Государь Император Петр I Алексеевич
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного являлся первым и высшим орденом в Российской Империи. Выбор Святого в качестве небесного покровителя ордена связан с древнейшим летописным преданием о путешествии Святого Апостола Андрея Первозванного по землям, где впоследствии образовалось Русское государство.
Из древних источников известно, что Андрей (муж сильный) - один из 12 Апостолов, проповедовал христианство в Малой Азии, Греции, Скифии и доходил даже до Киева, где на горах его водрузил Крест с пророческим предсказанием: "Видите ли горы эти? Поверьте мне, на них воссияет благодать Божья". Апостол распят был на косом (Андреевском) кресте в греческом городе Патрас. Государь Петр I почитал Святого Апостола как своего покровителя и державы Российской. Единого мнения о точной дате учреждения ордена среди ученых нет, называются 1696 год и 1698 год.
Статут ордена составлялся Императорами в 1720, 1729, 1730, 1744 годы, законодательно утвержден лишь в 1797 году. Он жаловался только по усмотрению Государя Императора за воинские подвиги (преимущественно) и за государственную службу России.
Орден имел одну степень, а с 1797 года и бриллиантовые украшения - особую степень награждения. К знакам ордена, полученного за военные подвиги, по Указу Государя Императора Николая I Павловича с 1855 года присоединялись два скрещенных золотых меча, помещаемых сверху креста и на верхнем луче звезды.
"Знаменованиями" цепи, о котором говорилось в павловском Статуте, служили золотые двуглавые орлы, Андреевские кресты на фоне красного круга, медальоны с изображением "трофея" и вензелем Императора Петра I. Жалуемые с бриллиантами Андреевские кресты стоили немалые суммы — и по этому уставом ордена наследники обязывались "при объявлении кавалерской смерти отослать орденский знак казначею ордена". Позднее к ордену, жалуемому за военные подвиги, добавились скрещенные мечи: в верхней части Креста.
Проект Устава ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, который несколько десятилетий оставался единственным русским орденом, составлялся при непосредственном участии Государя Петра I. В нем была глава "О кавалерах", в которой говорилось, за что должна выдаваться эта награда: "…в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям".
Как же выглядел первый российский орден? Его атрибутами являлись Андреевский крест, звезда, лента и золотая цепь. В первом дошедшем до нас статусе они писаны так:
"Орденский знак имеет две стороны: передняя представляет изображение св. Андрея, висящего на так называемом Андреевском кресте, предоставленном продолговатым изображением в виде косого креста, на котором сей святой Апостол был распят.... На задней же стороне изображен двуглавый орел с тремя золотыми коронами, означенный золотою и синеватою тенью на крыльях. Грудной щит изображает Георгия Победоносца, убивающего копием змия... На одном боку орла стоит А - начальная буква имени святого Апостола Андрея, патрона сего ордена, а на другой - П, в память Основателя и Покровителя оного ордена. Кругом креста, на орденской цепи написано российскими буквами изречение, или девиз: "За веру и верность". Сей крест должен быть золотой с алмазами, наведенный финифтью, украшенный алмазною короною, ценой около 85 рублей, повешен сквозь крючки на петлях из цельного золота. Ангелы, держащие над ним корону, должны быть вышиты серебром, корона - золотом, а слова "За веру и верность" служит надписью, или девизом. Однако ж кавалер может дать несколько алмазов и других дорогих каменьев Казначею для употребления на крест и украсить оный по своей воле. Носить же сей орден на голубой ленте косвенно через плечо от правого на левое до пояса. Орденскую осьмиконечную звезду должно пришивать на кафтане и епанче, в середине оной золотое поле, в котором серебряный крест".
Впоследствии этот Статут (высочайше не утвержденный, но реально действовавший) не раз видоизменялся и дополнялся.
Так, в "Статуте четырех Российских орденов" Государя Императора Павла I от 5 (18) апреля 1797 года знаки ордена Святого Апостола Андрея Первозванного описываются следующим образом:
"Лента голубая через правое плечо. Крест синего цвета в двуглавом и тремя коронами увенчанном орле, предстовляющий распятого на нем Святого Апостола Андрея, и по четырем концам имеющий золотые латинские буквы SAPR, означающие Sanctus Andreas Patronus Russiae, на другой стороне в середине Орла хартия, на которой написан девиз орденский: "ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ".
Звезда серебряная, имеющая в середине в золотом поле крест гладкий голубой Святого Андрея; в окружности же в голубом поле над крестом корону и тот же орденский девиз золотыми буквами. Кавалеры носят оную на левой стороне.
В праздник орденский и другие дни, когда от НАС повелено будет кавалерам быть в полном их одеянии, носят они вместо ленты Крест Орденский на цепи золотой, украшенный знаменованиями оному присвоенными, нашитой на крагене епанчи".
Процитируем здесь А. В. Скоробогатова, кандидата исторических наук из отдела рукописей и редких книг Казанского государственного университета: “…Пристрастие Павла I к регламентации отразилось и в "Установлении для Орденов Российских". Возвышенная риторика начальных фраз напоминает о славе рыцарской традиции, но при этом Павел I смешивал средневековое значение рыцарских орденов с их позднейшей функцией награды за службу абсолютному монарху. Ордена должны были превратить службу дворянина государству в христианскую службу императору как первосвященнику и монарху. Вскоре после коронации Установление было доработано и снабжено рисунками не только самих орденов, но и орденской формы в соответствии с внутренней иерархией (Рукописный оригинал "Установления для Орденов Российских" с цветными рисунками в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля; на его основе был опубликован печатный вариант с черно-белыми гравюрами).
В Установлении были точные предписания для торжественных орденских актов, правила ношения одежды, медалей и лент, праздничные дни отдельных орденов. Корме того, император ввел праздник для всех ветвей нового ордена - 8 ноября, день Архангела Михаила. Архангел обычно назывался традиционным для православия словом "Святой Архистратиг Михаил". Архангел, небесный предводитель Церкви Торжествующей, покровитель Российского государства стал основным символом возвышенной миссии Павла. Установление указывало, что орденский акт в этот день должен будет происходить в церкви Архангела Михаила в будущем Михайловском замке. Рыцари Российского ордена, таким образом, заняли свое место в Церкви Воинствующей и вступили в битву за всеобщее спасение...»
Орден Святого Андрея Первозванного - единственный из всех русских орденов, который имел цепь. В особо торжественных случаях: в Царские дни и в дни орденских праздников кавалеры надевали цепь вместо голубой ленты. Самые ранние из сохранившихся орденов украшены многоцветной эмалью и состоят из чередующихся звеньев трех видов - двуглавого орла, арматуры с вензелем Царя Петра I и розетки с Андреевским крестом на фоне золотых полосок в виде сияния. Цепь обязательно начиналась и заканчивалась двуглавым орлом. Вид орденской цепи почти не претерпел изменения вплоть до начала ХХ века.
Цепь ордена состоит из чередующихся звеньев трех видов: российский государственный орел; картуш, залитый синей эмалью, в центре которого помещен золотой накладной вензель Петра Великого, картуш увенчан короной, а по краям обрамлен арматурой; розетка, покрытая красной эмалью и разделенная золотыми полосками в виде сияния. Звенья цепи соединены между собой золотыми овальными кольцами.
Как уже говорилось ранее, по мысли Государя Петра I орден Святого Апостола Андрея Первозванного предназначался "в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные Нам и Отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние".
В проекте устава ордена была особая глава "О кавалерах". В ней говорится о том, какие требования предъявляются к кандидатам в кавалеры этого ордена. Они должны иметь графский или княжеский титул, звание сенатора, министра, посла "и прочих высоких достоинств", либо генеральский или адмиральский чин. Орден могли получить также и губернаторы, которые "несколько лет, а по меньшей мере десять, оказали полезные и верные услуги". Кроме того, непременным условием были отсутствие у кавалера телесных недостатков, возраст не менее 25 лет и наличие состояния, необходимого для того, чтобы "важность сего события поддержать".
Кавалерами ордена могли стать также иностранцы, причем к ним предъявлялись те же требования, что и к русским кандидатам. Всего подданным 35 государств пожалован был Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Перед вами полный перечень государств главы и подданные которых пожалованы были высшим орденом России:
Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Ватикан, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Дания, Персия (Иран), Испания, Италия, Китай, Корея, Латвия, Литва, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Сиам (Таиланд), Турция, Бухара (Узбекистан), Франция, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия, Япония.
Первым иностранным подданным, послом и гофмаршалом – кавалером ордена Святого Апостола Андрея Первозванного под номером 4 стал посол Пруссии в России Людвиг Принцен (1675-1725).
Монархом Европы стал герцог Брауншвейг-Вольфенбюттель Людвиг-Рудольф (1671-1735). Государь Император Петр I Алексеевич собственноручно вручил орден 14 (27) октября 1711 года.
Последним, кто удостоился Высочайшей милости был наследный принц Датский Фредерик, будущий король Дании Фредерик IX (1899-1972).
Последний кавалер ордена Святого Апостола Андрея Первозванного из оставшихся в живых со времени свержения в России Монархии в 1917 году, был император Японии Хирохито (1901-1989), скончавшийся в 1989 году.
Одновременно кавалерами ордена Святого Апостола Андрея могло быть не более 12 человек "природных российских кавалеров". Это условие на протяжении всего Царствования Петра I Алексеевича тщательно соблюдалось. Лишь в 1719 году число русских кавалеров ордена равнялось двенадцати (в их число не включались иностранцы, находившиеся на русской службе), в остальные годы их было и того меньше. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных) не должно было превышать двадцати четырех.
Первые из достойных
Первым кавалером ордена Святого Андрея Первозванного 10 (23) марта 1699 года в 49-летнем возрасте стал Федор Алексеевич Головин (1650-1706) - ближайший соратник Государя Петра I, отличавшийся незаурядным умом и выдающимися военными и дипломатическими талантами. Именно он в 1689 году заключил Нерчинский мир о границе между Российским государством и Китаем. Во время первого заграничного путешествия Государя Петра I Алексеевича Ф. А. Головин занят был организацией Российского флота: приглашал иностранных офицеров и мастеров, закупал необходимые для строительства флота материалы, отправлял за границу русских учеников. По возвращении в Отечество он встал во главе только что созданного "Приказа Воинских морских дел", одновременно возглавляя и Посольский приказ.
Вторым кавалером ордена стал гетман Иоанн Мазепа (1640-1709), получивший первую русскую награду из рук самого Государя Петра I Алексеевича 8 (21) февраля 1700 года. Однако после известия об измене кавалера Мазепы по приказу разгневанного Царя Петра I "персону (манекен Мазепы) вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взяв и прицепив за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил". В 1708 году второй кавалер ордена лишен был награды за измену России.
Необходимо признать, что в истории ордена не все проистекало гладко, поскольку на третий год его учреждения Россия вступила в войну со Швецией в Великой Северной войне (1700-1721), а потому поведение многих кавалеров не соответствовало Статуту и девизу ордена «За веру и верность». Именно из-за предательства российских интересов в войне со Швецией из первых десяти кавалеров ордена Святого Апостола Андрея Первозванного лишились награды четверо. Первым оказался в декабре 1703 года канцлер Саксонии граф Вольфганг Дитрих Бейхлинген (1665-1725). Вторым – десятый кавалер, генерал-инженер русской службы Жозеф Каспар Ламбер, сбежавший из России в 1706 году. Третьим – девятый кавалер, генерал-поручик Иван Иванович Чамберс (ум. 1745) и четвертым – Иоанн Мазепа, лишенный ордена в 1709 году.
Сам Государь Петр I Алексеевич в чине капитана бомбардирской роты отмечен был орденом седьмым по счету (!) в мае 1703 года.В то время Государю исполнилось 33 года. Генерал-фельдмаршал, адмирал и глава Посольской канцелярии Федор Алексеевич Головин возложил на Государя орден за воинский подвиг - руководство операцией по взятию двух шведских судов в устье Невы.
При Государе Петре I орден был не просто высшей, а практически недостижимой для большинства наградой. Третьим кавалером стал 30 декабря 1701 года (12 января 1702) граф Борис Петрович Шереметев (1652-1719) за победу над шведами при г. Эрресфере.
Награждения орденом Святого Апостола Андрея Первозванного происходили не часто. К примеру с октября 1703 по август 1708 года, в 1715, 1720-1721 и 1723 гг. не было ни одного пожалования. В то же время только за одну Полтавскую викторию Государь вручил орден сразу четырем подданным. В их числе генерал-фельдмаршал Аникита Иванович Репнин (1668-1726) и генерал Яков Виллимович Брюс (1670-1735), командовавший во время боя Русской артиллерией. Принадлежавшая ему звезда — единственная из орденских звезд петровской эпохи, которая дошла до нас и ныне хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
Всего же за 24 с небольшим года в Царствование Петра I орденом Святого Апостола Андрея Первозванного были пожалованы 38 человек. До 1740 года Статут отмечал неразумность награждения орденами малолетних, и в соответствии с этим Цесаревич Алексей Петрович (1690-1718) получил орден только в день Священного Таинства венчания, а Государь Император Петр II Алексеевич (1715-1730) по молодости своей и вовсе не попал в список кавалеров. Однако начиная с Государя Императора Иоанна VI Антоновича (1740-1764), уже каждый новорожденный младенец мужского пола в Доме Романовых становился кавалером высшего ордена России.
Преемники Государя Петра I орден Святого Андрея Первозванного жаловали не часто. Лишь Императрица Екатерина I Алексеевна (1684-1727) за два года и три месяца своего Царствования пожаловала 18 знаков ордена, т. е. по 9 в год!
Государь Император Петр II Алексеевич за 2 года и 9 месяцев только 5, Императрица Анна Иоанновна за 10 лет Царствования – 24 ордена (среди награжденных, включая саму Императрицу, было только пятеро русских).
Августейшая дочь Государя Петра Великого Государыня Елизавета I Петровна (1709-1762) за 20 лет Царствования пожаловала орден 83 подданным. При Императрице Екатерине II Алексеевне (1729-1796), пребывавшей на Русском Престоле более 33-х лет орден пожаловали 100 подданным, в том числе первому священнику – католическому Архиепископу Литовскому Габриэлю Яну Подосскому (1700-1777). Всего же до Царствования Государя Императора Павла I Петровича (1754-1801) т. е. за 102 года кавалерами ордена Святого Апостола Андрея Первозванного стали 231 человек.
Введение Статута ордена
Пятого (18) апреля 1797 года, в день Священного Коронования и венчания на Царство Государь Император Павел I Мученик подписал особое Установление, которое стало первым по времени официальным Статутом Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
Государь Император Павел I Мученик в "Установлении об орденах" регламентировал порядок награждения, и с тех пор Великие Князья жаловались орденом при совершении Святого Таинства Крещения, а Князья Императорской крови - по достижении совершеннолетия. Впоследствии награжденный орденом Святого Апостола Андрея Первозванного одновременно становился кавалером орденов Святого благоверного Князя Александра Невского, Белого Орла, Святой Анны 1-го класса, Святого Станислава 1-го класса и жаловался знаками этих орденов. Кавалеры ордена Святого Апостола Андрея Первозванного тотчас считались "в третьем классе чинов, хотя бы по службе находились и ниже сей степени". К третьему и выше классу в Табели о рангах Российской Империи относились: