Назначение и устройство тормоза отката.
Противооткатные устройства предназначены для поглощения энергии движения откатывающихся частей гаубицы при выстреле, возвращения (наката) откатывающихся частей после выстрела в исходное положение и удержания их в этом положении при любом допустимом угле возвышения ствола.
Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отказа веретенного типа с модераторным тормозом наката канавочного типа и пневматического накатника. Они размещаются над стволом в кожухе люльки. Цилиндры противооткатных устройств закреплены в обойме казенника, а штоки крепятся в приливе люльки. Для сокращения тормоз отката веретенного типа с модераторным тормозом наката канавочного типа будет называться тормоз отката.
Противооткатные устройства заполняются жидкостью «Стеол-М» или противооткатной жидкостью ПОЖ-70.
Длина отката при стрельбе на полном заряде 535-565мм. Предельная длина отката 600мм – положение СТОП.
Тормоз отката служит для поглощения энергии движения откатывающихся частей гаубицы при откате и накате. Он состоит из цилиндра, штока с рубашкой, веретена, уплотнений штока и компенсатора.
Количество жидкости «Стеол-М» или ПОЖ-70 в тормозе отката 7л.
Цилиндр тормоза вставляется в правое отверстие обоймы казенника до упора в нее буртом. С другой стороны обоймы на цилиндр навинчивается гайка, которая стопорится фиксатором; фиксатор крепится к обойме двумя болтами.
К переднему торцу цилиндра приварен корпус сальника; на другом конце цилиндра имеется резьба для ввинчивания крышки, которая стопорится планкой, закрепленной винтами. На заднем конце цилиндра имеются два отверстия для заправки жидкостью, закрытые пробками с кольцами и защитными шайбами.
Шток – пустотелый, снаружи хромированный. На головку штока навинчивается латунная рубашка до упора своим буртом в торец головки. От самоотвинчивания рубашка стопорится винтом. Внутрь головки ввинчено регулирующее кольцо, застопоренное винтом.
Для перетекания жидкости «Стеол-М» в головке штока имеются шесть наклонных отверстий. На внутренней поверхности штока имеются четыре продольные канавки переменной глубины, расположенные под углом 90° друг к другу, сходящие на нет в сторону хвостовика штока. Канавки служат для перетекания жидкости из замодераторной полости штока при накате, вследствие чего происходит торможение наката.
Хвостовик штока закреплен в правом отверстии прилива передней обоймы люльки гайкой, застопоренной шплинтом. Шток от проворота удерживается шпонкой. В резьбовое технологическое отверстие хвостовика штока ввинчена на припое пробка с уплотняющим кольцом.
Веретено имеет переменное сечение. Один конец веретена навинчен на резьбовой хвостовик стакана и застопорен коническим штифтом. На другой конец веретена надета латунная рубашка модератора и навинчена гайка, застопоренная винтом. Между гайкой и рубашкой модератора установлена пружина, поджимающая рубашку модератора к буртику веретена.
Уплотнение штока, собранное в корпусе сальника, препятствует вытеканию жидкости «Стеол-М» из цилиндра тормоза отката.
Компенсатор предназначен для обеспечения нормальной работы тормоза отката в условиях интенсивной стрельбы. Компенсатор – встроенного типа, расположен в задней части цилиндра тормоза отката и состоит из 2-х стаканов, пружины, колец и защитных шайб.
Стакан упирается своим буртом в проточку цилиндра тормоза и поджат крышкой. Стакан компенсатора размещается внутри стакана и поджимается пружиной, которая упирается в крышку.
Действие тормоза отката при откате и накате.
При откате. Ствол под действием пороховых газов при выстреле откатывается назад вместе с закрепленными в обойме казенника цилиндрами тормоза отката и накатника. Штоки тормоза отката и накатника, закрепленные в отверстиях прилива люльки, остаются неподвижными.
Жидкость «Стеол-М», находящаяся в цилиндре тормоза отката между поршнем и уплотнением штока, проходит через шесть наклонных отверстий Б в головке штока. Пройдя эти отверстия, жидкость расходится по двум направлениям. Большая часть пойдет через кольцевой зазор между веретеном и регулирующим кольцом в запоршневую полость цилиндра тормоза отката, где образуется разреженное пространство.
Меньшая часть жидкости пойдет между веретеном и внутренней поверхностью штока, отодвинет рубашку модератора, сжимая пружину, и через четыре отверстия Г заполнит замодераторную полость А штока.
Энергия движения откатывающихся частей поглощается за счет гидравлического сопротивления жидкости пробрызгиванию через изменяющийся при откате зазор между регулирующим кольцом и веретеном тормоза отката. По мере увеличения длины отката кольцевой зазор уменьшается, сходя на нет к концу отката. Вследствие этого происходит плавное торможение отката.
При накате. В тормозе отката жидкость «Стеол-М», находящаяся между поршнем и стаканом, пойдет в переднюю полость цилиндра через изменяющийся кольцевой зазор между веретеном и регулирующим кольцом.
Рубашка модератора под действием пружины и давления жидкости смещается до упора в буртик веретена и перекрывает отверстия. Таким образом, жидкость из замодераторной полости А пробрызгивается только через зазоры, образуемые канавками Д переменной глубины между внутренней поверхностью штока и наружной поверхностью рубашки модератора. Сопротивление жидкости пробрызгиванию через изменяющиеся зазоры между штоком и рубашкой модератора обеспечивает торможение наката.
При интенсивной стрельбе жидкость в тормозе отката разогревается, объем ее увеличивается, что может вызвать недокаты ствола. Во избежание этого в тормозе предусмотрен компенсатор, в который перетекает избыток жидкости.
Полостью компенсатора является пространство между неподвижным стаканом и стаканом компенсатора, стакан компенсатора поджат пружиной, установленной между стаканом компенсатора и крышкой.
По мере разогрева жидкости избыток ее через калиброванное отверстие в дне стакана заполняет полость компенсатора, отодвигая назад стакан компесатора и сжимая пружину.
При снижении темпа стрельбы и остывании жидкости в цилиндре тормоза отката будет происходить пополнение объема тормоза жидкостью из компенсатора. Стакан компенсатора, находясь под постоянным давлением сжатой пружины, вытеснит избыток жидкости обратно в цилиндр тормоза.
Незначительное перетекание жидкости из цилиндра тормоза в полость компенсатора и обратно будет происходить и непосредственно в процессе отката — наката, но ввиду малого времени этого процесса и вследствие большого гидравлического сопротивления перетеканию жидкости через малое отверстие это перетекание практически не влияет на работу тормоза отката.