Назначение и устройство накатника.
Накатник –пневматический, служит для возвращения (наката) в исходное положение откатывающихся частей гаубицы после выстрела и для удержания их в этом положении на всех углах возвышения.
Количество жидкости «Стеол-М» или ПОЖ-70 в накатнике ≈0,5л.
Начальное давление воздуха (азота) 4,1+0,2-0,1 МПа (42 ±2 кгс/см2).
Накатник состоит из следующих основных частей: цилиндра, штока с поршнем, 2-х плавающих поршней трех зарядных клапанов.
Цилиндр накатника вставляется в левое отверстие обоймы казенника до упора в нее буртом. С другой стороны обоймы на цилиндр навинчивается гайка, застопоренная фиксатором. Фиксатор крепится к обойме двумя болтами, застопоренными проволокой.
На внутренней поверхности задней части цилиндра имеется резьба для установки приспособления для оттягивания ствола. В рабочем положении накатника на эту резьбу ввинчена гайка, застопоренная шпонкой. Шпонка крепится на цилиндре винтом, застопоренным проволокой. Запоршневая полость цилиндра закрыта крышкой.
В передней крышке цилиндра имеются два сквозных отверстия для штырей и резьбовое отверстие для зарядного клапана.
Шток представляет собой пустотелый цилиндр с резьбой на концах. Во внутреннюю резьбу штока ввинчен поршень, который застопорен от самоотвинчивания двумя винтами. Передний конец штока с навинченной втулкой закреплен в отверстии передней обоймы люльки гайкой, застопоренной шплинтом.
В поршне имеются два сквозных отверстия для штырей и два резьбовых отверстия под зарядные клапаны.
Уплотнение штока с передней крышкой цилиндра производится кольцами с защитными шайбами, а уплотнение поршня с цилиндром — кольцами с защитными шайбами.
Плавающие поршни отделяют полости от рабочей полости. Для установки штырей в каждом поршне имеется по два паза.
Уплотняющие полости А и Б заполняются жидкостью «Стеол-М», а рабочая полость В — воздухом (азотом) до давления 4,1+0,2-0,1 МПа (42 кгс/см2).
Из-за наличия штырей площадь плавающих поршней, на которую воздействует жидкость «Стеол-М» со стороны уплотняющих полостей А и Б, несколько меньше площади, на которую воздействует воздух (азот) со стороны рабочей полости – В. В результате этого в полостях А и Б поддерживается давление жидкости несколько большее, чем давление воздуха (азота) в рабочей полости В. Таким образом осуществляется надежный гидрозапор воздуха (азота) в рабочей полости.
Штыри служат для контроля количества жидкости «Стеол-М» в полостях А и Б накатника и для создания перепада давлений жидкости в этих полостях и воздуха (азота) в рабочей полости В.
Штыри плавающего поршня вставляются в отверстия передней крышки цилиндра и пазы поршня, а штыри плавающего поршня – в отверстия поршня и пазы плавающего поршня. Уплотнение штырей с поршнем и передней крышкой цилиндра производится кольцами с защитными шайбами. От выпадания уплотнений и для направления движения штырей установлены планки с отверстиями. Планки закреплены болтами, застопоренными шайбами.
Указатели служат для контроля количества жидкости «Стеол-М» в полостях А и Б. Контроль осуществляется по выходу торцов К штырей относительно рисок М, Н и Р указателей. Указатели установлены на планки и закреплены болтами.
Клапаны зарядные служат для заправки жидкостью «Стеол-М» полостей и для заправки полости В воздухом (азотом). В резьбовые отверстия поршня ввинчены два зарядных клапана. Зарядный клапан, возле которого выбита буква Ж служит для заправки жидкостью «Стеол-М» полости Б. Зарядный клапан, возле которого выбита буква В, служит для заправки воздухом (азотом) рабочей полости В. Зарядный клапан в передней крышке цилиндра служит для заправки жидкостью «Стеол-М» полости А.
Действие тормоза отката при откате и накате.
При откате. Одновременно с действием тормоза отката происходит действие накатника, которое заключается в следующем: плавающий поршень при откате остается неподвижным вместе со штоком, а поршень откатывается совместно с цилиндром накатника; в результате уменьшения объема рабочей полости В давление воздуха (азота) в ней еще более возрастает, происходит накапливание энергии, необходимой для наката откатывающихся частей гаубицы.
При накате. Сжатый воздух (азот) в цилиндре накатника, стремясь расшириться, давит на плавающий поршень, а через жидкость, находящуюся в полости А, давление передается па дно цилиндра, заставляя цилиндр передвигаться вперед. Так как цилиндр жестко связан с откатными частями (стволом), то и откатные части накатятся в исходное положение