НА ТРАВЕРЗЕ ЛЕБЯЖЬЕГО – «НЕЧТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ»
(Памяти Дмитрия Семеновича ТРОИЦКОГО)
Из учебников физики всем известно, что изобретателями беспроволочного телеграфа считаются двое: инженер Попов - в России и Маркони - в Италии. Практически всеми забыто, какую роль в этом деле сыграл Дмитрий Семенович Троицкий - один из сподвижников А.С.Попова, человек скромный, не искавший славы изобретателя и не добивавшийся патента на свое открытие.
Только после его смерти в 1918 году мелькнуло в печати интересное сообщение: инженером Александром Степановичем Поповым было нотариально засвидетельствовано - право первенства в деле изобретения беспроволочного телеграфа принадлежит капитану инженерной службы Дмитрию Семеновичу Троицкому, бывшему начальнику Кронштадтского военного телеграфа (Некролог в газете «Свободная Сибирь», 5 июля 1918 года, город Красноярск).
Из этого же некролога можно уточнить: кто он и откуда?
Дмитрий Семенович Троицкий родился в самом центре Сибири, в городе Красноярске, в 1857 году. Окончив юнкерское училище в Иркутске, решил посвятить жизнь военному делу. Служил в саперном, понтонном, железнодорожном батальонах в разных городах России, но гарнизонная служба угнетала его однообразием. Человек пытливый, он мечтал учиться в Военной академии. Добился командировки в Петербург на электротехнические курсы. И здесь оказалось, что именно этого хотела его беспокойная душа.
После курсов Троицкий в начале 90-х годов получил назначение на должность начальника Кронштадтского военного телеграфа и возможность приобщиться к новой тогда науке. По воспоминаниям родных, Дмитрий Семенович превратил свою квартиру в механическую лабораторию, тратил личные средства на приобретение дорогих инструментов и приборов. Его занимала идея связать воздушным телеграфом все укрепления, разбросанные в Финском заливе и соединенные кабелем (ведь при порче или обрыве этого кабеля крепость и форты оказывались отрезанными друг от друга). Вскоре состоялось его знакомство с инженером А.С.Поповым, который работал в той же области, имея в своем распоряжении лабораторию. И уже с осени 1898 года начались опыты между фортом «Константин» и Кронштадтским морским телеграфом. Дмитрий Семенович Троицкий оказывал А.С.Попову всяческое содействие, предоставлял в его распоряжение помещения телеграфа на фортах и своих телеграфистов, лично принимал самое деятельное опытах и как специалист хорошо ознакомился с делом. Собственного открытия оставалось ждать недолго.
(Дмитрий Сергеевич Троицкий и его жена Эльза Карловна Зингер. СПб 1913.)
В разных книгах исследователей, в воспоминаниях современников есть несколько описаний этого события. Известна и дата, когда оно произошло, и место, где это случилось. Причем у нашего Лебяжья есть повод гордиться своей причастностью к открытию!
Из книги М.И. Радовского «Александр Степанович Попов. Биографический очерк» (Изд-во АН СССР, М.-Л., 1956г.) известно, что А.С.Попова не было в России с 13 апреля 1899 года, он выехал в заграничную командировку, чтобы ознакомиться с проводимыми в Европе исследованиями: идея беспроволочного телеграфа бродила и там среди ученого мира. На время своего отсутствия он поручил опыты по радиотелеграфии ассистенту Минного офицерского класса Петру Николаевичу Рыбкину и Дмитрию Семеновичу Троицкому - начальнику Кронштадтского военного телеграфа.
Итак, откроем страницы 145-146: «Первые подготовительные опыты было решено сосредоточить на форте «Константин», где была удобная мачта, и на ближайшем к нему форте «Милютин». Однако, приемный провод, какой позволила поднять мачта высотой в 14 метров, установленная на форте «Милютин», получил, по-видимому, мало энергии для чувствительной трубки, так как реле совершенно не отзывалось на импульсы, посылаемые с форта «Константин». Для выяснения причины было решено проверить исправность приемной цепи. И вот при этой попытке телефон, введенный мною вместо реле, вдруг отчетливо нарушил все посланные сигналы… Чувствительность нового способа приема вскоре получила новое подтверждение: 11 июля (по новому стилю 23 июля 1899 года) были приняты сигналы на расстоянии 36 кабельтовых между фортом «Константин» и селением Лебяжье, причем приемный провод был высоко поднят при помощи (воздушного змея».
Чтобы суть дела стала ясной, скажем просто: им удалось обнаружить возможность приема радиотелеграфных сигналов с помощью простого телефона непосредственно «на слух». Рыбкин услышал в телефоне короткие и длинные сигналы, Троицкий прочел впервые слово «мина» по радио. Причем оказалось, что сообщения можно принимать и передавать с расстояний, значительно больших, нежели прежде, и что приемная станция с телефоном куда проще и компактней, чем громоздкая схема с телеграфным аппаратом и реле.
Пораженный «непредвиденными результатами опытов», П.Н.Рыбкин решил немедленно известить Александра Степановича Попова и отправил ему за границу телеграмму. Он сообщил, что получилось «НЕЧТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ», написав эти два слова латинскими буквами.
С возвратившимся из-за границы А.С.Поповым опыты были продолжены. В июле 1899 года П.Н.Рыбкин в гондоле воздушного шара с передатчиком, а А.С.Попов и Д.С.Троицкий – у телефонного приемника вблизи Петербурга провели первый сеанс связи между землей и аппаратом, находящимся в воздухе. Этим же летом на судах Черноморской эскадры А.С.Попов передавал сообщения на расстояние до 30 километров.
К осени 1899 года капитан Д.С.Троицкий с командой своих телеграфистов оборудовал станцию в Ораниенбауме, дав возможность продолжать опыты между Кронштадтским морским телеграфом и Ораниенбаумском берегом (небольшая мачта была установлена возле здания станции Военного телеграфа).
А дальше случилось вот что. В ноябре 1899 года броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» потерпел аварию – сел на камни у острова Гогланд и получил сильные повреждения. До ближайшей станции проволочного телеграфа в городе Котка было 44 километра. А так как для спасательных работ требовалось быстрое установление связи с Кронштадтом, Морское ведомство решило использовать для этой цели беспроволочный телеграф. На станции в Котке работали А.С.Попов, Д.С.Троицкий, А.А.Реммерт, на Гогланде – П.Н.Рыбкин. Эта первая в мире постоянно действующая линия радиосвязи эксплуатировалась с февраля по апрель 1900 года, пока броненосец не был снят с камней. За это время станции отправили 440 радиограмм. Была среди них и адресованная ледоколу «Ермак»: «Около Лавенсаари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь». Ледокол вышел в море, рыбаки были спасены.
Инженер А.С.Попов, решивший похлопотать о награждении капитана Д.С.Троицкого, в своем рапорте главному командиру Кронштадтского порта написал: «...Успех первых опытов практического телеграфирования был обеспечен во многом благодаря бескорыстному участию в наших работах капитана Троицкого, тем более, что между Гогландом и Коткой мы работали с помощью телефонного приемника. Большинство опытов, произведенных в компанию 1899 года на миноносце, бывшем в моем распоряжении, и приведших к введению во флоте приборов телеграфирования, осуществлено при содействии капитана Троицкого, так как обыкновенно опыты производились между фортом «Константин» и миноносцем, крейсировавшим вблизи Кронштадта. Все участие капитана Троицкого обусловливается только его личным интересом к делу, обещающему и в сфере его деятельности встретить приложение. Все услуги капитана Троицкого до сих пор остались без всякого вознаграждения…» Заметим, что результат этого рапорта оказался странным: Дмитрия Семеновича Троицкого сначала перевели на должность старшего офицера минной роты, а затем из Кронштадта отправили служить в крепость Усть-Двинск командиром минной роты.
После блестящей гогландской операции применением радиосвязи заинтересовались военные в сухопутных частях и пригласили помощников А.С.Попова – П.Н.Рыбкина и Д.С.Троицкого – для обучения армейских офицеров и солдат. Капитан Д.С.Троицкий разыскал заброшенные военные повозки и приспособил их для первых в мире походных радиостанций. Весной 1900 года Троицкий и Рыбкин провели опыты на льду Финского залива вблизи Кронштадтских укреплений. Учениками Троицкого стали разведчики (охотничья команда) 148-го пехотного Каспийского полка. Полковник барон Таубе –командир полка – отправил их обучаться под руководством капитана Троицкого различным способам военной сигнализации, для опытов с переносными станциями беспроволочного телеграфа. Учеба дала прекрасные результаты. Две станции, собранные Д.С.Троицким, работали безотказно с 6 июля по 9 августа 1900 года во время больших маневров Петербургского военного округа, между Ораниенбаумом и Лугой. Был сделан вывод, что именно такой способ приема депеш в полевых условиях является действенным и удобным (его называли «способом телеграфирования без проводов капитана Троицкого»). Тогда же подробный отчет о маневрах и применении новинки был опубликован в газете «Русский инвалид» и в двух номерах общевойскового журнала «Военный сборник» (№ 1 и № 2 за 1901 год).
Когда разгорелась русско-японская война и выяснилось, что японцы используют беспроволочный телеграф, военные чины вспомнили о Троицком. Ему поручили формирование так называемых «искровых рот». Выполнив спешное поручение, весной 1905 года он выехал в Манчжурию, но здесь тяжело заболел (рак кишок). После серьезной операции в Берлине Дмитрий Семенович Троицкий поселился в Петербурге, с увлечением отдавшись новому делу: вошел в Общество квартирохозяев и принял участие в сооружении громадного дома на Кавалергардской улице.
С началом первой мировой войны его захватила идея организации подвижных мастерских - для ремонта в прифронтовой полосе моторов аэропланов и различных двигателей. С одной из таких мастерских Дмитрий Семенович едва не попал в плен, но сумел вырваться из цепких рук германца, вывести свой поезд с фронта, сохранить от разрушения и перегнать сперва в Москву, а затем в Омск. На базе его подвижной мастерской летом 1918 года начал разворачиваться Омский механический и литейный завод. В разгар этой большой работы и застигла Троицкого внезапная смерть…
При жизни он не думал ни о славе, ни о бессмертии. Но вправе ли новые поколения забывать о яркой личности, замечательном патриоте, горячо любившем Родину и военное дело, деятельном и увлеченном творце, сподвижнике изобретателя радио А.С.Попова , без помощи которого Россия, возможно, не имела бы приоритета в этом деле, поскольку самое важное приспособление было сделано именно Д.С.Троицким? Для сохранения памяти о нем есть предложение установить мемориальную доску в Санкт-Петербурге, на Кавалергардской улице, где в доме № 7 с 1910 по 1916 годы проживал бывший начальник Кронштадтского крепостного телеграфа. Это инициатива директора Института океанологии им П.П.Ширшова Российской Академии наук С.С.Лаппо – одного из потомков Д.С.Троицкого - в преддверии юбилейной даты: в 2007 году исполнится 150 лет со дня рождения русского механика, конструктора, изобретателя Дмитрия Семеновича ТРОИЦКОГО.
Библиография:
М.И.Радовский. «Александр Степанович Попов. Биографический очерк» (Изд-во АН СССР, М.-Л.,1956);
Некролог Д.С.Троицкого (1857-1918). Газета «Свободная Сибирь», июль 1918 года, г.Красноярск;
А.Г.Аренберг. «А.С.Попов – изобретатель радио». Стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве (изд-во «Правда», М., 1951 г.);
«Военный сборник» № 1 и № 2, 1901 г.;
Г.И.Головин. «А.С.Попов – изобретатель радио». (М., 1945 г.)