Порядок назначения на воинскую должность

В настоящее время назначение военнослужащих на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», разд. III Положения о порядке прохождения военной службы и соответствующими нормативными правовыми актами руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей осуществляются:

- военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, – указами Президента Российской Федерации;

- остальных военнослужащих – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы[9].

Правило о том, что назначение военнослужащих на воинские должности и освобождение от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, осуществляется указами Президента Российской Федерации, принято в соответствии со ст. 87 и п. «л» ст. 83 Конституции Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

Статья 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к составу «высшие офицеры» относит офицеров, имеющих воинские звания от генерал-майора (контр-адмирала) и выше.

Военнослужащие, имеющие воинское звание «полковник» и ниже, назначаются на воинские должности в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на следующие воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга:

а) командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады;

б) заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений (например, эскадры), заместитель командующего армией и ей равных объединений (например, флотилии);

в) заместитель (помощник) командующего (командира), начальника рода войск и службы, начальник управления, направления и его заместитель, начальник отдела военного округа (группы войск, округа ВВС и ПВО), флота (группировки войск и сил), Воздушно-десантных войск, главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации, главного, центрального управления, начальник, заместитель начальника самостоятельного направления (отдела, службы) Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);

г) заместитель начальника штаба, начальник рода войск и службы, начальник отдела кадров корпуса, армии и им равных объединений;

д) военный комиссар;

е) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательских организаций;

ж) заместитель начальника и его помощник, начальник отдела и службы, начальник и заместитель начальника факультета, начальник кафедры и заместитель начальника кафедры военной академии и военного университета;

з) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник кафедры военного института, филиала военной академии и университета, военного училища;

и) начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба);

к) начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования;

л) военнослужащий главного, центрального и другого управления Министерства обороны Российской Федерации или Вооруженных Сил Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), непосредственно подчиненного руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а также военнослужащий, непосредственно подчиненный руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Приказ Министра обороны РФ от 30.10.2015 № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», а также приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» от 16 января 2001 г. № 30.

Данными нормативными правовыми актами уточнены полномочия должностных лиц органов военного управления по назначению военнослужащих на воинские должности.

Должностные лица пользуются правом назначения на воинские должности (освобождения от воинских должностей) в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Вышестоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должностным лицам.

Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением о порядке прохождения военной службы.

Офицеры, окончившие высшие военно-учебные заведения, назначаются на воинские должности (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение командира (начальника) для дальнейшего назначения на воинскую должность) приказами руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, а на воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами, – указами Президента Российской Федерации.

По должностному положению различаются воинские долж­ности начальников и подчинённых.

Классификация по данному признаку обусловлена особен­ными принципами военной службы, составляющими существо военно-служебных отношений, такими, как единоначалие, су­бординация, воинская дисциплина. Начальник вправе отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Начальни­ки, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником. Служебное подчинение в перечисленных случаях определяется должностным положением военнослужащих. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы на­чальника,

В ряде случаев, предписанных законодательством, военная служба может осуществляться и не на воинских должностях. Та­кими случаями является нахождение военнослужащего в распо­ряжении командира (начальника), в связи с проведением орга­низационно-штатных мероприятий, в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела.

Федеральными законами и нормативными правовыми акта­ми Президента РФ могут быть установлены другие случаи про­хождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.

Требования предъявляемые при назначения на воинскую должность

Военнослужащий, назначаемый на воинскую должность, должен отвечать установленным к ней требованиям.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» к воинской должности (к конкретной военно-учетной специальности) устанавливаются следующие требования:

1) медицинские;

2) профессиональные психологические;

3) социальные психологические;

4) образовательные (по уровню знаний и профессионального образования, в том числе уровню знаний Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей);

5) по профессиональной подготовке, стажу и опыту работы по специальности;

6) по физической подготовленности;

7) иные требования, предусмотренные законодательством РФ.

Требования, предъявляемые к воинской должности, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба.

В целях определения соответствия кандидата, назначаемого на воинскую должность, установленным к ней требованиям проводится профессиональный отбор.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями, которое включает методические приемы по изучению состояния здоровья и профессионально важных свойств личности, стандартизированную схему обследования пополнения, математический расчет и анализ результатов тестирования, унифицированные приемы обобщения диагностической информации и правила распределения военнослужащих по основным воинским должностям.

Основными задачами профессионального отбора являются:

1. определение профессиональной пригодности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих к подготовке (обучению) и военной службе на конкретных штатных воинских должностях органов пограничной службы;

2. отбор кандидатов для обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Профессиональный отбор организуется и проводится:

1. в военных комиссариатах – в ходе отбора призывных контингентов и проведения призыва, а также отбора кандидатов на военную службу по контракту из числа граждан, пребывающих в запасе, и не состоящих на воинском учете граждан женского пола;

2. в органах и войсках Вооруженных Сил Российской Федерации – при назначении на воинские должности.

3. Медицинские требования к воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации закреплены Положением о военно-врачебной экспертизе[10], утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июня 2013 г. № 565, и приказом Министра обороны РФ от 20.10.2014 № 770 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации правовых актов по вопросам проведения военно-врачебной экспертизы»., в соответствии со ст.ст. 1, 2 которых военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, в целях определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов), а также для осуществления медико-социальной помощи гражданам, проходящим (проходившим) военную службу (военные сборы).

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии[11].

Вышеуказанной Инструкцией предусмотрены следующие виды медицинского освидетельствования при назначении на воинские должности:

1. освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу;

2. освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту;

3. освидетельствование граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения;

4. освидетельствование военнослужащих;

5. освидетельствование военнослужащих, отбираемых для службы и проходящих службу в спецсооружениях;

6. освидетельствование военнослужащих плавсостава Военно-Морского Флота;

7. освидетельствование военнослужащих Воздушно-десантных войск;

8. освидетельствование военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, отбираемых для службы (работы) и проходящих службу (работающих) с РВ, ИИИ, КРТ, источниками ЭМП, микроорганизмами I-II групп патогенности;

9. освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом);

10. освидетельствование военнослужащих для определения годности их для выполнения задач (прохождения военной службы) в условиях повышенного риска радиационного ущерба на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы (зона отчуждения, зона отселения);

11. освидетельствование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, членов их семей, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжающих в иностранные государства с неблагоприятным жарким климатом.

Освидетельствование граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится в целях определения:

1. годности к военной службе (прохождению военных сборов), службе в виде Вооруженных Сил Российской Федерации, роде войск, обучению (службе) по военно-учетной специальности;

2. годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями, а также для определения годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) и выполнению работ на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы;

3. годности к прохождению военной службы (для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – к проживанию) в иностранных государствах с неблагоприятным жарким климатом;

4. годности к управлению транспортными средствами.

В соответствии со ст. 11 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, разрабатывают требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации[12].

Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе.

Медицинское освидетельствование летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 г. № 455.

Профессиональные психологические требования к воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации закреплены Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны РФ от 26 января 2000 г. № 50.

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах РФ является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств (далее именуются – профессионально важные качества) граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

Одной из задач профессионального психологического отбора является определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям.

Определение профессиональной пригодности и выработка рекомендаций по распределению граждан (военнослужащих) для подготовки по военно-учетным специальностям и воинским должностям осуществляются на основании Психологической классификации воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) и Перечня отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин с учетом их соответствия классам основных сходных воинских должностей (приложение № 2 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ).

К каждой воинской должности предъявляются требования социальные (по возрасту, полу, служебному положению, стажу и опыту работы по специальности и т.д.), а также требования по уровню образования, профессиональной подготовки, уровню знаний Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Уровень образования гражданина (военнослужащего) подтверждается дипломом, аттестатом (иным документом об окончании учебного заведения и прохождении итоговой государственной аттестации) государственного образца.

В соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к приказу министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100) должности в подразделениях юридической службы комплектуются лицами с высшим юридическим образованием[13].

Должности специалистов по профессиональному психологическому отбору, замещаемые военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, комплектуются лицами, имеющими необходимые уровни образования (подготовки) по специальностям, установленные для этих должностей, и соответствующими квалификационным требованиям к специалистам по профессиональному психологическому отбору (приложение № 11 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах РФ).

Обязательным условием назначения на должности сержантов и старшин является наличие у кандидатов среднего (полного) общего образования[14].

Для проверки уровня знаний назначаемого на воинскую должность военнослужащего Конституции РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей перед назначением на вышестоящие должности офицеры, прапорщики и мичманы Вооруженных Сил РФ обязаны сдать зачет по соответствующему правовому минимуму.

Подводя итог данной главе необходимо отметить, что гражданин может быть назначен на воинскую должность лишь в том случае, если он по всем требованиям ей соответствует. Соответствия определяются по таким критериям:

· уровень физической подготовки;

· уровень теоретической подготовки;

· соответствие полученной профессии, специализации назначаемой воинской должности;

· опыт работы;

· результаты психологического тестирования;

· состояние здоровья и т.д.

Назначение на воинские должности может проходить также после качественно пройденной переподготовки военнослужащего гражданина.

Основные правила по назначению на воинские должности:

· назначение высшего офицерского состава проходит после подписания президентом соответствующих указов;

· назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти.

Военнослужащие могут быть назначены:

· на должность, что рангом ниже предыдущей должности. У военнослужащего становится меньше полномочий, размер оклада уменьшается;

· на должность, которая равна по рангу предыдущей должности. Соответственно, права и обязанности военнослужащими остаются неизменными;

· на должность, что рангом выше предыдущей должности. Военнослужащий наделяется большим кругом обязанностей и полномочий, размер оклада возрастает.

Ответственность за назначение военнослужащих на новые воинские должности несут их непосредственные командиры.

Заключение

В данной курсовой работе нами был рассмотрено назначение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований на воинские должности.

Проанализированы:

1. понятие и сущность воинской должности;

2. основания назначения военнослужащих на воинские должности;

3. порядок назначения на воинские должности;

4. требования предъявляемые при назначении на воинские должности.

Подводя итог данной работе необходимо отметить, что воинская должность военнослужащего определяет его положение (права и обязанности) по отношению к другим военнослужащим или военнообязанным.

Каждый гражданин, проходящий военную службу в вооружённых силах в соответствии с его служебным положением, военной или специальной подготовкой, принадлежностью к виду ВС, роду войск (сил) вида ВС, спецвойскам или виду (роду) службы, а также по персональным государственным (служебным) заслугам персонально назначается на воинскую должность и наделяется должностными полномочиями в соответствии с ней.

Все воинские должности являются должностями федеральной государственной службы. Они учреждаются в распорядительном порядке актами Президента РФ либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций военных органов.

Каждая воинская должность содержит отдельную от других группу функций, выполняемых военнослужащим по данной должности. В каждой воинской должности аккумулируются власт­ные и профессиональные возможности военнослужащего, опре­деляются границы и конкретное содержание его полномочий, квалификационные требования, реальные возможности и объем участия в реализации компетенции соответствующей военной организации.

Несмотря на то, что в большинстве своем воинские должно­сти замещаются военнослужащими, тем не менее, в отдельных случаях без ущерба для оперативно-служебной деятельности, боевой и мобилизационной готовности разрешается комплекто­вать вакантные воинские должности гражданским персоналом. Перечни таких должностей утверждаются руководителями феде­ральных органов исполнительной власти, в которых предусмот­рена военная служба.

Наименование воинских должностей, равно как и объем полномочий по ним, обусловлены предназначением и организа­ционно-штатной структурой Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых служебных и должностных обязанностей, применяемых методов деятельности.

Гражданин может быть назначен на воинскую должность лишь в том случае, если он по всем требованиям ей соответствует. Соответствия определяются по таким критериям:

· уровень физической подготовки;

· уровень теоретической подготовки;

· соответствие полученной профессии, специализации назначаемой воинской должности;

· опыт работы;

· результаты психологического тестирования;

· состояние здоровья и т.д.

Назначение на воинские должности может проходить также после качественно пройденной переподготовки военнослужащего гражданина.

Основные правила по назначению на воинские должности:

· назначение высшего офицерского состава проходит после подписания президентом соответствующих указов;

· назначение младшего офицерского состава происходит по распоряжению федеральных органов исполнительной власти.

Военнослужащие могут быть назначены:

· на должность, что рангом ниже предыдущей должности. У военнослужащего становится меньше полномочий, размер оклада уменьшается;

· на должность, которая равна по рангу предыдущей должности. Соответственно, права и обязанности военнослужащими остаются неизменными;

· на должность, что рангом выше предыдущей должности. Военнослужащий наделяется большим кругом обязанностей и полномочий, размер оклада возрастает.

Ответственность за назначение военнослужащих на новые воинские должности несут их непосредственные командиры.

Таким образом в настоящий момент в Вооруженных Силах Российской Федерации существует точная и четкая нормативно-правовая регламентация воинских должностей, порядка назначения на воинские должности, требований предъявляемых к военнослужащим при назначении на воинские должности. Это способствует поддержания законности и порядка в армии, соблюдению прав и свобод военнослужащих, и является залогом высокой боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Список литературы

Наши рекомендации