Контрольно-оценочные материалы (КОМ)
для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов: дифференцированный зачет в форме тестирования.
Оценка освоения дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМпредназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности», специальности СПО:
ИНФРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям).
Умения
У1. владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
У2. пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
У3. оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
Знания:
З1. основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
З2. потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
З3. основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
З4. основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
З5. порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
З6. состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
З7. основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
З8. основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
З9. требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
40. предназначение, структуру и задачи РСЧС;
41. предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО ЗАЧЕТА
Инструкция для обучающихся
Внимательно прочитайте задание. Отметьте правильные ответы на вопросы теста.
Время выполнения задания – 1 час
Тест-задание
1. Область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни называется
1. санитария
2. гигиена
3. асептика
4. антисептика
2. Самоубийство – это
1. результат психологического кризиса
2. фатальная неизбежность
3. обязательное последствие неразделенной любви
4. неотъемлемая часть действий по уходу от проблем
3. Заведомое создание ситуации, опасной для другого лица заражением ВИЧ – инфекцией, может наказываться лишением свободы на срок
1. до 3 лет
2. до1 года
3. от 1 до 5 лет
4. до 5 лет
4. В России установлен единый минимальный брачный возраст для мужчин и для женщин
1. 16 лет
2. 18 лет
3. 14 лет
4. 21 год
5. Оказываемая помощь пострадавшему при ранении, необходимо прежде всего
1. наложить повязку
2. остановить кровотечение
3. обработать рану
4. иммобилизовать раненую конечность
6. Жгут на конечность можно наложить не более чем на
1. 3 часа
2. 4 часа
3. 1 час
4. 30 минут
7. При наложении шины необходимо фиксировать
1. один сустав выше места перелома
2. один сустав ниже места перелома
3. два сустава выше места перелома
4. два ближайших сустава: один – выше места перелома, другой – ниже
8. Воинская обязанность граждан Российской Федерации устанавливается в целях
1. комплектования вооруженных сил
2. защиты границ
3. обороны
4. подготовки населения
9. Из перечисленных элементов: 1) воинский учет; 2) обязательная подготовка к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву; 5) призыв на военную службу по мобилизации; 6) пребывание в запасе; 7) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе – воинская обязанность в мирное время предусматривает только
1. 2,3,4,5,6,7,
2. 1,2,3,4,6,7
3. 1,2,3,4,5,6
4. 1,2,3,4,5
10. Из перечисленных условий: 1) достижение установленного возраста; 2) физическая годность; 3) нравственное достоинство – выполнение гражданами воинской обязанности возникает при наличии только
1. 1,2,3
2. 1,2,
3. 2,3
4. 1,3
11. Отбывающие наказание в виде лишения свободы на воинский учет
1. ставятся по месту отбывания наказания
2. ставятся
3. не ставятся
4. ставятся по месту постоянного проживания
12. Комиссию по первоначальной постановке на воинский учет возглавляет
1. глава органа местного самоуправления
2. военный комиссар
3. руководитель предприятия, где осуществляется постановка
4. начальник РЭУ (ДЭЗ).
13. Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан сообщать в военный комиссариат об изменениях в анкетных данных в
1. двухнедельный срок
2. течение 1 месяца
3. срок до очередного призыва
14. Подготовка по военно – учетным специальностям проводится с гражданами
1. мужского пола, достигшими возраста 18 лет
2. мужского пола, достигшими возраста 17 лет
3. мужского и женского пола, достигшими возраста 17 лет и обучающихся в общественных и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
15. Определяют права и обязанности военнослужащих, регламентируют их поведение и деятельность, жизнь, быт, боевую подготовку
1. Федеральные законы
2. постановления Правительства
3. приказы
4. воинские уставы
16. Уклад жизни и деятельности вооруженных сил, порядок, должностные права и обязанности определяют уставы
1. Боевые
2. Морские
3. Общевоинские
4. Внутренней службы
17. «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки…» появился в
1. 1571 г.
2. 1621 г.
3. 1647 г.
4. 1812 г.
18. «Воинские артикулы» А.М. Головина вышли в
1. 1571 г.
2. 1621 г.
3. 1699 г.
4. 1647 г.
19. В регулярной армии Петра 1 в качестве дисциплинарного устава было
1. «Соборное уложение»
2. «Артикул воинский с кратким толкованием»
3. «Полевой устав»
4. «Дисциплинарный артикул»
20. В настоящее время действуют Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ, утвержденные 14 декабря 2007 года
1. указом Президента РФ
2. указом Президента СССР
3. постановлением Правительства РФ
4. постановлением Верховного Совета СССР
21. Соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым – это
1. право военнослужащего
2. обязанность военнослужащего
3. требование начальников
4. служебная необходимость
22. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть
1. начальниками или подчиненными
2. командирами и начальниками
3. подчиненными и друзьями
4. рядовыми и ефрейторами
23. Ближайший к подчиненному начальник называется
1. прямым начальником
2. начальником по воинскому званию
3. непосредственным
4. старшим по воинскому званию
24. Старшинство военнослужащих определяется
1. приказанием непосредственного начальника
2. приказанием прямого начальника
3. приказом
4. воинскими званиями
25. Для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения воинской части назначается
1. дежурный сотрудник милиции
2. дежурный сотрудник прокуратуры
3. служба суточного наряда
4. караул
26. В день заступления в наряд в часы, указанные в распорядке дня, личному составу предоставляют для подготовки к несению службы не менее
1. 3 часов
2. 1 часа
3. 6 часов
4. 8 часов
26. Дневальный по роте обязан при прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду
1. «Встать! Смирно!»
2. «Смирно!»
3. «Дежурный по роте на выход!»
4. «Внимание!»
27. Воинская дисциплина основывается на
повседневной требовательности командиров и начальников
1. осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества
2. умелом сочетании мер убеждения и принуждения
3. поддержании строгого уставного порядка в части.
28. При поощрении увеличение продолжительности основного отпуска военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, может достигать
1. 10 суток
2. 5 суток
3. 3 суток
4. 15 суток
29. Воинские части, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или вне его, составляют
1. гарнизон
2. караул
3. патруль
4. наряд
30. Несение караульной службы является
1. тактической задачей
2. боевой задачей
3. учебным сбором
4. патрульной операцией
31. Караул возглавляет
1. разводящий
2. начальник
3. часовой
4. дежурный
32. Вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста, называется
1. постовым
2. часовым
3. патрульным
4. дневальным
33. Строевые приемы, строи подразделений и частей, порядок их движения и действий в различных условиях определяет Устав
1. строевой
2. гарнизонной и караульной службы
3. дисциплинарный
4. внутренней службы
34. Сторона строя, к которой военнослужащие обращены лицом (машины – лобовой частью), называется
1. флангом
2. шеренгой
3. фронтом
4. тылом
35. Расстояние по глубине строя между военнослужащими, машинами, подразделениями называется
1. интервалом
2. шеренгой
3. фронтом
4. дистанцией
36. Торжественный правовой акт, при котором произносятся патриотические слова, ярко выражающие сущность воинского долга, готовность мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, - это
1. вручение приписного свидетельства
2. военная присяга
3. вручение повестки на призыв
4. вручение повестки на призыв
37. Приведение к военной присяге проводится после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать
1. 2 месяца
2. 1 месяц
3. 3 месяца
4. 2 недели
38. Ритуал приема военной присяги определяется Уставом
1. гарнизонной и караульной службы
2. дисциплинарным
3. строевым
4. внутренней службы
39. С 1 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон
1. «О воинской обязанности и военной службе»
2. «О статусе военнослужащих»
3. «Об обороне»
4. «О безопасности»
40. Граждане утрачивают статус военнослужащих
1. с началом военной службы
2. с окончанием военной службы
3. со дня приема военной присяги
4. с момента вручения повестки о призыве на военную службу
41. Общие обязанности военнослужащих сформулированы
1. в Законе РФ «О статусе военнослужащих»
2. в общевоинских уставах ВС РФ
3. в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе»
4. в Законе РФ «О статусе военнослужащих» и в общевоинских уставах ВС РФ
42. Общественно опасное нарушение установленных юридических правил и норм, при котором имеют место дисциплинарные, административные, Гражданско – правовые правонарушения, причиняющие материальный ущерб, квалифицируется как
1. преступление
2. неуставные взаимоотношения
3. проступок
4. нарушение
43. Лица, изъявившие желание поступить в военные образовательные учреждения, подают заявления в районный или городской военный комиссариат по месту жительства в год поступления до
1. 30 марта
2. 30 мая
3. 1 марта
4. 1 мая
44. Организационная вооруженная борьба между самостоятельными независимыми суверенными государствами квалифицируется как
1. вооруженный конфликт
2. терроризм
3. война
4. агрессия
45. Из перечисленного:
1) убийство лиц, принадлежащих к гражданскому населению;
2) ядовитые газы и жидкости;
3) убийство лиц, сложивших оружие;
4) разрывные пули;
5) разрушение памятников;
6) мины – ловушки – к запрещенным средствам ведения вооруженной борьбы относятся только
1. 1,3,5
2. 1,2,3
3. 2,4,6
4. 1,4,5
46. Индивидуальные и коллективные принудительные меры, применяемые для предупреждения или в качестве ответной меры на совершенное международно-правовое деяние, - это
1. репарация
2. санкция
3. сатисфакция
4. реституция
47. Возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника, - это
1. санкции
2. реституция
3. репарация
4. сатисфакция
48. Убийства, истребления, порабощения, ссылки и другие жестокие действия, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, квалифицируются как преступления
1. против человечности
2. военные
3. против мира
4. уголовные
49. Миротворческие операции выполняются только в виде операций
1. по поддержанию мира
2. по поддержанию мира и по принуждению к миру
3. по принуждению к миру
4. по защите гражданских лиц
ПАКЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
УСЛОВИЯ
Количество вариантов задания для экзаменующегося– 1.
Время выполнения задания – 1 час.
Оборудование:тест-задания.
Эталоны ответов
№ вопроса | № ответа | № вопроса | № ответа |
б | б | ||
а | а | ||
а | б | ||
б | а | ||
б | б | ||
в | б | ||
г | б | ||
а | а | ||
б | б | ||
б | г | ||
в | б | ||
б | г | ||
а | в | ||
в | б | ||
г | б | ||
г | а | ||
б | г | ||
в | г | ||
б | в | ||
а | г | ||
б | а | ||
а | в | ||
а | а | ||
г | б | ||
в |
7. Типовые задания для оценки и контроля самостоятельной работы:
Задания для проверки и контроля ЗУН проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся»
8. Литература для обучающегосяк зачету:
Основная литература:
Для студентов
- Айзман Р. И., Омельченко И. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.
- Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015 Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2016.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности.
Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
- Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.
- Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов средних.
- образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей
- этого курса. — М., 2014.
- Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.
Для преподавателей
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред.от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.20
- Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
- Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
- Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. —1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. —1994. — № 35. — Ст. 3648.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. От 5.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
- Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. —2004. — № 2. — Ст. 121.
Основные источники в помощь:
1. «Основы безопасность жизнедеятельности»: Для учащихся 10 классов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, — 367 с.: ил. — ISBN Смирнов А.Т., Б.И. Мишин, ВА. Васнев изд-во «Просвещение» -5-е издание - М. 2017г |
2 «Основы безопасность жизнедеятельности»: Для учащихся 11 классов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: 336 с.: ил. — ISBN изд-во «Просвещение» -5-е издание - М..2017г |
Дополнительные источники в помощь:
1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
2. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму», « О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», « О гражданской обороне». Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. -М.
3. Научно–практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности» (периодическая литература)
4. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ.
5. Военная доктрина Российской Федерации. Вестник военной информации. - 2010. -№5.
6. Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф. уч. зав. 5-е изд. -М.,2011.
7. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов, 2-е изд./ Под ред. Михайлова Л.А. – СПб. Питер, 2010.
8. Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
9. Учебно-методические материалы для преподавателей-организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности – А.В. Шагаев - уч. метод. пособие, Саранск, 2015 г.
10. Муравьев А.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл.: метод. пособие, -М.: Дрофа, 2012.