Порядок формирования учебных групп.

Формирование учебных групп ОГП в полку (на корабле) организуется заместителем командира по воспитательной работе (офицером по ОГП и информированию), осуществляется в период планирования боевой подготовки части на период обучения.

Формирование учебных групп предусматривает:

- определение состава и численности учебных групп;

- подбор руководителей групп и определение их заместителей;

- подбор помощников руководителей учебных групп.

Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно-штатной структурой части, в основном в составе подразделений. При этом не допускается создание малочисленных групп и групп с числом слушателей более 30 - 35 человек. Как показывает практика группы солдат (матросов) комплектуются по взводам и им равным подразделениям. Группы сержантов (старшин) - по ротам или батальонам. Группы офицеров и прапорщиков (мичманов) - по батальонам и им равным подразделениям или в масштабе части.

При подборе и назначении руководителей групп целесообразно руководствоваться принципом: начальник обучает и воспитывает своих подчиненных. Руководителями учебных групп ОГП назначаются командиры (начальники), их заместители, начальники служб и другие наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношении офицеры (прапорщики), склонные к информационно-воспитательной работе. Особое внимание уделяется подбору руководителей смешанных учебных групп, укомплектованных военнослужащими нескольких подразделений.

Одновременно с руководителем группы для выполнения его обязанностей в случае убытия в командировку, отпуск и т.п. осуществляется подбор заместителя руководителя учебной группы, который также включается в приказ по части.

Помощники руководителей учебных групп подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам боевой подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями. С каждым из них предварительно беседуют заместители по воспитательной работе, разъясняя задачи и обязанности.

Руководитель группы несет персональную ответственность за организацию, качество, эффективность проведения занятий и их результаты.

Он обязан:

- проводить занятия на высоком организационно-методическом уровне;

- знать индивидуальные особенности, уровень образования, социальный опыт и ценностные ориентации личного состава, использовать их в целях сплочения коллектива и учитывать при построении плана занятий;

- информировать командование подразделения и части о настроениях в учебной группе и поднимаемых в ходе занятий вопросах, требующих разрешения;

- эффективно использовать выделяемое еженедельно служебное время для тщательной подготовки к очередному занятию, своевременно представлять на утверждение план-конспект предстоящего занятия;

- настойчиво совершенствовать формы и методы проведения занятий по ОГП, овладевать новыми методиками, активно участвовать в учебных сборах и инструктивно-методических занятиях руководителей групп, изучать и использовать в работе с группой передовой опыт проведения занятий лучшими методистами части;

- применять на занятиях имеющиеся технические средства обучения, разрабатывать и использовать наглядные пособия, обеспечивать группу необходимым количеством учебной литературы;

- осуществлять постоянный контроль за работой слушателей на занятиях, вести учет их посещаемости и успеваемости, ежемесячно проверять степень усвоения пройденных тем каждым слушателем группы;

- представлять группу проверяющему старшему начальнику в ходе инспекторских, итоговых и контрольных проверок, лично проводить контрольные занятия по изученным темам учебного плана..

Подготовка руководителей и обучаемых.

Теоретическая и методическая подготовка руководителей групп осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.

К организованным формам подготовки руководителей групп ОГП относятся:

- 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения;

- ежемесячные 2 - 3-х часовые инструктивно-методические занятия.

Двухдневные учебно-методические сборы с руководителями групп ОГП планируются и проводятся в соединениях (частях) или гарнизонах перед началом каждого периода обучения. План проведения сборов утверждается командиром соединения (части) или начальником гарнизона по представлению заместителя по воспитательной работе.

В ходе проведения сборов предусматриваются:

- подведение итогов ОГП за прошедший период обучения и постановка задач на очередной период обучения;

- выступление вышестоящих командиров (начальников), представителей местных органов государственной власти, ученых-обществоведов, деятелей культуры и искусства по актуальным теоретическим и практическим вопросам жизнедеятельности государства и общества, Вооруженных Сил и т.п.;

- обмен опытом лучших методистов;

- показные занятия;

- обзорные и инструктивно-методические лекции, доклады по тематике ОГП на предстоящий период обучения и другие мероприятия.

Инструктивно-методические занятия (ИМЗ) проводятся в воинских частях не реже одного раза в месяц по 2 - 3 часа под руководством заместителей командиров частей по воспитательной работе.

Главная задача ИМЗ - оказать практическую помощь руководителям групп ОГП в их самостоятельной подготовке к очередным занятиям. Основу плана ИМЗ составляют инструктивно-методические лекции по тематике ОГП на следующий месяц, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования ТСВ и наглядных пособий, обзор рекомендуемой к темам учебно-методической, художественной и мемуарной литературы, информация о положительном опыте и недостатках в организации ОГП в истекшем месяце.

Самостоятельная подготовка руководителей групп осуществляется с использованием материальной базы и возможностей библиотек, имеющихся методических кабинетов и информационно-методических центров. Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП предоставляется не менее 4 часов служебного времени в неделю. Выделяемые для этой цели дни и время определяются в приказе командира части об организации ОГП на период обучения.

Самостоятельная подготовка руководителя группы строится в зависимости от конкретной темы и формы предстоящего занятия. Она включает:

- подготовку к учебной лекции (рассказу);

- подготовку к проведению самостоятельной работы в учебной группе;

- подготовку к семинару (беседе).

План-конспект руководителя группы ОГП.

План-конспект является основным содержательным и организационным документом каждого занятия, элементом контроля готовности руководителя группы к его проведению. План-конспекты лекции (рассказа), семинара (беседы) и других форм проведения занятий по каждой теме утверждаются непосредственным командиром (начальником) руководителя группы за 1 - 2 дня до проведения занятия. Руководитель группы обеспечивает сохранность план-конспектов в течение всего учебного года.

Структура план-конспекта лекции (рассказа)

План-конспект лекции (рассказа) состоит из 3 частей: вступления, основной части и заключения.

1. Вступление включает в себя:

- название темы, количество часов, отводимое на нее и распределение их на лекцию (рассказ), самостоятельную работу и семинар (беседу);

- обоснование актуальности и важности изучения темы;

- связь данной темы с предыдущим занятием;

- учебные цели лекции(рассказа). (Воспитательные цели занятия руководитель определяет, но до группы их не доводит);

- учебные вопросы;

- рекомендованную литературу.

2. Основная часть:

- содержание каждого вопроса и распределение времени на них;

- фактический материал, в том числе - из жизни подразделения, части, а также примеры, авторитетные высказывания, цитаты для лучшей связи теоретических положений с практикой;

- вопросы, с которыми необходимо обратиться к слушателям в процессе рассказа (лекции), для того, чтобы завязать дискуссию, диалог;

- где и как использовать технические средства обучения, наглядные пособия, художественную и мемуарную литературу;

- выводы по каждому вопросу.

3. Заключение:

- краткие выводы по теме;

- ответы на вопросы слушателей;

- необходимые указания и советы по изучению рекомендованной литературы;

- вопросы для предстоящего семинара или беседы по теме лекции (рассказа).

Завершающим этапом изучения темы на занятиях по ОГП является семинар или развернутая групповая беседа. Их цель - помочь слушателям глубже усвоить изучаемый материал, расширить их кругозор, развить умение самостоятельно анализировать и обобщать явления жизни, увязывать теорию с практикой, оценить уровень усвоения изученной темы и, в конечном счете, сформировать убеждения, устойчивые позиции по рассматриваемым вопросам в соответствии с воспитательными целями занятия.

Типовой план-конспект семинара (беседы) включает:

- вступительное слово;

- учебные (доводятся до группы) и воспитательные (не доводятся до группы) цели занятия;

- основные и дополнительные вопросы и их краткое содержание;

- тема реферата (доклада) и фамилия докладчика, а также выступающего с информацией по материалам периодической печати;

- методическое обеспечение рассмотрения каждого вопроса: примеры и факты из жизни части и Вооруженных Сил, наглядные пособия и ТСО, художественная и мемуарная литература и порядок их использования;

- примерный расчет времени;

- приемы и способы раскрытия отдельных вопросов и краткие выводы по ним;

- фамилии слушателей, которых предполагается опросить;

- заключительное слово и проект подведения итогов занятия, предусматривающий выставление оценок;

- объявление следующей темы занятия.

Важную роль в совершенствовании методического мастерства руководителей групп, повышении качества подготовки слушателей к занятиям играют военные учреждения культуры.

Работа клуба воинской части по обеспечению ОГП личного состава осуществляется по следующим основным направлениям:

В рамках культурно- досуговых мероприятий по повышению эффективности ОГП учреждениями культуры воинских частей активно используются возможности радиоузлов, а также имеющихся в ряде гарнизонов радиотелевизионных центров.

При всей важности использования клубных форм работы в обеспечении ОГП они играют хотя и существенную, но вспомогательную роль. Центральное место в подготовке руководителей и слушателей групп к очередным занятиям принадлежит библиотекам воинских частей.

Именно библиотеки офицерских (солдатских) клубов с их книжным фондом и читальными залами, оборудованными каталогами, являются главным союзником руководителя ОГП в работе с книгой, тем настоящим банком данных, в котором он черпает необходимую информацию.

Наши рекомендации