Назначение, состав, размещение и действие вспомогательного оборудования самоходного орудия.
Фильтровентиляционная установкафву-200
Фильтровентиляционная установка ФВУ-200 предназначена для очистки воздуха и создания избыточного давления в обитаемых отсеках изделия.
Она имеет два режима работы:
режим вентиляции, при котором воздух подается, минуя фильтр-поглотитель ФПТ-200М;
режим фильтрации, предназначенный для обеспечения экипажа обезвреженным от РП, БА и ОВ воздухом при преодолении изделием зараженных зон.
Фильтровентиляционная установка расположена в специальной выгородке в левой задней части башни. Она состоит из нагнетателя, раздаточной коробки, фильтра-поглотителя, приводов управления и воздуховодов.
Нагнетатель служит для создания избыточного давления и очистки забираемого снаружи воздуха от пыли.
Наружный воздух нагнетается крыльчаткой в корпуса циклонов. Входя в циклоны через тангенциальные патрубки, воздух приобретает вращательное движение. Под действием центробежной силы находящиеся в воздухе более крупные частицы пыли отбрасываются к стенкам циклонов и попадают в полость, откуда через трубку в нижнем листе башни выбрасываются в атмосферу. Очищенный в циклонах воздух через отверстия в крышках циклонов попадает в раздаточную коробку.
Раздаточная коробка служит для направления воздуха из нагнетателя в воздуховоды через фильтр-поглотитель (режим фильтрации) или из нагнетателя (минуя фильтр-поглотитель) прямо в воздуховоды (режим вентиляции).
Раздаточная коробка крепится к нагнетателю болтами. В корпусе коробки имеется два выходных окна. Одно окно соединяется резиновым патрубком с воздуховодом, другое – резиновым патрубком с фильтром-поглотителем.
Рукоятка управления клапаном раздаточной коробки расположена на выгородке ФВУ за спинкой сиденья командира и имеет два положения:
переднее крайнее положение – соответствует режиму фильтрации;
заднее крайнее положение – соответствует режиму вентиляции.
Фильтр-поглотитель предназначен для очистки воздуха от ОВ, БА и РП. Выходной патрубок фильтра соединяется с фланцем воздуховода.
Забор наружного воздуха производится через патрубок в крыше башни, закрываемый воздухозаборной крышкой.
Крышка открывается приводом. Сервопружина удерживает крышку в открытом и закрытом положениях.
Очищенный в ФВУ воздух по воздуховодам башни нагнетается в зону дыхания каждого члена экипажа через направляющие патрубки с решетками. В связи с различными объемами боевого отделения и отделения управления, а также с различной производительностью ФВУ-200 и ФВУ-100 для выравнивания подпора воздуха, создаваемого фильтровентиляционными установками, боевое отделение и отделение управления соединены трубой, проходящей внутри кожуха системы охлаждения слева от радиаторов.
В нижнем листе башни имеются две пробки для слива жидкости из выгородки при дезактивации и спецобработке.
Напряжение на электродвигатель подается включением автомата защиты сети НАГНЕТАТЕЛЬ на щитке командира.
Проверка герметичности ФВУ
Проверку герметичности ФВУ выполните в такой последовательности:
произведите герметизацию изделия и включите ФВУ в режим фильтрации. Подпор должен быть не менее 0,2 кПа;
к воздухозаборникам ФВУ снаружи изделия поднесите тампоны, смоченные этилмер-каптаном.
ФВУ считается герметичной, если в течение 2 мин экипажем не будет обнаружен запах этилмер-каптана внутри изделия.
В случае обнаружения запаха этилмер-каптана внутри изделия поочередно проверьте мыльной пеной герметичность мест подсоединения шланга выброса пыли из ФВУ и отрегулируйте приводы клапанов раздаточных коробок. Если при этом утечка не устранилась, то замените фильтры-поглотители.
Обслуживание дифманометра-тягонапоромера
При текущем обслуживании изделия проверьте установку стрелки дифманометра-тягонапоромера в исходное нулевое положение. При открытые люках изделия и неработающей ФВУ стрелка прибора должна находиться на нулевой отметке шкалы.
При смещении стрелки прибора относительно нулевой отметки шкалы выполните следующие работы: отверните винты;
размотайте проволоку с помощью плоскогубцев;
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Стопор ствола
Стопор служит для крепления ствола гаубицы в походном положении (при движении, транспортировании и хранении). Он установлен на верхнем переднем листе корпуса и состоит из стойки, двух захватов с накладками, штока, винта с рукояткой, двух упоров и рукоятки.
На рукоятке имеется упорный кронштейн для нажатия на штоки переключателей электроблокировки.
Рукоятка служит для установки и фиксирования стойки в поднятом или уложенном положениях.
Нормальное положение стопора при расстопоренном стволе – уложенное.
Для установки стопора в поднятое положение следует оттянуть рукоятку вниз до выхода из зацепления фиксатора с сектором, переместить рукоятку назад до входа фиксатора в паз сектора.
Для закрепления ствола гаубицы по-походпому необходимо при совмещенных стрелках корзины и корпуса изделия установить стопор в поднятое положение, уложить ствол в захваты и вращением рукоятки зафиксировать ствол.
Раскрепление ствола и укладка стопора производится в обратном порядке. Перед укладкой стопора винт должен быть вывернут до упора.
При укладке стопора упоры должны касаться крыши корпуса, для чего предусмотрена их регулировка.
Мерная база
Мерная база предназначена для определения расстояния между изделиями с помощью панорамы прицела другого изделия по базовому размеру, равному 500 мм.
Рабочее положение мерной базы – вертикальное, походное – горизонтальное. Для перевода мерной базы в походное положение необходимо рукоятку оттянуть влево до выхода фиксатора из отверстия бонки, повернуть рукоятку от себя до совмещения фиксатора с отверстием другой бонки и, отпустив рукоятку, ввести фиксатор в отверстие. При этом мерная база должна занять горизонтальное положение и амортизаторы должны плотно прилегать к крыше башни.
Перевод мерной базы в рабочее положение производится в обратном порядке.
Стрельба с установленной в рабочее положение мерной базой не допускается во избежание вывода из строя ламп. Об этом предупреждает надпись на табличке: ПЕРЕД СТРЕЛЬБОЙ УЛОЖИ БАЗУ, ВЫКЛЮЧИ ТУМБЛЕР «МЕРНАЯ БАЗА».
При определении расстояний днем видимость границ базового размера обеспечивается поясками, окрашенными в белый цвет, а ночью — включением ламп. Свет от ламп проходит через втулки, выполненные из прозрачного органического стекла, и вырезы б в колпачках.
Напряжение на лампы подается включением автомата защиты сети МЕРНАЯ БАЗА, установленного на щитке командира.
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Средства связи предназначены для обеспечения связи между членами экипажа изделия, а также для связи экипажа изделия с экипажами других изделий и вышестоящим командованием.
Средства связи изделия включают в себя аппаратуру внутренней телефонной связи 1В116 и радиостанцию Р-123М.
Средства связи обеспечивают:
внутреннюю двустороннюю телефонную связь (с прослушиванием собственной речи) между пятью абонентами (командиром, наводчиком, заряжающим, механиком-водителем и дополнительным абонентом);
внутреннюю циркулярную двустороннюю телефонную связь (с прослушиванием собственной речи) между пятью абонентами по инициативе командира или наводчика;
внешнюю двустороннюю телефонную связь по одной радиостанции для командира или наводчика;
внешнюю проводную двустороннюю телефонную связь по одной двухпроводной линии с объектом, в котором установлена аппаратура 1Т803М или однотипная аппаратура ВТС;
возможность посылки светового вызова в проводную линию связи на изделие, в котором установлена аппаратура 1Т803М;
возможность приема вызова голосом с проводной линии связи всеми абонентами, работающими по сети внутренней связи, и при работе командира или наводчика по проводной линии в зависимости от положения переключателя КОМ–ОП на блоке БВ2;
прослушивание передач, ведущихся командиром или наводчиком по радиостанции или проводной линии, всеми абонентами по инициативе командира или наводчика.