Несколько штрихов о возможном будущем Лебяжьего

Лебяжье сейчас, в 2003 году, как и вся страна, после десятилетия «перетрусок-перестроек» находится в состоянии человека, которому надо определиться «кто он и где находится, а главное, куда можно идти». К сожалению, предпосылок для развития крупного бизнеса в окрестностях поселка до сих пор не нашли. Труднодоступные леса среднего и низкого банитета не позволяют рассчитывать на появление новых крупных предприятий лесопромышленного комплекса. Сплошные болота, пересекаемые редкими узкими гривками, не дадут разгуляться и влюбленному в сельское хозяйство. Кстати, даже корову из-за отсутствия покосов вблизи поселка пока решилась завести только одна семья. Большинство разводит коз и разную птицу.

Залежей полезных ископаемых, кроме строительных песков, в нашем регионе также не найдено. Мелководное побережье перечеркивает перспективу развития круизного судоходства. В общем, бесперспективное с точки зрения бизнеса место. Но есть и некоторые обнадеживающие тенденции.

Общественность поселка пока безуспешно 9 лет ожидает начала активного строительства порта в бухте Батарейная, что в 16 км от Лебяжьего на запад, у поселка Шепелево. Нефтяники «Сургутнефтегаза» новый портовый комплекс, может быть, и не построят, хотя государство выделило им еще в 1996 году для его строительства почти 200 миллионов долларов. Кстати, любопытный факт, в конце 1997 года, после торжественной закладки капсулы будущего порта в бухте Батарейная, этот крупный предмет из цветного металла откопали местные бомжи и сдали в утиль. Капсулу потом нашли, вернули хозяевам, но, как известно, закапывать больше не решились.

И все-таки главная перспектива поселка, несмотря на неторопливость нефтяников, в обслуживании транзитных грузовых потоков.Пока «Сургутнефтегаз» очередной раз, теперь уже в 2006 году обещает начать активное строительство, в 60-70 километрах от Лебяжьего уже активно строится крупный морской порт в Лужской губе. Наращивает мощность угольный экспортный терминал, начато строительство многоцелевой паромной переправы «Усть-Луга – Балтийск (Калининградская область) – порты Германии». Кстати, железнодорожники, как и в начале 20 века, вносят свою толику в бизнес перспективу поселка: уже второй год они активно развивают подъездные железнодорожные подходы к Усть-Лужскому порту. Так, мостоотряд N49 (из Московской области) реконструировал два моста вокруг узловой станции «Лебяжье». Ох, и потешались лебяженцы, глядя, как москвичи мучаются, пытаясь усмирить две наши, вроде, маленькие речушки, которые разбухли от дождей и несколько дней подряд размывали конструкции мостостроителей…

Параллельно с железной дорогой к новому порту сейчас активно развиваются транзитные автоперевозки. Обновлена автострада, которая, проходя через центр поселка, подарила лебяженцам долгожданное уличное освещение, мечту последнего 10-летия.

Как бизнес-перспективу, отмечу и Кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга. КАД пройдет в 10-15 км от Лебяжьего, в районе станции Бронка (Малая Ижора), по заброшенному пока виадуку. Для улучшения сервиса можно подумать и о развитии бизнеса специальных охотничьих угодий. На наших дальних болотных островах достаточно недорого развести или прикормить живность (фазанов, косуль, кабанов и так далее) и организовывать охотничьи туры в полном уединении, глухомань можно гарантировать не хуже Сибири.

Также очень перспективным, прежде всего для малого и среднего бизнеса, представляется создание комплекса услуг для водного туризма, строительство чистых купален, как делали до революции, а также рыбоводство и дайвинг на побережье Финского залива. Все эти варианты – естественный дар наших мест. Например, по данным морских археологов, на траверсе Лебяжьего на так называемом «свале Лондонской отмели» на дне залива скопилось огромное количество затонувших судов самых разных эпох. Специалисты называли мне цифры от 500 до 2 тысяч экземпляров, которые лежат порой друг на друге. То есть в наших водах сам собой образовался чудный подводный музей, который не требует денег для его сохранности, его надо только сделать доступным. Кстати, в Швеции работают несколько подводных музеев, которые выгоднее содержать, чем обычные сухопутные.

Экономика и экология суть разные полюса одной конструкции, говорил кто-то из великих мыслителей. Если в этом месте активно развивается экономика, то страдает экология и наоборот. В нашем варианте, наиболее перспективно развивать экологически привлекательные проекты. То есть проблема не в отсутствии возможностей, проблема в нежелании брать на себя ответственность. В данном случае в полной мере отношу это и к себе. На заре появления малого бизнеса мой отрицательный опыт отбил всякую охоту «играть с нашим государством в азартные игры». В то же время, надо отметить, что население поселка просто не готово работать самостоятельно, без указок из райцентра или области. Опять же сказывается привычка служилых людей не проявлять инициативу, хотя раньше сходы в поселке не были редкостью.

Очень хорошо помню, как в конце 80-х лебяженцы регулярно устраивали сходы (собирались в актовом зале ЛВАТУ), на которых обсуждали деятельность местной власти, выслушивали отчеты, порой и с руганью. Особенно запомнилась история со строительством дома на улице Мира, 3 (крайний дом перед колодцем – теперь колонкой). Конфликт жителей и власти произошел из-за того, что проект этого дома предполагал уничтожение колодца с питьевой водой, фундамент дома фактически наезжал на него.

Люди на сходе «встали стеной» в защиту источника, объявили сход. Помню, дискуссия чуть не закончилась дракой с большими начальниками. Дело получило широкую огласку, замять его уже не могли. Проект дома переделали, а лебяженцы, заметьте, задолго до прихода «официальной демократии и местного самоуправления», познали, какая сила кроется в высказанном народном мнении, но, к сожалению, сейчас наше местное самоуправление больше напоминает местное единоначалие на временной основе. Кстати, тот дом стал единственным в поселке, который построен не в линию, а буквой «Г».

Притча о воде в Лебяжьем - печальная и поучительная история. Когда в 70-е годы активно застраивали центральную часть поселка, под «пятнами застройки» похоронили четыре колодца с питьевой водой. Строители потом наковыряли десятки скважин, но вода в них непригодна даже для стирки. Лебяжье (все шесть поселений) стоит на так называемой "болотной линзе". Куда ни ткнёшь - всюду под слоем песка и глины, на глубине ниже 2-5 метров - болотистая, насыщенная железом вода. Наши предки опытным путём находили места, где ключи сходятся на уровне чуть выше болотной жижи, там и делали колодцы. С начала 90-х в посёлок обещали привести "большую воду" c Невского водовода, в 1997 году, наконец, в многоэтажных домах лебяженцы смогли принимать ванну. Ранее воду фильтровали через рулоны ваты, а мылись люди только в бане. Привычка брать воду из колодцев сохраняется и по сей день.

Наши рекомендации