Основные формы и методы воспитательной работы офицера.

Методы воспитания:

1.Методы изучения субъектов и объектов воспитания:

- целенаправленное наблюдение за военнослужащими;

- изучение личности по документам;

- биографический метод;

- анализ практической деятельности военнослужащих;

- изучение и анализ независимых характеристик;

- тестирование;

- письменные и устные опросы;

- индивидуальные (групповые) беседы.

2.Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:

- убеждение;

- пример;

- упражнение;

- включение воинов в различные виды деятельности (соревнование);

- поощрение;

- критика и самокритика;

- принуждение.

3.Методы профилактики и перевоспитания:

- переучивание;

- переубеждение;

- "разрыв нежелательных контактов";

- критика и самокритика;

- самоисправление.

Эти методы реализуются в Формах воспитательной работы:

- индивидуальные и коллективные беседы;

- различные виды информирования личного состава;

- лекции, беседы, вечера вопросов и ответов;

- собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;

- пропаганда передового опыта;

- научно-практические конференции;

- тематические вечера, диспуты, викторины, "круглые столы";

- встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;

- экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;

- проведение Дней защитника Отечества, мужества, призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;

- работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;

- занятия в музеях, комнатах боевой славы войсковых частей и соединений;

- осуществление рекламы службы в ВС РФ.

Воспитательные средства:

- различные виды воинской деятельности в части (подразделении);

- моральное и материальное стимулирование;

- технические средства;

- информационные средства;

- педагогическая среда и ее приметы.

Управление системой воспитания.

На всех уровнях организации и методики воспитания военнослужащих его субъекты выполняют две взаимосвязанные функции - воспитательную и управленческую. Деятельности должностных лиц частей и подразделений в большей степени присуща воспитательная функция, а для деятельности должностных лиц высшего звена характерна управленческая функция.

Эффективность управления системой воспитания достигается:

- морально-психологическим обеспечением, которое организуется в целях поддержания высокого морального духа и морально-психологического состояния личного состава, дисциплины, правопорядка и сплоченности воинских коллективов, противодействия психологическому воздействию противника;

- информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования военнослужащих ВС РФ по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности своих структур;

- правовым обеспечением, которое организуется и проводится в целях формирования у личного состава глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики;

- военно-социальным обеспечением, которое организуется и осуществляется в целях создания социальных условий и гарантий военнослужащим и членам их семей в интересах качественного выполнения военнослужащими многообразных задач повседневной служебно-боевой деятельности;

- культурно-досуговым обеспечением, которое организуется и проводится в целях поддержания и восстановления моральных и физических сил личного состава, его духовной мобилизации на выполнение поставленных задач;

- материально-техническим обеспечением, которое осуществляется в целях создания военнослужащим благоприятных материальных и социально-бытовых условий для выполнения поставленных задач;

- кадровым обеспечением, которое осуществляется в целях совершенствования сложившейся системы комплектования Вооруженных Сил кадрами, выработки единых взглядов и подходов в вопросах подбора, комплектования, обучения и расстановки кадров, способных качественно решать воспитательные задачи.

Наши рекомендации