Средства связи. Вооружение, средства жизнеобеспечения и электропитания.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Средства связи машины 1В14—(1) предназначены для обеспе­чения внешней радиотелефонной связи по радиостанциям или проводным каналам связи, а также для обеспечения внутренней связи между членами экипажа.

|В состав средств связи входят: средства радиосвязи, средства проводной связи, коммутационная аппаратура 1Т803М.

Средства радиосвязи предназначены для ведения переговоров по радиоканалам с машинами 1В14-(1), 1В15-(1) и 1В16-(1).

В состав средств радиосвязи входят: три радиостанции -123М, два антенных устройства со штыревыми антеннами, блок антенных фильтров.

Средства проводной связи предназначены для обеспечения дистанционного управления радиостанциями, для связи с членами экипажа машины по сети внутренней связи с выносного командного пункта и для связи СОБа с машинами 1В14-(1), 1В15-(1) и 1В16-(1).

К средствам проводной связи относятся: коммутатор П-193М, три катушки ТК-2 с проводом П-275 (П-274-М), два телефонных аппарата
ТА-57 и линейный щиток. При организации выносного ПУ для осуществления связи с общевойсковым командиром используется коммутатор П-193М,

Коммутационная аппаратура 1Т803М предназначена для обеспечения внутренней двусторонней телефонной связью всех членов экипажа, работы экипажа по радиоканалам и про­водным линиям связи, а также для дистанционного управления радиостанциями через выносные телефонные аппараты. В комп­лект коммутационной аппаратуры 1Т803М для машины 1В13-(1) входят: три аппарата абонента АА62, два аппарата абонента АА80, аппарат абонента АА64, пульт управления ПУ5 блок усилителя БУ7, три согласующих блока радиостанций Р-123М (блоки БСР1), семь нагрудных переключателей, электродинамический громкоговоритель Гр-3 (Гр-16), усилитель УГ8, блок БПС1, блок питания БП7.

Питание на коммутационную аппаратуру 1Т803М включается с пульта управления ПУ5 переключателем БС в положение ВКЛ.

Переключатели рода работ на аппаратах абонентов комму­тационной аппаратуры, к которым подключены радиостанции, находятся в положении, соответствующем обслуживаемой ра­диостанции.

СОБ, приняв информацию, передает команды (распоряжения) по сети внутренней связи. При этом пере­ключатели рода работ на всех аппаратах абонентов уста­навливаются в положение ВС или, независимо от положения органов управления на их аппаратах и на ПУ5 нажимается кнопка ВЫЗ своего нагрудного переключателя. При ведении переговоров СОБом через радиостанции необхо­димая радиостанция подготавливается радиотелефонистом или старшим радиотелефонистом. Переключатель рода работ на аппарате абонента АА62 устанавливается в положение, соот­ветствующее необходимой радиостанции. При передаче инфор­мации кнопку ПРД нагрудного переключателя нажать и удержи­вать ее в этом положении. Закончив передачу, кнопку отпу­стить.

Аналогичные операции при ведении радиосвязи производят на аппаратах других номеров расчета.

При ведении переговоров по радиоканалу радиотелефонист, обслуживающий данную радиостанцию, следит за правильной настройкой радиостанции и контролирует ее работу. При ди­станционном управлении радиостанциями через проводные кана­лы связи с выносного пункта прокладываются телефонные ли­нии. Концы кабелей подключают к клеммам линейного щитка и клеммам телефонных аппаратов ТА-57.

Переключатель ЛИН1 или ЛИН2 на пульте управления ПУ5 устанавливается в положение выбранной радиостанции. В микротелефонной трубке телефонного аппарата ТА-57 слышится шум приемника одной из радиостанций Р-123М. При нажатии разговорного клапана микротелефонной трубки телефонного ап­парата радиостанция переводится в режим передачи, при от­пускании разговорного клапана - в режим приема. Радиостан­ция подготавливается к работе и контролируется радиотеле­фонистом или старшим радиотелефонистом. Коммутационная ап­паратура обеспечивает циркулярный вызов СОБом всех членов, экипажа. При нажатии кнопки ВЫЗ своего нагруд­ного переключателя и удержании ее в этом положении, незави­симо от положения органов управления на аппаратах абонентов и на пульте управления ПУ5, командир батареи может вызывать голосом любого члена экипажа.

Для вызова радиотелефонистами или командиром отделения СОБа переключатель рода работ на их аппаратах устанавливается в положение ВС. Если переключатель рода работ на аппарате абонента АА62 находится в положении ВС, должен прослушиваться голос СОБа. При отсут­ствии связи нажимается кнопка индивидуального вызова на соответствующем аппарате.

На аппарате АА62 загорается лампа вызывающего. Для связи с вызывающим членом экипажа САБ должен нажать соответствующую кнопку и удерживать ее до окончания разго­вора. При отпускании кнопки происходит автоматический воз­врат в тот вид связи, которым он пользовался до вызова.

В случае срочного вызова радиотелефонистом или команди­ром отделения старшего радиотелефониста, ведущего внешнюю связь, нажимается на их аппаратах кнопка СТ.РАД и вызывает­ся голосом старший радиотелефонист. При этом происходит принудительное отключение старшего радиотелефониста от ра­боты по радио и включение в сеть внутренней связи. Анало­гично может производиться вызов старшим радиотелефонистом радиотелефониста, ведущего внешнюю связь.

Для циркулярного вызова механиком-водителем любого члена экипажа нажимается кнопка ВЫЗ нагрудного переключателя и удерживается в этом положе­нии до окончания разговора. Механик-водитель имеет возможность вызова, соответственно, ко­мандира отделения и СОБа путем нажатия кнопки ПРД нагрудного переключателя. При этом на аппарате абонента АА62 загорается сигнальная лампа. Для ответа необходимо на­жать соответствующую кнопку.

СОБ с аппарата АА62 и старший радиотелефонист с пульта управления ПУ5 имеют возможность выхода на телефонную связь по двухпроводной линии связи длиной до 10000 м, выполненной проводом П-275 (П-274-М), через комму­татор П-193М при установленных переключателе СТ.РАД на пульте управления ПУ5 и переключателе рода работ на аппа­рате АА62 в положение ЛИН.

Радиостанция Р-123М, состоящая из приемопередатчика и блока питания, ультракоротковолновая, телефонная, с частотной модуляцией, с подавителем шумов, выполнена по трансиверной схеме. Работает в диапазоне ча­стот 20 – 51,5 МГц, который разбит на два поддиапазона,

20 – 35,75 и 35,75 – 51,5 МГц, и имеет 1261 рабочую часто­ту.

Частоты стабилизированы кварцами и распределены равномерно с интервалами 25 кГц в указанном диапазоне. Антенной радиостанции служит 4-метровый штырь, состоящий из четырех колен.

Связь может быть осуществлена при уменьшенной высоте ан­тенны, а также на аварийную антенну (3-метровый провод ЛПРГС); дальность связи при этом уменьшается.

Радиостанция подключена к шлемофонам через коммутацион­ную аппаратуру 1Т803М.

Кроме того, на радиостанции можно работать, подключив­шись к ней непосредственно шлемофоном с нагрудным переключателем из укладки ЗИП.

Электропитание радиостанции осуществляется от бортовой сети. Блок питания радиостанции выполнен на полупроводни­ковых приборах. Работоспособность радиостанции сохраняется при изменении напряжения от 22 до 50 В.

Коммутатор П-193М с индукторным вызовом рас­считан на подключение десяти двухпроводных линий.

К зажимам Л1/1, JI1/2 (линия 1) и JI2/1, JI2/2 (линия 2) коммутатора постоянно подключены две линии для обеспечения возможности работы через них старшего радиотелефониста и СОБа с выносного пункта, а к зажимам ЛЗ/1, ЛЗ/2 подключена линия от коммутационной аппаратуры для обеспечения двусторонней телефонной связи старшего радио­телефониста и СОБа с машиной 1В14-1 или машиной 1В16-(1) через шлемофоны. Абонентские линии под­ключаются к линейному щитку коммутатора на любую свободную пару клемм, кроме 1, 2 и 3, постоянно подсоединенных к ли­нии от коммутационной аппаратуры 1Т803М через коммутатор П-193М.

Катушка ТК-2 с проводом П-275 (П-274М) состо­ит из рамы, в которой установлен барабан с намотанным проводом.

Вращение барабана осуществляется при помощи рукоятки и редуктора. Для переноски катушки используется ремень.

Телефонный аппарат ТА-57 предназначен для обеспечения телефонной связи в полевых условиях.

Аппарат абонента АА62 предназначен для рабо­ты СОБа и командира отделения и обеспечивает:

· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми чле­нами экипажа при установленном переключателе рода работ в положение ВС;

· внутреннюю циркулярную двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа независимо от положения органов управления на их аппаратах и на ПУ5 при нажатой кнопке BЫЗ нагрудного переключателя;

· возможность вызова голосом и ведения переговоров с членами экипажа, работающими с аппаратов АА64, ПУ5 и АА80, которые подключены к данному аппарату АА62, и посылки свето­вого вызова члену экипажа, работающему с другого аппарата АА62, независимо от положения органов управления на аппара­тах и ПУ5 ;

· возможность выхода на двустороннюю внешнюю связь через радиостанции PC1, РС2 и PC3;

· возможность выхода на двустороннюю телефонную связь по двухпроводной линии длиной до 10000 м, выполненной проводом П-275 (П-274-М) через коммутатор П-193М, при установленном переключателе рода работ в положение ЛИН;

· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС.

Положение ПЛС переключателя рода работ и лампы (ТКА) и (ПЛС) не используются.

Аппарат абонента AA80 предназначен для работы механика-водителя в сети ВС и обеспечивает:

· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми чле­нами экипажа (с прослушиванием собственной речи);

· внутреннюю циркулярную двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа (с прослушиванием собственной ре­чи) при нажатой кнопке ВЫЗ своего нагрудного переключателя;

· возможность посылки сигнала светового вызова СОБу (командиру отделения) при нажатии кнопки ПРД нагруд­ного переключателя;

· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС;

· возможность прослушивания информации, поступающей на телефоны СОБа по сети внешней связи (данная возможность обеспечивается командиром).

Аппарат абонента АА64 предназначен для работы радиотелефониста в сети внутренней и внешней связи и обеспе­чивает:

· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми членами экипажа (с прослушиванием собственной речи) при установленном переключателе рода работ в положение ВС;

· возможность получения вызова голосом и ведения пере­говоров по сети ВС с членом экипажа, работающим с пульта управления ПУ5 независимо от положения органов управле­ния, расположенных на данном аппарате и на ПУ5, при нажа­той кнопке (СТ.РАД) на своем аппарате;

· возможность посылки светового вызова СОБу (командиру отделения), независимо от положения органов управления на их аппаратах, при нажатой кнопке 2 (КОМ 1—2) или кнопке (КОМЗ) на своем аппарате;

· возможность получения вызова голосом от СОБа, командира отделения, старшего радиотелефониста при нажатой кнопке РАД на аппарате АА62 и пульте управления ПУ5, независимо от положения органов управления;

· возможность выхода на двустороннюю внешнюю связь через радиостанции РС1 и РС2 при установленном переключателе рода работ в положение выбранной радиостанции;

· возможность прослушивания работ других членов экипажа по радиостанциям РС1 и РС2 при установленном переключателе рода работ в положение РС1 или РС2 и ненажатой кнопке ПРД нагрудного переключателя;

· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС.

Пульт управления ПУ5 предназначен для работы старшего радиотелефониста в сети внутренней и внешней связи и обеспечивает:

· внутреннюю двустороннюю телефонную связь со всеми чле­нами экипажа при установленном переключателе (СТ.РАД) ро­да работ в положение ВС;

· возможность вызова голосом и ведения переговоров по сети ВС с радиотелефонистом при нажатой кнопке (РАД) не­зависимо от положения органов управления на аппарате АА64 и пульте управления ПУ5;

· возможность посылки светового вызова СОБу и командиру отделения независимо от положения органов управления на аппаратах АА62 и пульте управления ПУ5 при нажатой кнопке (К0М1-2) или 5 (КОМЗ) на пульте ПУ5;

· возможность получения вызова голосом от СОБа (командира отделения), радиотелефониста и ведения переговоров с ними по сети ВС независимо от положения ор­ганов управления на их аппаратах и на пульте ПУ5 при нажатой кнопке СТ.РАД на аппаратах АА64 и АА62;

· возможность выхода на двустороннюю внешнюю связь че­рез радиостанции PC1, РС2 и РСЗ при установленном переключа­теле (СТ.РАД) рода работ в положение выбранной радиостан­ции;

· возможность прослушивания работы других членов экипажа по радиостанциям PC1, РС2 или РСЗ при установленном переклю­чателе рода работ в положение PC1, РС2 или РСЗ и ненажатой кнопке ПРД нагрудного переключателя;

· возможность одновременной двусторонней внутренней те­лефонной связи с двух вынесенных на расстояние до 500 м телефонных аппаратов ТА-57, подключенных проводом П-275 (П-274М) через коммутатор П-193М, при установленных пере­ключателях ЛИН1 и ЛИН2 в положение ВС;

· возможность прослушивания передач, ведущихся старшим радиотелефонистом, на электродинамический громкоговоритель через усилитель УГ8 при установленном переключателе (ГР) в положение BKJI;

· возможность выхода на двустороннюю телефонную связь по двухпроводной линии длиной до 10000 м, выполненной проводом П-275 (П-274-М), при установленном переключателе рода работ в положение ЛИН;

· возможность плавного регулирования выходного напря­жения в сети ВС регулятором (РЕГ.ВС) громкости;

· возможность прослушивания сигнала от прибора ГО-27 при работе в сети ВС;

· возможность включения питания и сигнализации включения питания на всю аппаратуру 1Т803М.

Шлемофон ТШ-5 обеспечиваются все члены экипажа маши­ны. Состав шлемофона: комплект из двух ларингофонов ЛЭМ-3, комплект из двух низкоомных телефонов типа ТА-56М, шнур с вилкой, служащий для подключения шлемофона к нагрудному переключателю.

Шлемофон защищает голову от ударов и органы слуха от шума.

Нагрудный переключатель обеспечивает управление радиостанциями и выход на циркулярную ВС. В нагрудном переключателе размещены ларингофонный усилитель, кнопка (ПРД) и кнопка (ВЫЗ). Нагрудный переключатель подключается между шлемофоном и аппаратом члена экипажа.

Блок антенных Фильтров предназначен для обеспечения работы двух радиостанций Р-123М (PC, РC2) на одну антенну, уменьшения взаимных помех этих радио­станций и согласования выходных сопротивлений передат­чиков с входным сопротивлением антенны.

При этом радиостанция РС1 должна быть настроена на первый поддиапазон, РС2 - на второй, РСЗ - на любой под­диапазон.

Наличие блока антенных фильтров не исключает полно­стью возможности появления взаимных помех между радио­станциями. Основными предпосылками возникновения их яв­ляются весьма интенсивные поля основных частот ввиду сравнительно близкого размещения радиостанций, а также наличия в тракте приема и передачи нелинейных элементов.

СРЕДСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

Средства жизнеобеспечения предназначены для создания внутри машины условий, обеспечивающих нормальную боевую деятельность экипажа.

Основным элементом защиты экипажа является корпус, выполненный из броневых листов высокой твердости. Корпус обеспечивает защиту от пуль и осколков, защиту от радиоак­тивной пыли.

Кроме того, машина имеет средства: химической и радиаци­онной, пожарной защиты; вентиляции и обогрева воздуха; во­дооткачивающий насос.

Средства химической и радиационной защиты: прибор хими­ческой и радиационной разведки ГО-27, фильтровентиляцион­ная установка (ФВУ), комплект специальной обработки ДК-4.

Прибор ГО-27 обеспечивает:

· измерение мощности экспозиционной дозы гамма-излуче­ния;

· прерывистую звуковую и световую сигнализацию, а также выдачу команд на ФВУ машины при появлении гамма-излучения на местности и при достижении мощности экспозиционной дозы гамма-излучения 0,05 Р/ч и выше (сигнализация и команда «Р»;

· постоянную световую и прерывистую звуковую сигнализа­цию, а также выдачу команд на ФВУ при появлении в воздухе вне машины отравляющих веществ типа "Зарин" в концентрациях, лежащих в пределах (2±0,2) 10 мг/л и выше (сигнали­зация и команда "О").

Прибор ГО-27 состоит из датчика, измеритель­ного пульта, воздухозаборного устройства, блока питания, комплекта соединительных кабелей. Воз­духозаборное устройство состоит из коробки управления обо­грева и циклона с трубками.

Фильтровентиляционная установка предназначена для соз­дания избыточного давления внутри корпуса машины, очистки забираемого снаружи воздуха от пыли и отравляющих веществ.

ФВУ состоит из нагнетателя, клапанной коробки, фильтра, привода управления и воздуховодов. Нагнетатель типа ВНСЦ-200 служит для создания избыточного давления внутри корпуса машины и очистки забираемого снаружи воздуха от пыли.

Клапанная коробка предназначена для направления воздуха из нагнетателя в воздуховод через фильтр (режим фильтрации) или из нагнетателя прямо в воздуховод (режим вентиляции).

Для этого внутри корпуса коробки имеется клапан, который служит для перекрытия отверстий в корпусе коробки.

Клапан управляется ручным и автоматическим приводами. Ручным приводом пользуются обычно для установки режима вен­тиляции. Автоматический привод предназначен для включения режима фильтрации при попадании машины в зону заражения. Автоматический привод управляется от сигнальной системы из­мерительного блока прибора ГО-27.

Комплект специальной обработки ДК-4- предназначен для дезактивации, дегазации и дезинфекции оборудования машины и обмундирования членов экипажа

Водооткачивающий насос служит для откачивания воды, по­падающей в корпус машины во время преодоления водных преград.

Насос вихревого типа, двухсекционный, одна секция - для откачки воды из носовой части корпуса, другая - из кормовой.

Средства пожарной защиты в машине - три ручных угле­кислотных двухлитровых огнетушителя ОУ-2.

Отопительно-вентиляционная установка 0В-65Г служит для обогрева воздуха в машине.

Установка работает независимо от ходового двигателя и имеет автономную топливную систему.

Принцип работы установки заключается в том, что раска­ленные продукты сгорания топлива проходят около теплооб­менника и нагревают нагнетаемый в него воздух.

Воздух в обогреватель поступает непосредственно из внутренних отделений машины. Нагретый воздух поступает в воздухораспределитель и оттуда часть воздуха направляется в аппаратное отделение, а другая часть - в отделение управ­ления.

СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Станция электропитания (СЭП) предназначена для обеспече­ния электроэнергией постоянного тока аппаратуры и электро­оборудования малины как на стоянке, так и во время движения.

В состав СЭП входят: дизель Д21А1 (рис. 80), генератор­ный комплекс ГИB-8/6000, аккумуляторные батареи, пускорегулирующая аппаратура.

В качестве приводного двигателя в СЭП используется двух­цилиндровый четырехтактный дизель Д21А1 мощностью 23 л.с с воздушным охлаждением.

Вращение с вала двигателя на вал генератора передается с помощью редуктора.

Для выработки напряжения постоянного тока в СЭП приме­нен генераторный комплекс ГИВ-8/6000.

Две последовательно соединенные аккумуляторные батареи 6СТ-140Р включены параллельно с генераторным комплексом ГИВ-8/6000 и выполняют роль буфера при резком увеличении нагрузки.

В пускорегулирующую аппаратуру входят: пульт контроля и управления, блок контакторов, механизм исполнительный, два электромагнита, пусковое приспособление 5ПП-40А.

СЭП обеспечивает аппаратуру и электрооборудование ма­шины электроэнергией в двух режимах работы: при работе генераторного комплекса ГИВ-8/6000 с приводным двигателем и от внешнего источника питания.

Требования безопасности при работе на КМУ СОБа.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К работе на машине допускайте лиц, изучивших техничес­кое описание и инструкцию по эксплуатации машины и сдав­ших зачет по материальной части.

Запускать двигатель, включать аппаратуру, начинать движение только по команде старшего офицера батареи.

Во время движения личный состав должен располагаться на рабочих местах с надетыми шлемофонами, подключенными к аппаратуре 1Т803Н.

При движении с открытыми крышками люков убедиться, что крышки застопорены.

При демонтаже и монтаже агрегатов машины и аппаратуры пользоваться подъемными средствами, соблюдая меры предосторожности.

Особенное внимание уделять при установке аккумулятор­ных батарей. При попадании электролита на лицо, руки не­обходимо сразу же тщательно промыть их водой.

При стрельбе из личного оружия включать ФВУ.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

· размещать людей на крыше машины при движении;

· оставлять приборы под напряжением без наблюдения;

· применять самодельные предохранители;

· проводить чистку аппаратуры при включенном питании;

· загромождать рабочие места посторонними предметами;

· отключать и подключать монтажные кабели, находящиеся под напряжением;

· курить и пользоваться открытым огнем в машине;

· допускать скапливание воды в поддоне СЭП.

Наши рекомендации