Syrdon — демографический код
Разделим ряд образов демографического кода по половому признаку. В мужском поле получим ряд: старик — мальчик.
В женском поле: старуха — женщина — невеста— девочка.
Легко заметить, что в ряду образов мужского пола есть зияющий пробел: отсутствует возрастной разряд зрелых мужчин. В отношении образа старика никакие уточнения не требуются — его можно считать базовым для всех остальных перевоплощений, поскольку он чисто статистически чаще других появляется в эпосе.
Совсем другое дело — образ мальчика! Для тех, кого мы называем творцами эпоса, было важно обозначить одно условие: тот образ, который назван syrdon, способен обернуться мальчиком, но до определенного возрастав. Возрастная граница, обозначающая предел возможного оборотничества, имеет точное название — "ногхъуынтæуадзæг лæппу"256. Так осетины называют мальчиков, достигающих половой зрелости — "обрастающий-волосами мальчик". Говоря языком демографии — это мальчики в пубертатном периоде.
Таким образом, среди мужских воплощений syrdon отсутствует образ возраста половой зрелости, а оба представленных в этой парадигме возрастных разряда мужского пола в демографическом, точнее, — детопроизводственном, смысле нейтральны.
В составе образов оборотничества syrdon женского пола пробелов нет. Представлены все возрастные разряды: старуха — женщина — невеста — девочка. Следовательно, образы женского пола составляют демографическое ядро всей парадигмы— это, пока, промежуточный вывод. Его вполне достаточно для толкования терминов syrt-nart как обозначений союзов или групп женщин и мужчин в традиционных обществах при первобытнообщинных отношениях, хорошо известных в этнографии. Будем считать это частью промежуточного вывода и продолжим анализ. Попытаемся выявить другие характеристики общества со столь четким раздвоением идеологии на женскую Syrdon— зооморфный код
Этот вывод подтверждается и на уровне зооморфного кода
— в составе образов оборотничества присутствуют ласка, лиса или ее атрибуты, ласточка, сука, мышь. Более того, эти образы являются своего рода информативным расширением демографического кода. Дальше мы продемонстрируем это на материале конкретных сюжетов, а пока рассмотрим животные лики оборотничества syrdon по отдельности.
Отметим,что сопоставляться будут два аспекта: тотемический (и вообще верования вокруг этих животных) и терминологический.
Ласка, по-осетински mystulæg, является героиней множества легенд и рассказов, хорошо известных во всех уголках Осетии. Главная идея всех их — самоотверженность в проявлениях чадолюбия. Все сюжеты имеют общий стержень: если обидеть ласку, она мстит решительно и самоотверженно. Обида — это всегда разорение гнезда и убиение детенышей. Месть ласки
— это отравление молочных продуктов, причинение бесплодия домашнему скоту и женщинам. Последствия могут быть фатальными — пропадает молоко и другие продукты животноводства, не рождаются дети и прекращается жизнь семьи (рода), или же семья обидчика гибнет сразу, поев отравленных лаской молочных продуктов. Ласка есть воплощенная самоотверженность материнского инстинкта. В присутствии женщин произнести о ласке что-либо оскорбительное решительно запрещалось. Раз в год, обычно в праздник bældæræп, женщины выставляли угощение "для ласки". Это всегда — три крошечных пирожка и сливки, которые несли на зеленый дерн у воды, или к входу в гнездо ласки, если оно бывало известно. Угощение так и называлось — mystulædjy hai — "доля для ласки".
С лаской связаны были также чрезвычайно показательные представления об иерархии. Ее почитали властелином мышей: mystytæn sæ paddzah — mustælæg — "царь над мышами —ласка . Существуют фольклорные и религиозные сюжеты, связанные со сферой похоронных обычаев, проясняющие возрастной характер этой иерархии, при этом — присущий именно женскому ряду демографического кода.
Согласно верованиям женщин, у сильно состарившейся мыши вырастали крылья и она становилась летучей. Если женщинам случалось находить мертвую мышь, они хоронили ее и в течение трех дней каждое утро приходили к могилке оплакивать ее 145.Ясно, что, по логике этих представлений, обычные мыши почитались "нестарыми" — в возрастной иерархии они на нижних ее ступенях — это молодухи. И в фольклорных сюжетах мышь помогает девушкам избежать притязаний и насилия со стороны нежелательных брачных претендентов238. Она же дает спасительный совет попавшему в пиковую ситуацию юноше, затем оказывается красавицей, и герой берет ее себе в жены. В этом ряду замещений невест на "мышей" читается и сюжет эпоса, в котором рождается Сирдон: мышь — и мы уже угадываем, что это невеста или молодуха — беременеет от "проклятия" главного "бабника" эпоса Хамыца и рождает Сирдона. Причем проклял он "зверушку" мужским семенем 193, что немыслимо для достоинства эротического героя эпоса, если бы Хамыц не знал за мышью "невесты", как это представлено в приводившихся сюжетах фольклора.
Здесь уместна реплика о том, что детородное "проклятие" Хамыца продолжает функцию "избиений" Хамыцем самого Сирдона или его суки, но только в одном случае — когда Сирдон воплощает девушку-невесту-женщину. На ее нрав прямо указывается — она gadza — "сука, потаскуха". И остается одно: "избиения" Сирдона или суки Сирдона Хамыцем есть иносказание, замещающее брачную оргию.
Показательно и то, что Хамыц с ныхаса погнался за Чертом, но тот превратился в мышь105 и уже мышь стала мамашей Сирдона; ясно, что в демографическом коде она не может быть никем иным, кроме как невестой, женщиной. А на уровне хтонических воплощений Сирдона им соответствует Черт. При этом самые выдающиеся женщины эпоса, Дзерасса и Сатана, характеризуются так же: ræsugъd hæjræg — "красивый черт", причем устами образцового супруга Урызмага257. Это обычный эпитет эпоса в адрес женщин, след его отложился в поговорках: "бог сотворил женщину быть чертом", "женщина — чертово существо", "женщина — это черт"251. Связь женского начала с хтоническим уровнем воплощений очевидна: ряд Черт — Мышь — Дзерасса — Сатана выступает подтверждением этого. Однако главной персоной этого ряда является Сирдон: он "свой" среди чертей 258, и сам — "черт"259. Так становится очевидно, что syrdon — это коллективный демографический портрет той половозрастной группы общества, которая выступает антагонистом мужей и представляет жен.
Древность таких представлений ясна — это время хтонических мифов. Бездна подземелья, где обитают Нижние Духи dælimon, находится в двенадцати днях пути вниз в подземелье, а входом туда является мышиная нора275. Похоже, что эти представления являются наследием эпохи арийского единства: какие-то демонические существа mus — как полагают, это "мышь" — известны в иранских древностях237.
Таким образом, особое отношение к ласке и мышам в верованиях женщин очевидно. И, что показательно, в них совершенно четко обозначены возрастные градации. Отметим их: ласка как символ материнства соответствует разряду женщин, летучая мышь — старухи, мышь — невесты. Иерархическая особость ласки объяснима соответствием этому высокого статуса женщин, имеющих потомство, особенно сыновей.
Теперь можно сформулировать еще один, более важный промежуточный вывод. Парадигма syrdon принадлежит древней демографической теории, созданной творцами Нартиады. Отметим и другие ее фрагменты. Их сохранилось немного, но они весьма показательны.
В ряду образов, составляющих оборотничество syrdon, особое место занимает лиса. Эпос и фольклор пронизаны насквозь образом лисы, золотой или серебристо-черной, или черной, которая оборачивается красивой девушкой, достающейся в жены герою. Герой, как правило, охотник249. Выясняется, что охота иносказательно обозначает сватовство и женитьбу. Один из центральных сюжетов эпоса связан с охотой именитых нартов на серебристо-черную или золотую лису. Урызмаг выигрывает шкуру лисы тем, что рассказывает самый интересный сон о женитьбе на красавице с войлочной волшебной плетью. Охота на лису и шкура, достающаяся охотнику, — это главные смысловые элементы сюжета о женитьбе, выраженные посредством зооморфного кода, предназначенного для посвященных. А мы, как посвященные в "тайну" эпоса, уже знаем, что жена Урызмага — это Сатана, и лиса здесь замещает ее в качестве брачного партнера из особого типа "снов" во время брачных "охот". Лиса по зооморфному коду — это женщина, а "охоты на лис" — брачные предприятия.
В составе образов оборотничества syrdon есть совершенно точные индикаторы этого кода. С Сирдоном в эпосе связан один постоянно действующий фактор: нарты "вечно преследуют Сирдона как лису из-за шкуры" 260. В другом сюжете Сирдон превращается в лисий хвост 276. Показательно, что на языке охотников лису называют syrdony dymæg — "хвост Сирдона"339— это уже как бы обратная проекция от Сирдона к лисе, "от брачной охоты" к охотничьему жаргону. Очевидно, что в эпосе вечное преследование выступает растянутым до длительности самой жизни и представляет собой замещение актуальности охот в смысле брачных деяний, а лисий хвост и лисья шкура — это знаковые синонимы, и как охотничья добыча иносказательно означают брачных подруг. Сюда же, к брачной лексике посвященных, относится один из эпитетов, применяемых к Сирдону — рувас — "лиса", и характеристика его повадок —"лисьи".
На связь ассоциаций "лиса" — "женский пол" у осетин указывалось в научной литературе301. О тотемическом культе лисы, с особым обрядом похорон лисы, отправляющемся исключительно женщинами, совершенно определенно свидетельствуют и данные археологических материалов102. Они соответствуют данным эпоса и фольклора: лиса является зооморфным символом женского пола. В сюжетах эпоса лиса является представителем женского рода образов парадигмы syrdon — это образ, принятый в сюжетах брачных охот, тогда как образ ласки связан с идеей материнства и чадолюбия. В сказках лиса — это тоже устроитель брака238, она способна перевоплощаться подобно Сирдону239, принимать вид женщины240. Так, черная лиса оборачивается девушкой, сбросив шкуру241, и подобные примеры можно продолжить.
Оборотничество syrdon заключает в себе также образ ласточки. Ласточка — это женская птичка, которая выступает в качестве посыльной при первой женщине эпоса — Сатане. Круг на шее ласточки называют Satanaiy kъuhdaræn — "кольцо Сатаны". Исходя из сюжетов, в которых Сирдон является глашатаем 322 (а глашатаи — это всегда сообразительные мальчики до женитьбы), можно утверждать, что "сирдоны-ласточки" — это мальчики и девочки. Они посыльные fidiwæg, а для женщин ими всегда выступают мальчики и девочки. В другом сюжете малодушный Сирдон вознамерился сбежать от Батраса и для этого обернулся ласточкой285: трусость — это тоже "женское" и "детское" качество, противное нартовским, т.е. мужским. В составе образов парадигмы syrdon ласточка выступала элементом зооморфного кода, замещавшим для посвященных возрастной разряд мальчиков и девочек демографического кода.
Отсюда вытекает чрезвычайно важное следствие: наличие в парадигме syrdon мальчиков и девочек вместе с лаской, выступающей зооморфным символом материнства, ставит задачу выявления его главного функционального уровня — связки матери-дети. Прежде чем перейти к этому вопросу, сформулируем еще один промежуточный вывод: охоты на лис как брачные предприятия и женитьба, лисий хвост как одно из воплощений syrdon, которого вечно преследуют нарты как лису из-за шкуры, — все это определенно означает, что syrdon в сюжетах охоты воплощает возрастной разряд женщин — брачных подруг нартов-охотников. Лиса зооморфного кода соответствует женщине демографического кода и также объединяется собирательным именем-термином сирдон.
Syrdon как материнство
Основанием для такого сопоставления является образ ласки в парадигме syrdon, поскольку известно, что ласка является символом материнства в зооморфном коде. Параллельный символ в демографическом коде обозначен способностью Сирдона обернуться женщиной: ласка и женщина равнозначно совмещаются в парадигме syrdon и соединяются в общем признаке, на языке посвященных обозначающем возрастной разряд матерей. Очевидно, что сюжеты эпоса, в которых Сирдон выступает как родитель, должны быть рассмотрены для выявления дополнительных признаков материнства, связанного с этим образом.
При рассмотрении связки родители—дети необходимо учесть, что в самой парадигме syrdon заключены образы детей обоего пола. В демографическом коде мальчики до совершеннолетия отнесены к syrdon наравне с девочками — ввиду нейтральности половых различий в детском возрасте те и другие находились при матерях. Перевоплощения Сирдона в мальчиков и девочек обнаруживают именно такую образность языка посвященных, которая была отражением реальной зависимости групп детей от групп женщин в первобытнообщинной системе. Парадигма syrdon, в свою очередь, являет образ общинного коллектива древности, в котором к женско-детским коллективам общины отнесены также и старики обоего пола: перевоплощения Сирдона в стариков и старух принадлежат этой же образности. Очевидно, что стержневым образом парадигмы, или оборотничества syrdon, является женский: перевоплощения Сирдона в женщин составляют основу образного ряда, который мы условились рассматривать как демографический код.
В связи с этим обнаруживается, что образность языка эпоса порождена внутренней структурой бранных сюжетов, и перевоплощения Сирдона являют присущий ей логический строй. Это означает, что парадигма syrdon, или оборотничество syrdon, есть ни что иное, как логически взаимосвязанная изнутри демографическая и этнографическая закономерность. Этот вывод предполагает, что остальные сюжеты, содержащие примеры перевоплощений, должны также рассматриваться как закономерности эпоса и могут использоваться для извлечения дополнительной информации как условные коды. Рассмотрим syrdon как материнство.
В эпосе только три образа — Сирдон, Дзерасса и Сатана, при которых есть дети, но при этом Дзерасса рождает совершенно конкретных героев, и имена их названы, Сирдон и Сатана имеют родительское отношение к массам детей. При этом материнство Сатаны обозначено строго, она — неродившая мать нартов, она — воспитующая мать, вскармливающая мать. И, как выясняется, статус родившей матери может быть связан только с образами женщин, в которых перевоплощается Сирдон — они есть основной символ демографического кода парадигмы syrdon, они — ее ствол, как в зооморфном — ласка с ее "инстинктом материнства".
Из всего ряда образов, в которые входит Сирдон, — девочка, невеста, женщина, старуха, мальчик, старик, ласка, лиса, ласточка — пять образов точно соответствуют связке матери— дети: мальчик, девочка, женщина в демографическом, ласка и ласточка — в зооморфном коде. Связка же отцы—дети в парадигме syrdon невозможна в принципе: Сирдон никогда не перевоплощается в зрелого мужа, воина и нарта.
Следовательно, родительская ответственность Сирдона за детей тоже не мужская, при том что дети есть важнейший отличительный признак и главный мотив антагонизма Сирдона с нартами. Высшее напряжение антагонизма нартов и Сирдона наступает периодически, каждый раз, когда нарты — то Урызмаг, то Сослан, то Хамыц — массами убивают детей Сирдона. При этом остается нейтральным механизм кровной мести — Сирдон никогда не мстит, и это никогда не предполагается. Что вполне естественно, учитывая слабость всех образов в арсенале оборотничества syrdon — старики и дети немощны, женщины тоже, да к тому же кровная месть не положена им по обычаю.
Повторяемость "убийств" детей, при том, что нарты не горюют, а даже забавляются этим, то пуская в них стрелы, то "вываривая" их в кипятке, заставляет видеть в "убийствах" отголоски обрядов инициации для девушек и юношей. Стержнем этих обрядов была ритуальная смерть-рождение, как бы инсценировавшая необратимость возрастного перехода в иное качество: девушки делались невестами, юноши — охотниками, в прямом и брачном смысле, и воинами. В полном соответствии с этими перерождениями — переходом в совершеннолетие и сферу нового опыта, "убийцами" выступают Урызмаг — гражданский вождь нартов, Сослан — военный вождь, Хамыц — сексуальный герой. Вполне очевидно, что они обучали юношей основам жизнеустройства коллектива, боевым и трудовым навыкам, правилам межполового общения.
Обязательной деталью сюжетов "детоубийств" является корова или баран, которого хитроумно и с приключениями съедают Сирдон и нарты. Все это определенно говорит о том, что обряды проводились как празднества, на которых и был в ходу язык посвященных, "хитроумный" для непосвященных и включавший все, что мы условно выделили как различные коды.
Сирдон-песнетворец
Все воплощения, которые присущи Сирдону в эпосе, являют собой групповой портрет наибольшей части нартовского общества: парадигма syrdon — это демографический ряд — мальчики, девочки, невесты, зрелые женщины, старухи и старики. В эпосе образ старика вообще является одним из базовых, что имеет свое объяснение: старики являлись творцами кадагов о жизни нартов. Кадаги-прославления были единственной функцией стариков, которая сделала их нужными нартам, стремившимся к вечной славе. В остальных случаях старость была презренна, нарты и аланы считали доживших до немощной старости трусами, не удостоившимися славной смерти в бою. Начальным кадагом Нартовского эпоса является песнь Сирдона — вечный кадаг Сирдона о Нарте Уахтанаге. В нем прямо сказано, что песни слагает Сирдон 261. Стоит Сирдону выяснить новые факты — он определяет их достоинство, нравственную и моральную значимость, чтобы включить в кадаг 262.
Разумеется, не все старики были способны слагать песни славы. Поэтому не все удостаивались чести ходить в походы и воочию наблюдать подвиги, которые затем воспевались веками.
Именно рапсоды, признанные нартами своими, канонизировали в эпосе образ старца, слагающего кадаги и сотворившего лиру fændyr. И именно за кадаги и fændyr нарты признали Сирдона своим: особое значение этого признания прояснится позже, здесь же отметим, что за сирдонами-старцами признано право быть рядом с нартами, при славе нартов, служить славе нартов. И когда в эпосе встречается не просто сирдон, но narty syrdon — по контексту это старик, становится ясно, что он из тех, которые были признаны. Как творцы. Такой образ удостоен чести присутствовать в среде нартов. Нартовская пословица гласит: "Æppætzonæg Narty Syrdon wyd" 334 — "всезнающ был (только) Нартовский Сирдон", то есть признаны только всезнающие песнетворцы kadæggænæg, а старцы, отмеченные каким-нибудь другим даром божьим, оставались для нартов членами оппонентной части общества, представленной парадигмой syrdon.
Сирдоны, слагающие кадаги, занимают в демографической панораме общества место в стороне от всех остальных сирдонов, остающихся антагонистами нартов. Они были обеспечены доступом во все разряды общества, что в условиях максимальной закрытости организаций типа женских и мужских союзов прошлого было чрезвычайной привилегией. Получив признание, творцы кадагов сделались цензорами нравственных и моральных поступков, и фактически, основными выразителями общественного мнения. Это одно из объяснений двойственного отношения нартов, даже виднейших героев, к сирдонам-творцам: признание сочетается с высокомерием и настороженностью — риск потерять репутацию не способствует душевному комфорту.
Таковы сирдоны в эпосе — острословие, ирония, юмор, пение кадагов, анекдот, загадка, знание обычаев... Во всех других случаях за словом syrdon надо видеть другой образ парадигмы —не старика. По сути той функции, которую сирдоны-старики выполняли при нартах, они — летописцы, блюстители нравов и морали. Они сделали оружием слово и лиру — стать признанным героем можно было только став воспетым: только воспетое делалось престижным, осмеянное — посмешищем. Судя по всему, дилемма — лучше быть мертвым, чем смешным — произведена нартовскими сирдонами: они превратили смех в разящее оружие. Для творчества сирдонов характерны только два полюса мотивов — прославление героев битв и щедрости, и высмеивание всего остального. Альтернативой вечной славе они сделали вечное осмеяние: hudinag — "смешной" — у нартов было равнозначно позорной смерти. Столь сильное оружие песне-творцев заставляло считаться с ними, разумнее было признать их своими, что и сделали нарты в награду за фандыр.
Таким образом, привилегия песнетворцев kadæggænæg, отличавшая их от остальных старцев, отмечена тем, что одни — просто сирдоны, другие — нартовские. В половозрастной парадигме syrdon уже нет их образа — они выведены из нее и признаны своими в среде досточтимых мужей, хотя и здесь не вошли в ядро нартов из-за старости. Являясь как бы институированной идеологической обслугой, Narty Sydron обрели индивидуальный социальный облик и статус вне половозрастных структур, стали почитаться как авторитеты в области обычаев и веры: даже когда нарты построили narty styr hædzar — "большой дом нартов", они обратились к Сирдону за оценкой своей работы, что свидетельствует о санкционирующей роли творцов кадагов в этой сфере.
Общий вывод: стержнем, базовым образом парадигмы syrdon является женщина, остальные составляют зависимый ряд образов, а все вместе воплощают собирательный образ той части общества, которая является антагонистом нартов. Оппоненты-антагонисты "стояли" так: женская парадигма syrdon отстояла от мужской nærton. Так было до появления лиры фандыр. Но с ее появлением один образ — образ старца kadæggænæg — выведен из женского ряда, поскольку признан нартами близким себе: вспомним, что Нарты Сирдон живет в опоре моста, между берегами. Это снова иносказание: один берег nart — другой берег syrt. Меняется то, что один разряд стариков нарты признали достойными себя — прежде стариков презирали и убивали — и он стал связующим, промежуточным, как опора моста, между женской и мужской парадигмами.
Перед нами наглядные иллюстрации из демографической "теории" эпохи перемен в нартовском обществе — изменилось отношение к определенной части стариков. Изощренная образность при повествовании об этих изменениях присуща эпосу оттого, что его сотворили и передали сами песнетворцы kadæggænæg, относившиеся к своей миссии и ремеслу с ответственностью привилегированных профессиональных жрецов-вещунов: их установка гласит — kadædjy æcægælon nyhæstæ næ fætcy — "канон не допускает посторонних слов в кадаг"335. Другими словами, язык эпоса — это язык канонических текстов, "формульный язык", в нем ничто не случайно и все образы и действия канонизированы: fætk — "закон, правило"!
Это касается и переноса акцента с базового образа женщин на прежде второстепенный, из-за иждивенчества стариков, образ старика-песнетворца. Для нартов творцы кадагов перестали быть антагонистами — этот второстепенный образ стал для них крайним из своих, а для женского ряда всегда был второстепенным, то есть тоже крайним. И как периферийный в обеих парадигмах, он становится общим и промежуточным между ними: эти "сирдоны" жили "в опоре моста" между "берегами" жен-сирдонов и мужей-нартопов. Остальные образы парадигмы составляли, с точки зрения нартов, арсенал оборотничества, этого общего Сирдона, и в нартовских сюжетах представлены как его эпизодичные воплощения — лисы, мыши, ласки, мальчики, девочки, невесты, женщины, старухи и те старики, которые нетворцы. Отсюда ключ к шифру языка посвященных — каждый единичный представитель парадигмы представляет для посвященных всю панораму образов.
Этот вывод является ключом и к прочтению того, что условно названо выше демографической теорией эпоса. Он позволяет достаточно точно определить структуру того общества, двумя составляющими частями которого являются демографические парадигмы syrdon и nartæ.
О сложном составе syrdon известно уже все или почти все: женщины, невесты, девочки, мальчики до совершеннолетия, старухи и старики за исключением рапсодов, которых нарты признали своими — вот демографический срез возрастных групп общества, которые выступают антагонистами нартов. И остается выяснить природу этого антагонизма: очевидно, что в демографическом коде nartæ не могут быть никем иным, кроме как мужчинами.
Nartæ как кодовый символ нартиады
После возраста nogquyntæwadzæg юноши переходили в разряд мужчин, проходя все более сложные и ответственные испытания инициации. Вторичный волосяной покров и ломка голоса — видимые признаки перехода в мужчины, осознанного как вхождение в наиболее престижный разряд общества, были почитаемы и с ними связывались определенные представления. О том, что nart — это возраст после nogquyntæwadzæg — "появления новых волос", свидетельствует пословица: "Nartæj dæhi shondzynæ, umæj dyl wældaj qwyn næ razajdzæn" — "от того, что нартом назовешься, лишний волос на тебе не вырастет"250. Выдающийся "бабник" Хамыц был сексуальным героем эпоса и имел самые выдающиеся усы — они могли отвращать враждебные силы, гадов, которые угрожали попасть в уста ему вместе с коварно поданным напитком. У военного вождя Сослана была самая престижная в среде нартов шуба — она была сшита из усов, бород и скальпов побежденных им нартов. Любопытно сочетание огня с усами — огонь был мужским первоэлементом природы мифологических представлений нартов: art lædjy rihijyl sudzy —"огонь (только) на мужских усах горит"252. Наряду с клятвами мечом, огнем, землей, именем отца, богом, святыми, существовала и клятва усами 253.
Ломка голоса — еще один показатель перехода в нарты. В эпосе принято называть мужской голос густым: nærton bæzdjyn qælæs — "густой нартский голос". Нарты потрясали врагов силой голоса.
Таким образом, нижний порог перехода в нарты — это возраст появления вторичного волосяного покрова. Верхний порог выхода из него и выпадания в непрестижный разряд стари-ков-сирдонов определялся утратой половой потенции, что в условиях группового брака выражалось в неучастии в оргиастических брачных празднествах рода. Даже для таких выдающихся старцев эпоса, как родоначальник нартов Уахтанаг, пер-вопредок Уаерхаег, устраиваются соответствующие испытания — струя их должна вспениться на навозе, потом они должны изнасиловать невесту — us batonyn. Неудача делала их жертвой насмешливых невест — этого не избежал и гражданский вождь эпоса Урызмаг. Дабы не угодить в разряд немощных стариков, он решается на набег за добычей, но достигает результата не мечом, а "разведданными" и советом, какое войско выслать на врага нартов.
Этот подвиг, известный у нартов как Uyryzmædjy fæstag fosy kond — "последний поход Урызмага за добычей" — был признан нартами и санкционировал идею о том, что дельный совет старика доказывает его полезность. Очевидно, это иллюстрация того, как постепенно цивилизуются установки древности, по одной из которых немощных стариков убивали. Шансы сирдонов-старцев на выживание, согласно смыслу деяний, обеспечивались полезной деятельностью, но уже не связанной с войной и половой активностью. Можно заключить, что в парадигму syrdon с этого времени не входили, помимо kadæggænæg, старики с управленческим или иным специфическим опытом. И старый гражданский вождь Урызмаг остается среди нартов, сохраняя при этом уважение гораздо большее, чем старик Сирдон после изобретения лиры fændyr.
Однако надо сказать, что отношение нартов к признанным старикам все же маргинальное — мотивы неприятия определяются традиционным отношением силы к бессилию. И если переход юношей в нарты был празднеством и отмечался специальным обрядом, то об обряде выведения из нартов известно только, что стариков убивали на kuvd — пирах-молениях. Отголоски того времени сохранились в поговорках: "Кто больше не может ходить в походы, того жизнь уже не годится", "было время, когда нарты стариков не почитали"254. Отдельную главу обычаю убиения стариков посвятил Ж.Дюмезиль 154.
Специальный обряд перехода юношей в нарты назывался пærtоп guyrd — "нартовское рождение", то есть "мужское рождение", которое надо отличать от "рождений сирдонов" — младенцев обоего пола, как акт социального рождения от акта рождения физического. Массовые "убийства" сыновей Сирдо-на символизировали умирание детства и рождение мужей-нар-тов. В эпосе nærton guyrd служит эпитетом к именам всех, кто являет собой достоинство и силу, что характеризует обряд как социальное рождение — переход в группы мужчин. Это никогда не относится к Сирдону: он остается по ту сторону "смерти прежнего, детского качества" — с женщинами. На этой стороне "смерть детства" переходит в "рождение" нового качества — мужей, это — рождение нарта — nærton guyrd. Поэтому без особого лингвистического риска можно предложить реконструкцию полного названия обрядов посвящения: syrton mard-nærton guyrd (смерть женских "качеств"— рождение мужских). Так называли, судя по всему, ритуал перехода в зрелые мужи, являвшийся стержнем обрядов инициации в древности.
Таким образом, демографический код nart не образует парадигмы и состоит из одного символа, одного образа — зрелые мужи.
Столь же однозначен зооморфный код nart, в нем всего один образ — волк: родоначальник нартов Уæрхæг есть волк, Урызмаг оборачивается собакой — волкодавом, но это образы одной природы. И, следовательно, волк (волкодав) и полноценные мужи представляют ту часть общества, которая является антагонистом другой, выраженной парадигмой syrdon, где основные образы — лиса и женщина.
Столь же однозначен был бы и космологический код nart: тепло—огонь—свет. Нарты считали, что огонь — вечный, никем не зажженный, ænæntaw ("незаброженный") источник жизни235.
Соперничество двух начал — женского и мужского — задает тон и определяет интригу внутренней жизни создателей эпоса, который, по мнению исследователей, стал складываться в эпоху распада родового строя. Выявленный нами демографический контекст эпоса является единственным подтверждением этого предположения — именно для родового строя присущи демографические группы типа syrdon и пærtоп, характерные при половозрастном разделении первобытного общества.
Термины syrdon и nærton
Решающим основанием для рассмотрения syrdon-nærton в парной оппозиции являются их базовые образы в демографическом коде: женское—мужское есть маркировка социальных индикаторов в мышлении и идеологии родовой эпохи. Термин syrdon В.И.Абаев делил на syrd и суффикс -on2, аналогично разделению nart-on, но предполагал в основе syrd значение "зверь". Оправданием сопоставления являлся известный сюжет "антагонизма", в котором нарты охотятся на syrdtæ — "зверей" (этот сюжет рассматривается ниже). Но по результатам проведенного анализа syrd нужно корректировать в syrt-"женщины".
Оппозиция syrt/nart — женщин/мужчин, не допускает иной трактовки на демографическом уровне. И теперь невозможно полагать, что мужчинам nart в эпосе оппонируют только мелкие зверюшки, представленные в парадигме syrdon — мыши, ласки, лисы, при том, что у нартов с ними установлены детопроизвод-ственные связи! Это означает, что базовый образ всей парадигмы syrdon—женщина, в то время как ее главный "представитель" в эпосе мужей нартов — это Сирдон-Песнетворец, старик, признанный нартами своим.
Очевидно, что syrd по форме представляет подобие nart, конечное -d есть результат озвончения показателя множественного числа -t, он есть и в nart. Оппозиция syrt/nart означает просто женщины/мужчины. Исключение показателя множественного числа дает syr-nar, в современном осетинском они закономерно приняли форму syl-næl, букв, —"женщина/мужчина", "самка/самец". И только эти значения соответствуют результатам анализа. Соответствуют полностью! Причем даже в том смысле, что лисы, ласки и прочая живность syrd в составе женской парадигмы предполагают взаимное замещение этого термина с syrt в языке посвященных, который — нет никакого сомнения — был изобразительным средством в мужском юморе нартов, охотников и воинов.
Это дает основание оперировать терминами syrt и syrton наравне с nart и nærton. Далее syrt и syrton будут использоваться вместо syrd и syrdon как исходные в демографической схеме эпоса. И только при разборе конкретных сюжетов эпоса с участием Сирдона как персонажа, термин syrdon будет условно считаться именем собственным, но — оговоримся еще раз — только как иллюстрация из сюжета, только в начале анализа, и только в качестве индикатора кода syrdon.
Прежде чем перейти к анализу основных сюжетов эпоса и их элементов, приведем еще одну показательную для всей женской парадигмы syrt и syrton иллюстрацию. Урызмаг преследует животное, то есть опять же охотится, но добыча оказывается прекрасной женщиной. При этом он идет по следу, который первоначально был заячьим, потом лисьим, затем оленьим-косульим. Особое значение зайца в верованиях женщин у древних предков осетин уже отмечалось 103, о лисе сказано выше (Урызмаг добывал лису-красавицу). Теперь видно, что зооморфный ряд женских символов шире, и самка оленя, или косуля, составляют его продолжение, а поскольку женой Урызмага является первая женщина эпоса Satana, становится очевидным, что заяц, лиса, косуля-олень с золотой поющей шкурой — это заместители женщины из парадигмы syrdon. To есть индивидуализация образа, или вычленение персонификаций, производилась привычными средствами половозрастной идеологии, даже если это была "первая леди" эпоса: Satana — лучшая из сиртов, она супруга Uryzmaga — лучшего из нартов. Шкура золотой лисы и золотая поющая шкура оленя-косули выступают однозначными символами "добычи жен" в языке посвященных, на котором брачное предприятие обозначалось как "охота".
Зооморфный ряд парадигмы syrton можно дополнить образами оборотничества Великой Родоначальницы нартов, Рождающей Матери нартов — Дзерассы. Одно из ее основных воплощений — "водная лисица" cællaq ruvas, букв. — "плескливая лиса" 38. Плескливая лиса и охоты на лис263заставляют несколько по-иному трактовать брачные путешествия нартов в глубины водного царства: Дзерасса определенно выступает "водным" воплощением космологического Низа, а Сатана — "земным". При этом Дзерасса и Сатана соотносятся как "Рождающая Мать" и "Неродившая Мать" нартов, что трактуется функционально: Вода — порождает, Земля — кормит, взращивает. В космологическом коде syrdon они представляют Воду и Землю и являются оппозицией небесному Огню и Свету кода nærton.
В связи с этим необходима коррекция толкования кобанских бронзовых изображений череды бегущих волн, увенчанных на гребнях головами собаковидных существ: выясняется, что эти со