Зарождение военного управления в россии и его сущность

ПЛАН

Введение..................................................................................................................3

§1. Зарождение военного управления в России и его сущность.....................5

§2. Военное управление и его принципы на современном этапе развития ВС РФ...........................................................................................................................16

§3. Система и полномочия органов военного управления в ВС РФ.............21

Заключение............................................................................................................31

Список использованной литературы...................................................................34

ВВЕДЕНИЕ

Военное управление является основополагающим условием решения задач по обеспечению обороноспособности Российской Федерации, так как военное управление, осуществляемое в точном соответствии с законом, способствует укреплению законности и дисциплины в армии и на флоте.

Актуальность курсовой работы обусловлена целым рядом обстоятельств:

Во-первых посредством хорошей организации военного управления претворяется в жизнь политика Российской Федерации и российского правительства, направленная на всестороннее укрепление Российской Армии и Военно-Морского Флота, регулируются или разрешаются наиболее важные вопросы.

Во-вторых именно военное управление способствует приведению войск к боевой готовности.

В-третьих теракты, информационные войны, санкций цель которых подорвать политический и государственный строй России. обязывают нас иметь сильную, несокрушимую армию, и осуществлять качественное военное управление.

В-четвёртых именно сегодня, когда воина проходит у наших границ, как никогда необходимо устранить недостатки военного управления обусловленные рядом причин:

· слабой правовой подготовкой командиров (начальников), требований к ним предъявляемых;

· укомплектование подразделений юридической службы лицами гражданского персонала не обладающих специальными познаниями области военного права, особенно в низшем звене (в бригадах и полках отсутствие помощников командиров по правовой работе), отсутствие необходимого опыта военной службы у работников юридической службы;

· неудовлетворительное снабжение юридической литературой, отсутствие необходимых сборников законодательных и других актов, справочников и т.п.

Объектом изучения является осуществление военного управления на современном этапе.

Предметом изучения является военное управление как способ обеспечения боеготовности Вооруженных Силах Российской Федерации.

Цель курсовой работы заключается в установление особенностей военного управления и выработке предложений по его совершенствованию на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· проанализировать зарождение военного управления в России и его сущность;

· исследовать военное управление и его принципы на современном этапе развития ВС РФ;

· рассмотреть систему и полномочия органов военного управления в ВС РФ;

· внести ряд предложений по совершенствованию военного управления в России.

Методологическую основу исследования составляет общенаучные методы исследования: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Изучены понятие и роль военного управления,

Военное управление — организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учрежденных государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, воинских уставов и иных нормативных правовых актов по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами.

На мой взгляд самое удачное деление военного управления приведено Корякиным В.М. который в военном управлении выделяет два вида управления: административно хозяйственное и оперативное управление.

Роль военного управления заключается в своевременном реагировании военных сил государства на внешние «раздражители».

Определены основные принципы военного управления:

· единоначалие;

· централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

· твердость и настойчивость в реализации принятых решений;

· оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

· личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

· высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Так же мной внесено предложение о расширении данного перечня принципов;

· принцип неотвратимости наказания командира за отдачу заведомо незаконного приказа как в мирное, так и военное время;

· принцип точности и своевременности подачи приказов командиром;

· принцип неразглашения полученного приказа.

Так же в моей работе был определён перечень обстоятельств посредством осуществления которого в РФ достигается качественное военное управление:

· правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; - настойчивым проведением в жизнь принятых решений;

· созданием, своевременным развертыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб;

· проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения;

· поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчиненными и взаимодействующими соединениями и частями;

· умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления.

В данной работе мы детально рассмотрели специфику становления военного управления в России, а так же провели анализ документов посредством которых осуществлялось военное управление начиная со второй половины XII века и до настоящего времени.

Так же мы рассмотрели структуру и полномочия органов осуществляющих военное управление Вооруженными Силами Российской Федерации, которое в свою очередь осуществляется на двух уровнях:

1. На высшем (политическом):[26]Президентом РФ - Верховным Главнокомандующим; Министром обороны РФ.

2. На уровне органов военного управления: Министерством обороны РФ; Генеральным штабом ВС РФ; Главными командованиями видов ВС РФ; иными органами.

Таким образом, цель курсовой работы, которая заключалась в установление особенностей военного управления и выработке предложений по его совершенствованию на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, считаю достигнутой.

Сегодня перспективная система военного управления Вооруженных Сил рассматривается как составная часть единой взаимосвязанной системы государственного управления Российской Федерации, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов военного управления, пунктов управления и средств управления, которые направлены на поддержание обороноспособности страны.

Как мы видим, что сегодня ведётся активная работа органов государственной власти в целях укрепления вооруженных сил РФ, что приводит систему государственных органов уполномоченных осуществлять военное управления в чёткую организованную структуру, что в свою очередь предоставляет возможность ВС РФ своевременно выполнять поставленные задачи, как в мирное, так и в военное время, а так же активно отстаивать интересы РФ на мировой арене.

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О статусе военнослужащих"

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации".

4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2016).

5. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 24.02.2015) "Об обороне". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.12.2016).

6. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 26.12.2015) "Об оружии". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.04.2016).

7. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33 – СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.04.2016).

8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1995 N 115-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о толковании пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2016).

9. Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. №100

10. Наставление по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.№ 717.

Учебная литература

11. Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2015. - Вып. 141. - 416с.

12. Правовая работа в военных организациях: практ. учеб.- метод. изд. / под ред. О.В. Дамаскина. М., 2014г. - 679с.

13. Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. 525с.

14. История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.-528с.

15. История России. А. В. Захаревич / учебник/ М., 2016 - 275с.

16. Армия в системе государственной власти современной России. Комутков С.В. - М.: РООО «ДемОС», 2004 г., 521c.

17. Политология военного управления: учебное пособие. / Бельков О.А. - М.: ВУ, 2008 г. 542c.

18. Какая армия нам нужна ?// Россия в глобальной политике. Арбатов А.Н. – 2004 г., № 1. 432c.

19. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньвой. — М., 1985—1988. Т. 3. — С. 739; Т. 4 997c.

20. Военный энциклопедический словарь. — М., 1983. 1266c.

21. Комментарий к Федеральному закону «Об обороне». — М.: «За права военнослужащих», 2002. 455c.

22. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. / Романов П.И. — М., 1958. 358c..

23. Военная администрация: учебник. Корякин В.М. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2015. — Вып. 141. 644c.

Электронные ресурсы

24. «Военно-исторический журнал»- №2 2016 г. (дата обращения 02.04.2016г.) - http://history.milportal.ru/arxiv/voenno-istoricheskij-zhurnal-2016-g/voenno-istoricheskij-zhurnal-2-2016-g/

[1] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. C.324

[2] История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.-С.228

[3] История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.-С.177

[4] История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.-С. 254

[5] История России. А. В. Захаревич / учебник/ М., 2016 - С.233

[6] История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.-С.222

[7] «Военно-исторический журнал»- №2 2016 г. (дата обращения 02.04.2016г.) - http://history.milportal.ru/arxiv/voenno-istoricheskij-zhurnal-2016-g/voenno-istoricheskij-zhurnal-2-2016-g/

[8] История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.- С.112

[9] История России. А. В. Захаревич / учебник/ М., 2016 - С.321

[10] История Отечества Ефремов О. Ю.. Учебник для военных вузов. М.,-2016г.-С.211

[11] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С.123

[12] Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2015. - Вып. 141. - С.211

[13] Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2015. - Вып. 141. - С. 216

[14] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С.322

[15] Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2015. - Вып. 141. - С.211

[16] «Военно-исторический журнал»- №2 2016 г. (дата обращения 02.04.2016г.) - http://history.milportal.ru/arxiv/voenno-istoricheskij-zhurnal-2016-g/voenno-istoricheskij-zhurnal-2-2016-g/

[17] Правовая работа в военных организациях: практ. учеб.- метод. изд. / под ред. О.В. Дамаскина. М., 2014г. - С.213

[18] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С.32

[19] Правовая работа в военных организациях: практ. учеб.- метод. изд. / под ред. О.В. Дамаскина. М., 2014г. - С.287

[20] Правовая работа в военных организациях: практ. учеб.- метод. изд. / под ред. О.В. Дамаскина. М., 2014г. - С.142

[21] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С.127

[22] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С.311

[23] Корякин В.М. Военная администрация: учебник. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». - М.: «За права военнослужащих», 2015. - Вып. С.141

[24] Военное право: учеб. / под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2014. С.411

[25] Правовая работа в военных организациях: практ. учеб.- метод. изд. / под ред. О.В. Дамаскина. М., 2014г. - С.512

[26] Правовая работа в военных организациях: практ. учеб.- метод. изд. / под ред. О.В. Дамаскина. М., 2014г. - С.213

ПЛАН

Введение..................................................................................................................3

§1. Зарождение военного управления в России и его сущность.....................5

§2. Военное управление и его принципы на современном этапе развития ВС РФ...........................................................................................................................16

§3. Система и полномочия органов военного управления в ВС РФ.............21

Заключение............................................................................................................31

Список использованной литературы...................................................................34

ВВЕДЕНИЕ

Военное управление является основополагающим условием решения задач по обеспечению обороноспособности Российской Федерации, так как военное управление, осуществляемое в точном соответствии с законом, способствует укреплению законности и дисциплины в армии и на флоте.

Актуальность курсовой работы обусловлена целым рядом обстоятельств:

Во-первых посредством хорошей организации военного управления претворяется в жизнь политика Российской Федерации и российского правительства, направленная на всестороннее укрепление Российской Армии и Военно-Морского Флота, регулируются или разрешаются наиболее важные вопросы.

Во-вторых именно военное управление способствует приведению войск к боевой готовности.

В-третьих теракты, информационные войны, санкций цель которых подорвать политический и государственный строй России. обязывают нас иметь сильную, несокрушимую армию, и осуществлять качественное военное управление.

В-четвёртых именно сегодня, когда воина проходит у наших границ, как никогда необходимо устранить недостатки военного управления обусловленные рядом причин:

· слабой правовой подготовкой командиров (начальников), требований к ним предъявляемых;

· укомплектование подразделений юридической службы лицами гражданского персонала не обладающих специальными познаниями области военного права, особенно в низшем звене (в бригадах и полках отсутствие помощников командиров по правовой работе), отсутствие необходимого опыта военной службы у работников юридической службы;

· неудовлетворительное снабжение юридической литературой, отсутствие необходимых сборников законодательных и других актов, справочников и т.п.

Объектом изучения является осуществление военного управления на современном этапе.

Предметом изучения является военное управление как способ обеспечения боеготовности Вооруженных Силах Российской Федерации.

Цель курсовой работы заключается в установление особенностей военного управления и выработке предложений по его совершенствованию на современном этапе строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· проанализировать зарождение военного управления в России и его сущность;

· исследовать военное управление и его принципы на современном этапе развития ВС РФ;

· рассмотреть систему и полномочия органов военного управления в ВС РФ;

· внести ряд предложений по совершенствованию военного управления в России.

Методологическую основу исследования составляет общенаучные методы исследования: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАРОЖДЕНИЕ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЕГО СУЩНОСТЬ

Ещё задолго до образования Древнерусского государства у славян сложилась форма управления в виде народного собрания - вече, на котором решались важнейшие вопросы общественной жизни, в том числе и военные.

С развитием феодальных отношений выделяется родоплеменная знать, возникают советы старейшин. Во главе племен становятся князья - военачальники, вокруг которых объединяется дружинноплеменная знать. Они управляли значительными массами людей и способны были организовать большие военные походы.

В период раздробленности на Руси со второй половины XII века достаточно простая система военно-государственного управления (совмещение военных и государственных должностей) стала характерной для многочисленных русских княжеств, являвшихся вполне самостоятельными государствами.[1]

В ходе объединения русских земель вокруг Москвы значительно изменился не только состав вооруженных сил Московского государства, но и совершенствовалась система военного управления, основные принципы которой сформировались уже в первой половине XVI века. Функции управления перешли к «княжьему двору», шел процесс централизации власти и сосредоточения ее в единых руках, ликвидировались княжеские вольности.

Новая система военного управления сложилась в результате реформ Ивана IV Грозного. Она состояла не из отдельных лиц, выполнявших княжеские поручения, как это было раньше, а из государственных органов со своим аппаратом - приказов.

Общее руководство войсками и всеми государственными делами осуществлял царь. Но иногда по очень важным военным делам царь советовался с боярами и другими думными чинами.

Непосредственное управление строительством и подготовкой войска сосредоточивалось в приказах. С 1531 года ключевое место в системе руководства вооруженными силами играл Разрядный приказ, куда сходились все нити управления войсками.

Разрядный приказ ведал всем кругом вопросов, относящихся к организации обороны страны, и руководил подготовкой военных операций. Он вел учет поместного войска, распределял его по полкам, осуществлял смотры и сбор войска, по указанию царя и думы назначая главного воеводу и воевод полков, доводил до них планы военных действий.

В своей деятельности Разрядный приказ взаимодействовал с другими ведомствами, в числе функций которых были и военные дела.

Так, например:[2]

Стрелецкий приказ (с 1571 г.) ведал стрельцами и казаками; Оружейный приказ - хранением и изготовлением огнестрельного оружия;

Бронный приказ (с 1573 г.) - холодного оружия и доспехов;

Ямской приказ (с 1574 г.) - готовил транспорт для перевозки военных грузов;

Аптекарский приказ осуществлял медицинскую помощь ратникам; Приказ Каменных дел (с 1584 г.) ведал строительством укреплений и крепостей.

Дальнейшее развитие военной организации привело к созданию территориальных разрядов - органов военного управления в Русском государстве, которые охватывали всю страну и действовали на отдельных направлениях - смоленском, белгородском и др. Территориальные разряды стали постоянной базой для формирования полевой (походной) армии разрядными полками с началом войны и явились прообразом строительства военно-окружной системы в России.

Придя к власти в 1689 году, Петр I столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Им детально и глубоко была разработана система управления вооруженными силами. Комплектованием, организацией и другими вопросами армии и флота начали ведать центральные учреждения - Разрядный, Адмиралтейский, Оружейный, Артиллерийский и другие приказы. В 1718 - 1719 гг. вместо ряда военных приказов была создана Военная коллегия, Адмиралтейский приказ преобразован в Адмиралтейскую коллегию (Адмиралтейств-коллегию), что способствовало централизации и качественному улучшению военного управления.

Во время войны управление действующими войсками осуществлялось главнокомандующим и находившимся при нем полевым штабом армии. Устав 1716 года законодательно закрепил организацию полевого управления Русской армии. Во главе ее должен был стоять полководец, непосредственно подчинявшийся царю. Генералы вместе с главнокомандующим армией все важнейшие вопросы управления решали на военном совете, коллегиально. Однако единоначалие в армии не отменялось, поскольку военный совет являлся совещательным органом.[3]

В дивизиях и бригадах, не имевших твердых штатов, штабы отсутствовали. Командовавшие ими генералы и бригадиры осуществляли руководство через адъютантов и личную канцелярию. Основной тактической единицей являлся полк. Командовал им полковник, имевший в своем распоряжении штаб, который состоял из подполковника, премьер-майора, секунд-майора и 8 полковых офицеров.

Численный рост вооруженных сил России, усложнение организации войск требовали более гибкого и оперативного управления вооруженными силами.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее руководство войной.

В 1763 году образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Начальником Генерального штаба был назначен вице-президент Военной коллегии генерал- фельдмаршал З.Г. Чернышев.

В 1796 году по указу Павла I Генеральный штаб был упразднен, вместо него образована Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, находившаяся в непосредственном распоряжении императора. Задачи и штат Свиты существенных отличий от упраздненного Генерального штаба не имели. В апреле 1797 года начальником Свиты был назначен барон А.А. Аракчеев.

В 1802 году в ходе общего реформирования органов центрального государственною управления было создано Военное министерство (до 1808 года Министерство военно-сухопутных сил) на принципах единоначалия и централизации центрального военного управления. Оно сосредоточило под своим началом все отрасли военного управления.

По Положению 1812 гола министерство состояло из совета, общей и особенной канцелярий, Военно-ученого комитета, Военно-типографского депо и 7 департаментов: инспекторского (заведовал личным составом армии), аудиторского (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийского, инженерного, провиантского, медицинского и комиссарского (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием). Первым военным министром был назначен генерал от инфантерии граф С. К. Вязмитинов.

В 1815 году единое военное ведомство было разделено на две части: Главный штаб Его Императорского Величества во главе с начальником штаба, имевшим право доклада императору по всем военным делам, и Военное министерство. В ведение начальника Главного штаба перешли вопросы управления войсками, военный министр руководил хозяйственной деятельностью. Разделение системы военного управления привело к его раздвоению.[4]

В 1832 году Главный штаб Его Императорского Величества был упразднен. В этом же году Генеральный штаб (до 1828 года назывался Свитой Его Императорского Величества) был объединен с Военно-топографическим депо и корпусом топографов; в его компетенцию входило все, относившееся к общему расположению, квартированию, передвижению и действиям военно-сухопутных сил империи. Новый орган управления получил название Департамента Генерального штаба и вошел в состав Военного министерства.

Большое значение для развития органов военного управления имели военные реформы 60 - 70-х годов XIX века, проведенные под руководством военного министра Д.А. Милютина. В мае 1862 года он представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам», в которых предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устраняла существенный недостаток - крайнюю централизацию управления в министерстве.

Летом 1862 года были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 г. Одесский и т.д.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны.[5]

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов происходила реорганизация и Военного министерства. Уже в 1862 году были созданы его два главных управления: артиллерийское и инженерное.

В 1863 году была произведена реорганизация Департамента Генерального штаба. Он был объединен с Военно-топографическим депо и Николаевской академией Генерального штаба с наименованием его Главным управлением Генерального штаба.

В связи с введением военно-окружной системы в 1866 году Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб.

С 1 января 1869 года было введено Положение о Военном министерстве.

Военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т. к. начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.

В начале XX века система военного управления в России стала постепенно отставать от требований современной войны. После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг., выявившей серьезные недостатки в армии и на флоте, правительство предприняло ряд мер по реорганизации системы военного управления. В первый период военной реформы (1905-1908 гг.) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору). Во второй период военной реформы (1909-1912 гг.) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру).[6]

В годы Первой мировой войны в составе Военного министерства было образовано управление военно-воздушного флота (1916 г.). С 1914 года наряду с Военным министерством действовала Ставка Верховного Главнокомандующего. Во главе фронтов стояли главнокомандующие со своими штабами. С 1915 года для контроля за снабжением армии и координации усилий различных ведомств под руководством военного министра действовало Особое совещание по обороне.

После победы Октябрьской революции в России сложилась новая система военного управления. С октября 1917 года Военное и Морское министерства перестали являться органами высшего военного управления. Органы военного управления фактически создавались заново.

26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов был образован Комитет по военным и морским делам, 27 октября 1917 года он был переименован в Совет народных комиссаров (СНК) по военным и морским делам.

7 ноября 1917 года была образована Верховная морская коллегия по перестройке органов Морского министерства. Его председателем стал П.Е. Дыбенко.

23 ноября 1917 года СНК по военным и морским делам был переименован в Народный комиссариат по военным делам во главе с коллегией, на которую были возложены функции управления Военным министерством.

Во главе страны и армии встал Совнарком РСФСР под председательством В.И. Ленина. Общее руководство обороной и Вооруженными Силами осуществлял созданный в ноябре 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 года Совет Труда и Обороны) через Реввоенсовет Республики (до сентября 1918 года Высший военный совет) во главе с Л.Д. Троцким (одновременно и наркомвоенмором до 1925 года). РВСР разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота, военными действиями через главнокомандующего Вооруженными Силами Республики и РВС фронтов и отдельных армий.[7]

При главнокомандующем в ноябре 1918 года был создан Полевой штаб РВСР, который разрабатывал стратегические планы, осуществлял сбор и обработку разведывательной информации и обеспечивал управление войсками. Всероссийский Главный штаб (с мая 1918 года после упразднения Генерального штаба) занимался организацией, мобилизацией, комплектованием и пополнением армии, подготовкой командных кадров..[8]

Реформированию подверглось и окружное военное управление. Страна была разделена на 6 военных округов, управление которыми сосредоточилось в руках командующего (РВС) округа, штаба, начальников родов войск и управлений: политического, ВВС, санитарного, ветеринарного, снабжения. Военные округа в соответствии с территориально-милиционным устройством Красной армии были разбиты на территориальные округа, осуществляющие учет военнообязанных, очередные призывы, допризывную подготовку через военкоматы.

20 июля 1934 года РВС СССР был упразднен, а Наркомат по военным и морским делам переименован в Наркомат обороны СССР, при нем в ноябре 1934 года в качестве совещательного органа создан Военный совет.

Важное значение имело преобразование в сентябре 1935 года Штаба РККА в Генеральный штаб в составе Наркомата обороны, повысившее эффективность работы всего центрального аппарата. При Наркомате обороны были образованы инспекции пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, войск связи и инженерных войск.

Создавались новые органы: Управление военно-технического снабжения, Управление начальника снабжения РККА (Главное интендантское управление).

В целях объединения всех мероприятий и вопросов обороны страны 28 апреля 1937 года Комиссия обороны при СНК СССР была преобразована в Комитет обороны СССР. Одновременно упразднен Совет труда и обороны.[9]

С началом Великой Отечественной войны система военного управления страной срочно приспосабливалась к новым условиям. 30 июня был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО). Наделенный всей полнотой власти, он стал высшим государственным органом СССР на период войны. Во многих прифронтовых городах возникли комитеты обороны, объединившие всю гражданскую и военную власть на местах.

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлялось через Ставку Верховного Главнокомандования, которая была создана 23 июня 1941 года. С 8 августа 1941 г. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 9 июля 1941 года) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР - Председателем Ставки ВГК стал И.В. Сталин.[10]

Для организации стратегического руководства в советско-японской войне 1945 года решением Ставки ВГК от 30 июля 1945 года было образовано Главное командование советских войск на Дальнем Востоке.

После окончания Второй мировой войны единым органом руководства армией, авиацией и флотом стал Наркомат Вооруженных Сил СССР, созданный в результате объединения 25 февраля 1946 года Наркоматов обороны и ВМФ (с 15 марта 1946 года - Министерство ВС СССР). В состав наркомата (министерства) вошел и Генеральный штаб, ставший его ведущим органом управления. 25 февраля 1950 года Министерство Вооруженных Сил вновь было разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Генеральный штаб ВС СССР преобразовался в Генеральный штаб Советской армии, тогда же по его образцу был создан Морской Генеральный штаб. От подобной децентрализации высшего военного управления Советское правительство отказалось уже в 1953 году, создав 15 марта 1953 года единое Министерство обороны СССР. Генеральный штаб Советской армии в сентябре 1955 года был вновь преобразован в Генеральный штаб ВС СССР, в состав которого вошел и Морской Генеральный штаб.

К концу 50-х система военного управления Советского государства окончательно сформировалась и включала в себя следующие основные элементы. Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляли ЦК КПСС и высшие органы государственной власти - Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Непосредственное руководство ВС СССР (кроме Пограничных и Внутренних войск) осуществлялось Министерством обороны СССР во главе с министром обороны. Виды Вооруженных Сил подчинялись главнокомандующим, являвшимся заместителями министра обороны.[11]

После распада СССР система военного управления страны постоянно оптимизировалась.

В 1992 году на базе Министерства обороны СССР было создано Министерство обороны Российской Федерации - главное звено в системе военного управления страной.

Оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что Пограничные, Внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Эти изменения позволяют повысить гибкость командно-штабной системы, ее способность быстро реагировать на меняющуюся обстановку и привести командное звено в постоянную боевую готовность.

Структура военного управления в ВМФ в целом сохранена, но все флоты - Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия - теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Сегодня перспективная система военного управления Вооруженных Сил рассматривается как составная часть единой взаимосвязанной системы государственного управления Российской Федерации, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов военного управления, пунктов управления и средств управления.

Как показывает практический опыт, система военного управления должна обладать возможностью планового проведения программно-целевой модернизации и повышения ее количественно-качественных характеристик адекватно проводимым изменениям структуры, состава, технической оснащенности Вооруженных Сил, стоящих перед ними задач и условиям обстановки.


Наши рекомендации