демулен гильотирован по приговору революционного трибунала 5 апреля 1794 года.

Ежедневная газета Марата «Друг народа», выходившая с августа 1789 года до середины июля 1793 года, задавала тон в якобинской прессе и являлась катализатором революционного процесса. Всего вышло более тысячи номеров газеты, которая распространялась в Париже и провинции.

Реакцией на революцию явились роялистские газеты, так же как и революционные, относящиеся к категории полемических. Наиболее воинствующими изданиями роялизма были: «Друг короля» Сюло, «Политический и национальный журнал» Ривароля.

Важное место в системе французской печати принадлежало также изданиям «без позиции», или информационным газетам. Их главная особенность в стремлении оставаться «ежедневными листками новостей» при любых обстоятельствах. Они помещали новости из Франции и из-за границы в виде извлечений из иностранных газет либо в форме сообщений своих корреспондентов. Лучшими из изданий этой группы были: «Монитёр» («Наставник»), «Журнал де деба» («Журнал дебатов»), «Монитёр Юниверсель» («Универсальный наставник»), «Газет насиональ» («Национальная газета»), «Газет де Франс» («Газета Франции»).

Особенностью всех газет эпохи было то, что они имели формат ин-октавио, сплошную верстку и напоминали брошюру объемом в несколько страниц. Их периодичность составляла от двух до трех раз в неделю. Почти обязательными считались эпиграфы к газетам.

Наши рекомендации