Глава 1. россия в революции и гражданской войне 1917-1921 гг.
ГЛАВА 1. РОССИЯ В РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ 1917-1921 гг.
IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОИНЫ. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА"
V. АПОГЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Накануне решающих сражений
Весной 1919 г. Россия вступила в третий этап гражданской войны. Поочередно, порою одновременно, ожесточенные военные действия разворачиваются на важнейших фронтах: Восточном (А. В. Колчак), Южном (А. И. Деникин) и Северо-Западном (Н. Н. Юденич). Противостояние большевиков и белых правительств дополнялось военными операциями малых пограничных государств: Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши - "ползучей интервенцией" Антанты и "самостийными" выходками различных национальных сепаратистов. Не меньшее значение приобретали и приливы-отливы крестьянского движения, настоящей третьей силы гражданской войны.
Большое значение для консолидации большевиков перед лицом объединенных сил внешней и внутренней контрреволюции имел VIII съезд РКП(б) (март 1919 г.). Он принял новую программу партии, определил политику партии в военной области и подтвердил курс на союз с середняком. Разгром "военной оппозиции" (А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, Г. Л. Пятаков и стоявший за ними И. В. Сталин), выступавшей против использования военспецов, против централизованного управления и командно-дисциплинарных начал в армии, значительно повысил боевые качества РККА. В ее рядах насчитывалось уже около 1800 тыс. человек, из них в действующей армии находилось около 40%, а непосредственно в боевых действиях участвовало 382 тыс. Союз с середняком, отказ от прежней ставки на комбеды и новые отношения с трудовым крестьянством создавали социальные предпосылки военных побед. Однако значимость "политического поворота к середняку" ограничивалась центральными районами России, в восточных же и южных российских губерниях, на Украине еще длительное время воплощались совсем иные принципы.
Заручиться более широкой социальной поддержкой пытались в преддверии решающих сражений и белые режимы, образовавшиеся осенью-зимой 1918/1919 г. Правительство А. В. Колчака разрабатывало проект Конституции, а в апреле 1919 г. издало Декларацию о земле, где провозглашалось право крестьян на выращенный ими урожай, в том числе на декретных и самозахватных землях. Подтверждение права на урожай не обозначало перехода к крестьянам земли, вопрос о которой переносился на будущее с одновременным запретом новых захватов. Подобная нерешенность крестьянского вопроса в Сибири вела к обратному эффекту. Наряду с массовыми сборами и реквизициями, насильственной мобилизацией в армию, это приводило ко все новым и новым крестьянским выступлениям. Только в партизанском движении в Сибири и на Дальнем Востоке участвовало около 150 тыс. человек. Либеральные веяния были забыты: в одной только Екатеринбургской губернии при Колчаке было расстреляно более 25 тыс. человек. Особый уполномоченный верховного правителя для борьбы с крестьянством генерал Розанов был вынужден издавать приказы о массовых расстрелах, о заложниках, об охране железных дорог с круговой порукой окрестных деревень. Из наиболее известных - постановление 27 марта 1919 г., согласно первому пункту которого вводилась практика расстрела каждого десятого участника сопротивления в любой форме, согласно второму - поголовный расстрел населения сел, оказывающих сопротивление, согласно шестому - заложничество как система и т. д. Неудачным оказался опыт "демократических реформ" правительства А. И. Деникина. Хотя в Особое совещание при верховном руководителе Добровольческой армии были привлечены многие известные общественные деятели (Н. И. Астров, М. В. Бернацкий, С. Д. Сазонов, П. Б. Струве и др.), это оказалось лишь фасадом неудачной аграрной, финансовой и в целом внутренней политики. Аграрная политика свелась к реквизиции 1/3 урожая у помещиков и отмене хлебной монополии; рабочая политика - к провозглашению "восьмичасового" дня и "ручных" профсоюзов, которым запрещалось "преследовать цели, противные действующим законам"; административная - к фактическому засилью генерал-губернаторов. Серьезно расширить социальную базу А. И. Деникину не удалось. Ее расширение шло лишь за счет недовольных советской властью, а не в результате привлечения новых сторонников.
Итоги гражданской войны
Пятилетняя гражданская война и интервенция обернулись для России величайшей трагедией, имевшей самые тяжелые последствия. Предварительная сумма экономического ущерба, нанесенного стране, составляла 39 млрд золотых рублей, а более точные данные, включающие имущественные потери населения, составили сумму, превышающую 50 млрд золотых рублей. Промышленное производство Сократилось в 5 раз, добыча угля - в 3 раза, нефти - более чем в 2 раза, а выплавка чугуна - в 33 раза по сравнению с довоенным 1913 г. При этом остававшийся экономический потенциал не обновлялся на протяжении всего периода войны и представлял собою полуразвалившееся оборудование и транспорт. Почти вдвое уменьшилась численность пролетариата, а для остававшегося рабочего класса были характерны деклассирующие процессы. Рабочих рук не хватало даже для функционировавшего производства. Сельское хозяйство производило продукции на 40% меньше, чем до войны. Наиболее развитые товарные хозяйства были уничтожены. Техническая оснащенность оставшихся была крайне низкой. Товарообмен между городом и деревней практически отсутствовал. Деньги сильно обесценились и имели ограниченное хождение. Царила натурализация хозяйства. Большая часть научно-технического потенциала России перестала существовать. Около 1,5 млн человек - почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита и их семьи - вынуждены были эмигрировать. Инженеры и агрономы стали редкостью.
Население страны уменьшилось за пять лет почти на 13 млн человек, без учета появившихся независимых государств на западе бывшей Российской империи. Главным образом это были жертвы эпидемий и голода. Значительная часть приходилась на жертвы военных действий, белого и красного, зеленого террора, погромов и интервенции. Людские потери снизили трудовой и в определенной степени интеллектуальный потенциал народа, ожесточили население. Ценность индивидуальной жизни в массовом сознании стала крайне низкой.
Одним из главных итогов гражданской войны стали глубочайшие социальные изменения в российском обществе. Произошла ликвидация целых классов: помещиков, крупной и средней буржуазии. Серьезные потери понесло духовенство, казачество и зажиточное крестьянство в лице кулачества. Произошло перераспределение ранее контролируемой ими собственности, перешедшей большей частью к государству, отчасти к беднейшему крестьянству, частью уничтоженной или вывезенной за рубеж. Серьезные изменения произошли в пролетариате и крестьянстве, в первую очередь усреднение их социально-имущественных характеристик. Беднейшие слои городского и сельского пролетариата заметно улучшили свое экономическое положение и оказывали влияние на политическую жизнь страны. Определенное количество ранее наиболее эксплуатируемых слоев населения получило доступ к управлению страной, служа опорой советскому режиму. Вместе с тем следует отметить, что имело место противопоставление этих категорий населения другим слоям общества, в том числе высококвалифицированным рабочим и инженерам в городах и зажиточным середнякам в деревнях.
Существенные изменения произошли в системе государственного управления. Гражданская война деформировала провозглашенные в октябре 1917 г. принципы советской демократии. Диктатура пролетариата выродилась в диктатуру партии. Система Советов лишь номинально являлась основой строя: гораздо большее значение имели партийные и чрезвычайные органы. Отмена смертной казни обернулась менее чем через год красным террором, а временный орган ВЧК стал символом чрезвычайных мер управления. Первоначально широкое привлечение трудящихся к управлению сменилось становлением новой бюрократии. Находясь в центре формирующейся системы, не смогла избежать изменений и правящая партия. Необходимая сплоченность перед внутренним и внешним врагом приводила к снижению внутрипартийной демократии, к единоначалию, вождизму в партии. Вынужденная сосредоточивать все силы для сохранения власти, коммунистическая партия последовательно отказывалась от провозглашенных ранее принципов.
Вместе с тем итоги гражданской войны включали не только результаты разрушительных процессов, но и определенное созидающее начало. Распад Российской империи, начавшийся в ходе Первой мировой войны и усилившийся после февральской революции 1917 г., был приостановлен. Возникшее государство вне зависимости от воли новых правителей восстановило тысячелетнее историческое пространство. Хотя территориальные потери составили 800 тыс. кв. км с 30-миллионным населением, Советская республика нашла приемлемые формы государственного устройства, объединяющего народы России. В ходе гражданской войны удалось порвать с экономической зависимостью России от западных держав, прекратить вывоз капитала. Несмотря на то, что последствием этого была экономическая и политическая блокада, в перспективе данное обстоятельство создавало основу для становления подлинно независимого, экономически развитого государства. Победа большевиков в гражданской войне нанесла существенный урон колониальной системе империализма, подрывая ее основы и открывая перспективу зависимым и колониальным странам. Наконец, победа социализма в СССР заставила страны Запада активизировать реформирование собственного общества.
ГЛАВА 1. РОССИЯ В РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ 1917-1921 гг.
IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОИНЫ. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА"