Назначение, устройство и действие механизма досылания
Механизм досылания предназначен для механизированной досылки снаряда и гильзы с зарядом в зарядную камору и состоит из ограждения откидного, каретки поперечной и электрооборудования.
Ограждение откидное сварной конструкции, служит для установки на нем механизма досылания. Оно установлено на ограждении в цапфах и фиксируется втулками, которые закреплены болтами с гайками. Болты застопорены проволокой.
Конструкция откидного ограждения позволяет при снятии втулок откинуть его вниз вместе с механизмом досылания.
На откидном ограждении размещены следующие узлы и детали: направляющие передняя и задняя, щиток предохранительный, упор, механизм блокировки, стопор и электрооборудование. Направляющие передняя и задняя предназначены для перемещения по ним поперечной каретки.
Передняя направляющая крепится к накладкам на правом и левом листах откидного ограждения, установленной на правом листе ограждения. Задняя направляющая крепится к заднему листу ограждения
Щиток предохранительный установлен в отверстиях передней и задней планок, приваренных к левому листу откидного ограждения, и стопорится чекой.
Механизм блокировки установлен в нижней части правой щеки откидного ограждения. Механизм блокирует работу спускового механизма при недоходе поперечной каретки в исходное положение (крайнее правое) и препятствует выдвижению поперечной каретки на линию заряжания при разблокированном спусковом механизме.
Каретка поперечная предназначена для подачи снаряда на линию заряжания и для досылки его и гильзы с зарядом в зарядную камору.
Поперечная каретка состоит из улитки, редукторов, каретки продольной и кронштейна.
Улитка предназначена для размещения и крепления на ней узлов и деталей поперечной каретки и для направления движения цепи. Улитка крепится к кронштейну болтами со стопорной шайбой и болтом с гайкой и шайбой.
Улитка представляет собой сварную конструкцию, во внутренней полости которой размещается цепь. По направляющим улитки движется продольная каретка. В нижней части улитки имеется отверстие для слива продуктов чистки. На улитке расположены следующие основные узлы и детали механизма досылания.
Копир определяет траекторию движения лотка продольной каретки. Буфера смягчают удар поперечной каретки по откидному ограждению.
Стопор фиксирует поперечную каретку в исходном положении (крайнем правом). При этом стопор нажимает на шток блок- кнопки исходного положения поперечной каретки и разрывает цепь электроспуска.
Нажим предназначен для снятия поперечной каретки со стопора и является опорой правой руки заряжающего при выдвижении каретки на линию заряжания.
Продольная каретка служит:
1) для придания снаряду наклонного положения на лотке относительно канала ствола, что позволяет заряжающему положить снаряд на лоток вблизи себя;
2) для приведения снаряда или гильзы в момент их досылки в положение, параллельное оси канала ствола на линии заряжания;
3) для удержания снаряда или гильзы от перемещения при положении их на лотке между щеками качалки;
4) для обеспечения перекрытия клинового паза казенника лотком при досылке снаряда и гильзы;
5) для центрования снаряда и гильзы с зарядом относительно оси канала ствола при досылке их в зарядную камору.
Продольная каретка состоит из каретки, качалки и лотка. Каретка 16 сварной конструкции, на ней установлены узлы и детали продольной каретки.
Лоток предназначен для направления движения снаряда и гильзы при их досылке.
Цепь служит для досылки снаряда и гильзы с зарядом в зарядную камору
Досылка снаряда в зарядную камору. Заряжающий вынимает из укладки снаряд, кладет его на лоток продольной каретки и устанавливает взрыватель. Затем правой рукой нажимает на нажим, а левой одновременно на пяту.
После остановки продольной каретки снаряд под действием клоца движется по лотку и далее в зарядную камору до «закусывания» ведущего пояска снаряда.
В крайнем переднем положении цепи механизма досылания задний ее копир отклоняет рычаг концевого выключателя, размыкая электрическую цепь хода цепи вперед и одновременно замыкая электрическую цепь обратного хода. Происходит обратный ход цепи. При досылке кумулятивного снаряда обратный ход цепи осуществляется нажатием на кнопку 38 обратного хода цепи механизма досылания.
В конце пути продольной каретки цепь и каретка через стопор наталкиваются на буфер и ограничитель и гасят свою энергию движения. В конце обратного хода цепи передний ее копир отклоняет рычаг концевого выключателя влево, происходит обесточивание электродвигателей (поперечная каретка остается на линии заряжания).
Досылка гильзы с зарядом в зарядную камору. Заряжающий вынимает из укладки гильзу и кладет ее на лоток, при этом собачки качалки захватывают ее по наружному диаметру, а пружины лотка поджимают гильзу и ограничивают колебания ее относительно лотка.
Заряжающий нажимает кнопку досылки гильзы, и механизм досылания работает в том же порядке, как и при досылке снаряда, с той лишь разницей, что:
1) гильза с зарядом досылается до момента сбивания фланцем гильзы зацепов выбрасывателей с кулачков клина затвора и начала закрывания затвора;
2) сигнал на реверс двигателей поступает не от копира цепи, а от движения клина на закрывание, освобождающего валик с рычагами, который, разворачиваясь под действием пружины, упором нажимает на шток блок- кнопки клина и подготавливает электроцепь электроспуска;
в конце обратного хода цепи при развороте передним копиром рычага концевого выключателя происходит обесточивание электродвигателей и замыкание электрической цепи электроспуска, шток которого, втягиваясь, снимает поперечную каретку со стопора на линии заряжания. Пружины возвращают поперечную каретку в исходное (крайнее правое) положение, где она становится на стопор. При этом стопор нажимает на шток блок-кнопки, разрывающей электроцепь электроспуска и подготавливающей электроцепь стрельбы.
При возвращении поперечной каретки в исходное положение улитка 22 через планку утапливает штырь и таким образом дает возможность ограничителю свободно разворачиваться на оси, т. е. заряжающий получает возможность снять блокировку и дать разрешение на выстрел.
Внимание! Категорически запрещается работать механизмом досылания вхолостую (без снаряда) на полную длину цепи. Это приведет к поломке механизма.