Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его

жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия

Дополнительные материалы.

Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах

людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.

Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.

Выводы

1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.

3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

III. Закрепление материала;

- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в

природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры

автономного существования в природной среде.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную

автономию в природной среде?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:§ 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).

2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.

3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»

ТЕМА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К АВТОНОМНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ В

ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Цель урока:Практическая подготовка учащихся к однодневному турпоходу на природу,

основные правила и порядок подготовки.

Занятие: 1/2

Урок2

Время: 40 минут

Тип урока:комбинированный

Учебно-наглядный комплекс:учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

- Какие вы знаете примеры автономного существования в природной среде?

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную

автономию в природной среде?

- Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде, –

отправиться немедленно в путь навстречу помощи или ожидать ее на месте? Обоснуйте свой

ответ с учетом специфики природной среды вашего региона.

- Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности

человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования? Какой

режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:§ 2 стр. 10-15

Практическую подготовку к автономному существованию в природной среде наиболее целесообразно организовать в виде подготовки и проведения однодневного турпохода на природу.

Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки и проведения однодневного турпохода.

Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода – не открытие «новых земель», а

отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную

точку с резервом не менее чем 1 ч. Исходя из вышесказанного, составляются необходимые расчеты по организации и проведению похода.

Число, день в мае 2006 г. 6 7 13 14 20 21 27 28

Наши рекомендации