Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.

Красная армия, создание которой началось еще в январе 1918 года, по своим целям и задачам принципиально отличалась от старой армии. Кроме того, 20-е годы были периодом начала нового витка в качественном развитии боевой техники и оружия.

Все это привело к тому, что к середине 20-х годов назрела острая необходимость военного реформирования Красной армии и РККФ. При этом учитывались как опыт Первой мировой и гражданской войн, так и потребности мирного времени. Реформу проводила комиссия во главе с MB. Фрунзе.

В реформе просматривались два этапа:

Первый 1921-1923 гг.

Второй 1924-1926 гг.

На первом этапе осуществлялось радикальное сокращение Вооруженных Сил. К концу Гражданской войны в рядах Красной Армии проходили службу граждане семнадцати призывных возрастов (1885 - 1901 гг. рождения), а её численность составляла 5,3 миллиона человек. К лету 1923 года кадровая армия была доведена до 562 тысяч человек (то есть, сокращена почти в 10 раз).

На втором этапе была принята смешанная система устройства Вооруженных Сил, позволяющая при меньших затратах иметь небольшую кадровую армию, способную при военной опасности быстро отмобилизовать воинов запаса и технику из народного хозяйства;
проводилось широкое военное обучение трудящихся из числа военнообязанных;

упорядочена организационно-штатная структура РККА и РККФ, регламентирована система комплектования; был качественно обновлен командный состав; реформирована система снабжения; введена плановая система боевой подготовки; перестроена система политорганов и политической подготовки; созданы и введены новые уставы; начато техническое переоснащение Вооруженных Сил;

изменена система подготовки кадров (краткосрочные курсы были заменены 3-4 - годичными военными школами, создано 6 академий); введено единоначалие; усовершенствованы органы военного управления.

В результате проведения реформ Вооруженные Силы были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнями развития военной науки и техники.

Новый этап реформирования Красной Армии относится к середине 30-х годов:

введена новая система комплектования войск;
перестройка органов высшего руководства обороной страны и непосредственно управления Вооруженными Силами (упразднен Совет Труда и Обороны, вместо него создан Комитет обороны при СНК СССР);
приняты меры по укреплению социально-политической и материально-технической базы;

в 1939 г. вступил в силу Закон о всеобщей воинской обязанности, который определяет принципы и нормы строительства единых Вооруженных Сил страны, юридически закрепляя переход на кадровую систему устройства армии, были образованы 16 военных округов, 4 флота и 5 флотилий.

Военная реформа 60-х годов.

По существу была сведена к сокращению армии и "выбросу" лишних людей без всяких льгот и гарантий на 1200 тыс. человек.

Достижением того периода было очень быстрое техническое перевооружение всех видов войск, в том числе Войск ПВОстраны.

В Войсках ПВО страны основными родами войск являлись: войска ракетно-космической обороны, зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска, а также специальные войска.

Сухопутные войска остались самым многочисленным видом Вооруженных Сил. Кавалерия полностью утратила свое значение. Пехота превратилась в мотострелковые войска, бронетанковые и механизированные войска переименованы в танковые. Артиллерия и ракетные войска составили главную огневую силу Сухопутных войск. Появились в их составе воздушно-десантные войска и войска ПВО. Продолжали развиваться специальные войска.

Военно-Воздушные Силы состояли из авиации Верховного главнокомандования (дальней и военно-транспортной), фронтовой и армейской авиации, специальных войск.

Военно-Морской Флот стал океанским, оснащенным ракетно-ядерным оружием. В составе флотов создавались соединения подводных лодок и морской авиации, совершенствовалась организационная структура надводных сил, береговых ракетно-артиллерийских войск, морской пехоты, войск береговой обороны, сил ПВО флота и специальных войск.

Принципиально новым направлением в строительстве вооруженных сил в 80-е г.г. стало создание и развитие военно-космических сил. В их состав вошли средства запуска, управления и орбитальные группировки космических аппаратов военного назначения. Они входили в состав специальных войск и предназначались для обеспечения боевой деятельности Вооруженных Сил.

Специальные войска также включали: разведывательные, инженерные, химические, связи, радиоэлектронной борьбы, воздухоплавательные, технического обеспечения, автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные, охраны тыла, инженерно-аэродромные и авиационно-технические, поисково-спасательной службы, топографические, гидрографические, гидрометеорологические, военно-строительные и другие части организации.

Значительное внимание уделялось оснащению вооруженных сил техникой и вооружением, отвечавшем требованиям современной войны, как по количественным , так и по качественным параметрам.

1947-1950 г.г. серийное производство и массовое поступление в ВВС реактивной авиации.

1952 г. - войска ПВО оснащаются ракетно-зенитной техникой.

1955 г. - впервые запущена баллистическая ракета с подводной лодки.

1957 г. - в ВС СССР проведено первое тактическое учение с форсированием реки танками по дну.

1962 г. - атомная торпедная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила поход к северному полюсу.

Реформа 1987-1991 годов.

Задуманная и начатая в конце 80-х годов реформа не состоялась, точнее, была прервана. Но была проделана значительная работа и накоплен опыт выработки концепции, планирования, подготовки реформы и даже осуществления практических мер на некоторых ее направлениях.

Новая военно-политическая концепция предполагала:

• прекращение ядерных испытаний;

• ликвидацию ядерного и космического оружия;

• недопущение гонки вооружений в космосе;

• сохранение Договора по ПРО;

• снижение общих военных потенциалов США и СССР, ОВД и НАТО до уровня разумной достаточности;

• роспуск военно-политических блоков и сокращение военных бюджетов.

В ходе военной реформы предусматривалось решить комплекс задач направленных:

• на ограничение бюджетных военных расходов, на оборонное строительства в целом, на военное производство;

• на приведение состава, оргштатной структуры и оснащения Вооруженных Сил в соответствие с принципом разумной достаточности;

• на решение задач обороны стороны, боевой готовности войск и сил флота, их боевой подготовки с акцентом на качественные параметры;

• на всестороннюю и глубокую демократизацию уклада воинской жизни, на радикальное изменение к лучшему положения всех категорий военнослужащих и их семей.

Что было сделано:

• сокращены военные расходы;

• изменена структура Вооруженных Сил;

• сокращен, омоложен и обновлен центральный аппарат Министерства Обороны и высший командный состав Вооруженных Сил;

• начато осуществление комплексной системы мер по повышению качества учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях;

• разработана программа решения жилищной проблемы;

• принят Закон о пенсиях военнослужащих;

• упразднены политические структуры в армии и на флоте.

Распад СССР не привел к развалу Вооруженных Сил. Их структурные элементы сохранились, перейдя под юрисдикцию образовавшихся суверенных государств.

Уроки реформы:

• в подтверждении исторически закономерной связи преобразований в военной сфере с переменами в обществе в целом;

• в диалектическом единстве общего (военной реформы) и частного (реформы Вооруженных Сил), в уязвимости сведения военной реформы только лишь к реформированию ВС;

• необходимость соизмеримости реформаторских действий с реальными возможностями страны;

• военная реформа, особенно крупномасштабная, комплексное - это не только безотлагательные военно-реформаторские шаги, но и видение перспектив глубинных перемен в ближайшем и отдаленном будущем. Поэтому концепция военной реформы должна предусматривать поэтапность преобразований. Причём реформирование не должно сопровождаться снижением боеспособности войск;

отношение к вопросу о субъекте реформы. Роль субъекта не может быть отдана только военному ведомству. Руководство реформой должно стать прерогативой представительной и исполнительной власти, которой органы военного ведомства подотчётны. Контроль и проверка исполнения с их стороны, максимально возможная гласность призваны благотворно повлиять на ход военных преобразований.

Наши рекомендации