Действия взвода в походном охранении на марше
В установленное время командир взвода, назначенного в ГПЗ, вытягивает колонну на маршрут. Дозорное отделение занимает свое место в голове колонны ГПЗ. Исходный пункт взвод проходит точно в назначенное время и движется по указанному маршруту с заданной скоростью на удалении, которое зависит от полученной задачи и состава ГПЗ. Командир взвода, находясь в голове колонны ГПЗ, лично ведет разведку противника и местности наблюдением и установленным порядком докладывает командиру, выславшему заставу, о заграждениях и зараженных участках местности на маршруте, а также о встрече с противником.
Разрушенные мосты, заминированные или поврежденные участки дороги, зараженные участки местности на маршруте движения головная походная застава (головной дозор) обходит, обозначая направление обхода указками. Командир взвода организует разведку и отыскание путей обхода, а при невозможности обхода организует и определяет порядок преодоления препятствий, заграждений. Теснины, тоннели, мосты и другие узкие места головная походная застава (головной дозор) проходит безостановочно.
Головная походная застава (головной дозор) до встречи с противником движется с установленной скоростью. Мелкие группы противника (органы разведки и охранения) головная походная застава, как правило, уничтожает атакой с ходу или огнем с места (из засады), а топографические карты, образцы оружия и другие документы захватывает и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником она действует в зависимости от обстановки: внезапным огнем с выгодной позиции и решительной атакой уничтожает его, а если решительной атакой уничтожить его не удалось, ГПЗ (ГД) упорно удерживает занимаемый рубеж и обеспечивает развертывание и вступление в бой главных сил охраняемой колонны.
Дозорное отделение (танк) продвигается скачками от укрытия к укрытию в указанном ему направлении и ведет наблюдение за местностью и противником. Закрытые участки местности, опушки леса, отдельные строения, ущелья и тоннели, узкие проходы, мосты и другие объекты оно осматривает и при необходимости выставляет установленные знаки. Обо всем обнаруженном командир дозорного отделения (танка) немедленно докладывает выславшему его командиру.
С завязкой боя дозорным отделением (танком) командир головной походной заставы выдвигается на пункт местности, откуда виден противник, быстро оценивает обстановку, принимает решение и ставит задачи короткими распоряжениями лично, по радио или связными. Данные о противнике и принятом решении командир головной походной заставы немедленно передает старшему командиру (начальнику) по радио.
В ходе боя с походным охранением противника командир головной походной заставы ведет наблюдение, управляет действиями подчиненных, стремясь упредить противника, навязать ему свою волю и заставить вести бой в невыгодных условиях.
Командир головной походной заставы постоянно докладывает старшему командиру (начальнику) о всех изменениях обстановки, действует согласно его распоряжениям, обеспечивая развертывание и вступление в бой охраняемой колонны.
Взвод, назначенный в боковую походную заставу, следует на уровне головы охраняемой колонны на установленном командиром удалении с задачей не допустить внезапного нападения противника с фланга. При встрече с мелкими группами противника боковая походная застава уничтожает его и продолжает выполнять поставленную задачу. При угрозе нападения превосходящих сил она занимает выгодную позицию и не допускает внезапного нападения противника на охраняемую колонну.
Взвод, назначенный в неподвижную боковую заставу, для прикрытия фланга охраняемой колонны к указанному времени выходит на определенный ему рубеж, развертывается в боевой порядок и организует оборону в готовности к отражению возможной атаки противника. После прохождения охраняемой колонны взвод присоединяется к главным силам. Оставление позиций разрешается только с получением приказа командира, выславшего заставу.
Взвод, назначенный в тыльную походную заставу, совершает марш за охраняемой колонной на установленной командиром дистанции с задачей не допустить внезапного нападения противника с тыла. Мелкие группы противника тыльная походная застава уничтожает огнем из засад. При угрозе выхода превосходящих сил противника к охраняемой колонне она занимает выгодную позицию, огнем всех средств наносит поражение противнику, задерживает его и не допускает нападение на охраняемую колонну. Командир взвода по приказу командира, выславшего заставу, организует разрушение мостов, переправ и дорог.
Во время привалов походная застава, заняв выгодную позицию, продолжает охранять остановившуюся колонну, находясь в постоянной готовности к отражению противника. Командир взвода указывает отделениям (танкам, боевым машинам пехоты) места на позиции, полосы огня (секторы обстрела) и порядок действий при появлении противника.
При расположении на отдых походная застава выполняет задачи сторожевого охранения или заменяется. С началом движения сторожевая застава остается на месте до тех пор, пока вновь назначенная головная походная застава не пройдет ее, после чего присоединяется к своему подразделению.
Связь на марше внутри колонн походной заставы обеспечивается сигнальными средствами. Для передачи сигналов управления используются флажки и фонари. Команды по колонне передаются наблюдателями голосом.
4.ВЗВОД НА МАРШЕ В ОСОБЫХ
УСЛОВИЯХ
Зимой и в северных районах при значительном снеговом покрове скорость движения уменьшается, расход горючего увеличивается, создаются дополнительные трудности в организации и совершении марша. В условиях снегопада дальность наблюдения значительно уменьшается, а в сильную пургу движение колонн становится затрудненным. При низких температурах создается опасность обморожения личного состава и размораживания систем охлаждения двигателей. Вместе с тем облегчается преодоление заболоченных участков и водных преград.
Командир взвода обязан принять необходимые меры против обморожения личного состава и размораживания двигателей на остановках, организовать подготовку боевых машин и вооружения к работе в условиях низких температур, а также убедиться в наличии нужного сорта (марки) дизельного топлива и охлаждающей жидкости в машинах и принять меры к их дозаправке (заправке). Особое внимание уделяется поддержанию в исправном состоянии систем подогрева, состоянию аккумуляторных батарей, смазке оружия и т. д.
Командир взвода обязан проверить готовность вооружения к применению в условиях низких температур, натяжение гусениц, оснащение машин средствами повышения проходимости, исправность средств подогрева, дать указания механикам-водителям (водителям) о порядке прогрева двигателей боевых машин и организовать просушивание обмундирования и обуви. Кроме того, он должен принять дополнительные меры маскировки, обеспечивающие скрытность действий, в том числе и окраску техники под фон окружающей местности.
Проводятся необходимые профилактические мероприятия медицинского обеспечения в целях предупреждения обморожения личного состава.
На привалах машины следует ставить по возможности на горизонтальных площадках, защищенных от ветра, закрывать люки и жалюзи и накрывать их ковриками. В районе отдыха боевые машины целесообразно укрывать брезентом. При необходимости надо производить периодический прогрев двигателей.
Для личного состава необходимо оборудовать места обогрева. Личному составу на привалах и в районах отдыха запрещается ложиться на снег или на землю.
Необходимо предусмотреть мероприятия, исключающие примерзание гусениц к грунту.
Вгорах на совершение марша оказывают существенное Влияние пересеченность местности, наличие труднопроходимых участков, ограниченное количество дорог и трудность движения по ним, возможность обвалов. В ущельях и глубоких долинах возможны длительные застои отравляющих веществ. При взрывах образуются разрушения, затрудняющие маневр подразделениями.
Резкие изменения погоды могут привести к обильным снегопадам или к ливневым дождям. Сложный рельеф и пониженное атмосферное давление создают тяжелые условия для работы двигателя, силовой передачи и ходовой части, а также способствуют увеличению интенсивности испарения охлаждающей жидкости из системы охлаждения.
При совершении марша в горах, особенно на подъемах, спусках и других труднопроходимых участках, скорость движения уменьшается, а дистанции между боевыми машинами увеличиваются. На опасных участках дорог, где возможны камнепады, снежные обвалы, скатывание машин юзом, личный состав спешивается, в боевых машинах остаются только механики-водители (водители). В связи с этим при подготовке к маршу командир взвода должен уделять особое внимание проверке исправности ходовой части, механизмов управления и тормозной системы. На всех боевых машинах заранее подготавливаются дополнительные приспособления для удержания их на подъемах и спусках при остановке. При перегреве двигателей боевых машин с разрешения командира колонна может делать остановку для их охлаждения. Для остановки выбираются ровные участки дорог.
При подготовке к маршу в горах необходимо ознакомить командиров отделений (танков) и механиков-водителей (водителей) с профилем маршрута.
Личный состав и боевую технику на привалах следует располагать на ровных участках, в местах, где исключаются обвалы, камнепады, снежные лавины, затопления.
Командиру взвода, назначенного в ГПЗ, особое внимание следует уделять построению колонны с учетом возможной внезапной встречи с противником и затруднения маневра. Головная походная застава должна решительно захватывать перевалы, выходы из ущелий, теснины и удерживать их до подхода главных сил. На привалах головная походная застава занимает выгодную позицию на господствующих высотах, обеспечивая надежное охранение колонны главных сил.
Боковая походная застава должна продвигаться по параллельному маршруту на уровне головы охраняемой колонны в готовности к отражению возможного нападения противника.
При действиях в неподвижной боковой заставе взвод занимает командные высоты, перехватывающие подступы к флангам охраняемой колонны. После прохождения колонны по команде командира охраняемой колонны неподвижная боковая застава снимается и присоединяется к колонне.
Взвод, назначенный в тыльную походную заставу, следует за охраняемой колонной на установленной дистанции, внимательно осматривая прилегающие высоты, ущелья, лощины, перевалы и другие участки местности, откуда возможно нападение противника на охраняемую колонну.
Впустыне. На совершение марша в пустыне существенное влияние оказывают наличие сыпучих песков и солончаков, отсутствие растительности, ограниченное количество или отсутствие источников воды, высокие температуры и их резкие суточные колебания, песчаные бури.
При организации марша командир взвода должен особое внимание уделять подготовке боевой техники к движению в этих условиях, создавать дополнительные запасы воды и топлива. Машины оснащаются средствами повышения проходимости и окрашиваются под фон окружающей местности. Оружие готовится к боевому применению в условиях интенсивного пылеобразования. Тщательно изучаются труднопроходимые участки маршрута и условия их преодоления, определяются азимуты движения и порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование затруднено, а также предусматриваются мероприятия по предохранению личного состава от тепловых ударов. С этой целью командир взвода организует контроль за строгим соблюдением питьевого режима и исправной работой системы вентиляции на боевой технике.
Взвод совершает марш по указанному ему маршруту или азимуту. Во время песчаных бурь, затрудняющих ориентирование, с разрешения командира движение может приостанавливаться.
В любых условиях обстановки успех марша во многом зависит от навыков и умения командира взвода готовить подразделение к маршу и управлять им в ходе его совершения, а также от подготовки водительского состава и состояния боевой техники.
ГЛАВА VI